Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Венедиктовой Е.А.
судей
Сопраньковой Т.Г,
Литвиновой И.А.
при секретаре
Медведеве Д.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N2-4518/2013 по апелляционной жалобе Жилкина А.А. на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 09 октября 2013 года по иску Военного комиссариата Санкт-Петербурга к Жилкину А.А. о взыскании неосновательно полученных денежных средств.
Заслушав доклад судьи Венедиктовой Е.А., объяснения ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Военный комиссариат обратился во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с данным иском, указывая, что с " ... " ответчику была назначена пенсия по линии Министерства обороны РФ. При оформлении пенсии " ... " Жилкиным А.А. было подано заявление о назначении пенсии по линии Министерства обороны РФ где указано, что порядок выплат пенсии ему известен и сумму переплаты обязуется вернуть, кроме того ответчик в тот же день подписал обязательство своевременно сообщать о наступлении условий, лишающих его право на пенсию. " ... " истцу из данных прокуратуры Санкт-Петербурга стало известно о том, что ответчик согласно приказу N ... от " ... " принят на федеральную государственную службу в " ... " Санкт- Петербурга и назначен на должность " ... " Санкт-Петербурга. Согласно выписке из приказа Генерального прокурора РФ N ... от " ... ", ответчику присвоен классный чин - " ... ". Будучи принятым на службу в органы " ... " РФ Жилкин А.А. своевременно не сообщил об этом в военный комиссариат Санкт-Петербурга, вследствие чего, им получена пенсия за период с " ... " по " ... " в сумме " ... ". В добровольном порядке Жилкин А.А. отказался внести в доход федерального бюджета РФ излишне полученную сумму пенсии. На основании вышеизложенного, истец просит взыскать с ответчика излишне полученную пенсию по линии Министерства обороны РФ в размере " ... ".
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 09 октября 2013 года исковые требования Военного комиссариата Санкт-Петербурга к Жилкину А.А. о взыскании неосновательно полученных денежных средств удовлетворены частично; с Жилкина А.А. в пользу Военного комиссариата Санкт-Петербурга взыскана сумма неосновательно полученных денежных средств в размере " ... "; в удовлетворении исковых требований Военного комиссариата Санкт-Петербурга в оставшейся части отказано; с Жилкина А.А. в доход бюджета Санкт-Петербурга взыскана государственная пошлина в размере " ... ".
В апелляционной жалобе ответчик просит постановленное решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, полагает решение суда в части удовлетворенных исковых требований подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что Жилкин А.А. проходил службу в Вооруженных Силах РФ. На день увольнения со службы ответчик являлся " ... ", с " ... " является получателем пенсии на основании положений Закона РФ от 02.02.1993 N 4468-1.
" ... " Жилкин А.А. принят на службу в прокуратуру Санкт-Петербурга и назначен на оперативную " ... " Санкт-Петербурга.
Приказом Генерального прокурора РФ N ... от " ... " Жилкину А.А. был присвоен классный чин " ... ".
Согласно материалам дела ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере " ... "% пенсии Жилкину А.А. не выплачивалась и не начислялась.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что при поступлении ответчика на службу в прокуратуру выплата назначенной ему по линии Министерства обороны Российской Федерации пенсии за выслугу лет должна была быть приостановлена на период прохождения им правоохранительной службы, однако этого сделано не было по причине того, что Жилкин А.А. не выполнил своего обязательства и не сообщил пенсионному органу о поступлении на службу в органы прокуратуры. Руководствуясь требованиями статьи 6 названного Закона Российской Федерации от 2 февраля 1993 г. N 4468-1 и пункта 2.6 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право на получение пенсии за выслугу лет в период службы в прокуратуре у истца отсутствовало; в действиях ответчика суд усмотрел недобросовестность, в связи чем удовлетворил иск Военного комиссариата Республики Санкт-Петербурга о взыскании с Жилкина А.А. полученных им в период службы в органах прокуратуры сумм пенсии и ежемесячной доплаты к ней.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, а также Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П, пришел к выводу о правомерности заявленных истцом требований, поскольку с момента поступления на службу выплата пенсии должна быть приостановлена, соответственно оснований для получения денежных средств ответчиком не имелось, в связи с чем указанные денежные средства являются неосновательным обогащением и подлежат возврату.
Между тем, судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном толковании положений действующего законодательства по следующим основаниям.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии со статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из названных норм следует, что обстоятельством, имеющим юридическое значение для правильного рассмотрения данного дела, является факт недобросовестности получателя неосновательного обогащения, доказывание которого по общему правилу лежит на истце, как на потерпевшей стороне.
Судом первой инстанции данный факт установлен не был.
Из материалов дела следует, что ежемесячная надбавка к денежному содержанию прокурорских работников в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть назначена Жилкину А.А. в соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ответчику установлена не была, поскольку ему была назначена и выплачивалась пенсия за выслугу лет, о чем ответчик сообщил представителю нанимателя при поступлении на службу в органы прокуратуры.
Вместе с тем, самим Законом Российской Федерации от 2 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" на получателя пенсии не возложена обязанность извещать Военный комиссариат Санкт-Петербурга о поступлении на службу в органы прокуратуры.Не опровергнуты судом возражения ответчика о том, что его сообщение при поступлении на службу о факте получения пенсионного обеспечения, не свидетельствовали о намерении последнего сокрыть данные сведения. Жилкину А.А. было отказано в выплате ежемесячной надбавки к денежному содержанию прокурорских работников ввиду получения последним пенсии, что в свою очередь повлекло за собой возникновение обстоятельств, при которых ответчик, обязанный судебным решением возвратить сумму полученных пенсионных платежей, за период службы в прокуратуре лишился и права на получение предусмотренных законом выплат, осуществляемых прокурорским работникам при наличии у них необходимой выслуги лет.
При таких обстоятельствах дела вывод суда первой инстанции о недобросовестности со стороны пенсионера Жилкина А.А. при получении им спорных сумм правильным быть признан не может. Вина ответчика в назначении и выплате ему излишних сумм пенсии, как и его недобросовестность при получении этих сумм, при рассмотрении дела не установлены, поэтому решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных военкоматом требований не является законным и обоснованным, подлежит отмене.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 6 Закона Российской Федерации от 2 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" установлено, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.
Согласно пункту 1 и 3 статьи 40 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются названным Федеральным законом. Порядок прохождения службы военными прокурорами регулируется настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что военными прокурорами назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям статьи 40 настоящего Федерального закона.
Как следует из части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 2 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П, предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.
При этом в названном Постановлении указано, что пенсия подлежит приостановлению в том случае, когда лицо, которому она назначена, вновь поступает на службу на тех же условиях, на которых оно проходило службу.
Между тем, Жилкин А.А. до " ... " проходил военную службу, в связи с которой ему была назначена пенсия за выслугу лет, а " ... " поступил на правоохранительную службу, отличную от военной службы.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 2 февраля 1993 года N 4468-1 служба в органах прокуратуры не учитывается при исчислении выслуги лет необходимой для выплаты военной пенсии, выплачиваемой военным комиссариатом в соответствии с этим Законом.
Следовательно, в данном случае выплата пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 могла быть приостановлена истцу в случае его возвращения на военную службу и приобретением им вновь статуса военнослужащего.
Судебная коллегия полагает, что приостановление выплаты пенсии за выслугу лет на пенсионеров органов военной прокуратуры, поступивших на правоохранительную службу на прокурорские должности без возобновления военной службы, не распространяется. В противном случае нарушается конституционный принцип равенства, поскольку в отличие от другой категории пенсионеров для этой категории граждан отсутствует механизм компенсации приостановления им выплаты пенсии за выслугу лет. Прохождение лицами, получающими пенсию за выслугу лет по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 в связи с прохождением военной службы в органах военной прокуратуры, не влечет увеличения военной выслуги, а также увеличения размера ранее назначенной им пенсии.
При таких обстоятельствах судебная коллегия признает решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 09 октября 2013 года незаконными, принятыми с существенным нарушением норм материального права и подлежащими отмене, полагает необходимым принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 09 октября 2013 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым:
Военному комиссариату Санкт-Петербурга в удовлетворении исковых требований к Жилкину А.А. о взыскании неосновательно полученных денежных средств отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.