Приказ Минюста РФ от 27 декабря 2006 г. N 384
"Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов"
8 июля 2008 г.
Приказом Минюста России от 18 февраля 2016 г. N 38 настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 N 30 "О Типовом Регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305), от 28.07.2005 N 452 "О Типовом Регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 31, ст. 3233), от 11.11.2005 N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 47, ст. 4933) приказываю:
Утвердить прилагаемый Административный регламент исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов.
Министр |
В.В. Устинов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 января 2007 г.
Регистрационный N 8767
Административный регламент
исполнения государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов
(утв. приказом Минюста РФ от 27 декабря 2006 г. N 384)
8 июля 2008 г.
См. Порядок организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, утвержденный приказом ФССП России от 17 декабря 2015 г. N 596
См. справку об административных регламентах исполнения государственных функций и административных регламентах предоставления государственных услуг
См. Методические рекомендации по проведению ежедневных инструктажей судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов перед заступлением на службу, утвержденные ФССП России 22 февраля 2012 г.
I. Общие положения
Административный регламент исполнения государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - административный регламент) разработан в целях повышения эффективности исполнения государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - государственная функция) и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы осуществляют обеспечение установленного порядка деятельности судов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 4 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов") (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4111).
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3590) на судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды).
Исполнение государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов осуществляется в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации;
Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации;
Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 1);
Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3590);
Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст. 5681);
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4111);
приказом Минюста России от 03.12.2004 N 187 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов" (зарегистрирован в Минюсте России 07.12.2004, peг. N 6173) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 50, 13.12.2004).
приказом Минюста России от 03.08.1999 N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности" (зарегистрирован в Минюсте России 16.08.1999, peг. N 1872) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 34-35, 30.08.1999);
Федеральная служба судебных приставов осуществляет функцию по обеспечению установленного порядка деятельности судов непосредственно и через территориальные органы ФССП России.
При исполнении государственной функции осуществлять взаимодействие с:
Министерством внутренних дел Российской Федерации;
Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации;
правоохранительными органами;
судебными органами.
Приказом Минюста РФ от 8 июля 2008 г. N 138 в раздел II настоящего Административного регламента внесены изменения
II. Административные процедуры
См. Методические рекомендации по обеспечению безопасности исполнительных действий судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов
См. Методические рекомендации по обеспечению безопасности при осуществлении предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам, в пределах компетенции и в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов
Исполнение государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов включает в себя следующие административные процедуры:
обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;
исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;
проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела вещественных доказательств и их сохранности;
поддержание общественного порядка в судебных помещениях;
взаимодействие с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;
предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости задержание их с последующей передачей органам внутренних дел;
осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;
См. Методические рекомендации по осуществлению привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю
участие в совершении исполнительных действий.
Обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей
См. Методические рекомендации ФССП России от 5 сентября 2011 г. N 03-11 "По обеспечению безопасности участников судебного процесса и должностных лиц ФССП России"
Обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей (далее - защищаемые лица) состоит в осуществлении судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов мер по предупреждению и пресечению посягательств на их жизнь и здоровье, связанных со служебной деятельностью.
Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц является непосредственное их обращение к старшему судебному приставу или судебному приставу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также председателю суда или председательствующему в суде.
Основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемых лиц, а также непосредственные действия, посягающие на их жизнь и здоровье.
Обеспечение безопасности защищаемых лиц осуществляется судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов в помещении судов, а также в иных помещениях, где проводится судебное заседание, в течение всего судебного заседания, в том числе в случае необходимости по указанию старшего судебного пристава в вечернее время, выходные и праздничные дни.
В соответствии со статьями 17 и 18 Федерального закона "О судебных приставах" предусмотрено применение судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов специальных средств и огнестрельного оружия в целях отражения нападения на защищаемых лиц и в других целях, предусмотренных названными статьями.
В целях обеспечения правильного и своевременного выполнения распоряжений председателя суда, его заместителя, председательствующего в судебном заседании и судей по обеспечению безопасности защищаемых лиц судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов, оценив реальность угрозы жизни и здоровью указанных лиц, немедленно принимает решение по обеспечению их безопасности. При необходимости привлечения дополнительных сил и средств докладывает об этом старшему судебному приставу. Защищаемое лицо ставится в известность о принимаемых в отношении него мерах безопасности.
Обеспечение безопасности защищаемых лиц в помещении суда осуществляется путем проведения следующих мероприятий:
а) установлением старшим судебным приставом мест несения службы для судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в помещении суда, в том числе в зале судебного заседания, а также при входе в совещательную комнату во время нахождения в ней судей, принимающих решение по делу;
б) проверкой судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов перед судебным заседанием помещения судебного заседания, совещательной комнаты и других помещений, где могут находиться защищаемые лица, на предмет обнаружения в них бесхозных вещей, горючих, взрывчатых, отравляющих и иных опасных предметов. Об обнаружении перечисленных вещей и предметов судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов сообщают в органы внутренних дел;
в) осуществлением личного досмотра граждан, находящихся в судебных помещениях, досмотра находящихся при них вещей при наличии достаточных оснований полагать, что указанные граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества. В случаях необходимости судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право задерживать указанных граждан и передавать в последующем в органы внутренних дел, куда также сообщают об обнаружении перечисленных вещей и предметов;
г) проверкой судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов исправности работы средств связи и оповещения, в том числе экстренных;
д) удалением из зала судебного заседания по распоряжению председательствующего и судьи лиц, допустивших нарушения установленного порядка во время судебного заседания.
е) использованием физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом "О судебных приставах".
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.
При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:
- предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью судебного пристава либо других граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным;
- применять указанные силу, средства и оружие соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, силой оказываемого противодействия, стремясь к тому, чтобы любой причиненный при этом ущерб был минимальным;
- обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомить об этом в возможно короткий срок их родственников.
О всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщает старшему судебному приставу и председателю соответствующего суда, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомляет прокурора.
Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не должно создавать угрозу жизни и здоровью присутствующих в суде лиц. Превышение полномочий при применении указанных силы, средств и оружия влечет ответственность, установленную законом.
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, либо задержания лиц в соответствии с судебным актом или преодоления противодействия законным требованиям судебного пристава.
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять специальные средства, имеющиеся на их вооружении, для:
- отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также граждан, находящихся в судебных помещениях;
- пресечения сопротивления, оказываемого судебному приставу, или нападения на него в связи с исполнением им своих служебных обязанностей;
- задержания лица, совершающего преступление против жизни, здоровья или собственности;
- доставления в милицию задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим;
- исполнения принудительного привода в суд или к судебному приставу - исполнителю лиц, которые уклоняются от выполнения законных требований судебного пристава по явке в суд или к судебному приставу - исполнителю.
Запрещается применять специальные средства в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, - за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять огнестрельное оружие для:
- отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также на граждан и судебных приставов, - когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности;
- пресечения попытки завладения оружием или специальными средствами;
- отражения группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения;
- пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.
До применения огнестрельного оружия на поражение оно может быть использовано для предупредительного выстрела.
Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни граждан.
Выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов выполняют распоряжения председателя суда, судьи, председательствующего в судебном заседании и других судей, связанные с обеспечением порядка во время судебного заседания и в помещении суда.
Ежедневно после завершения судебного заседания судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обо всех полученных распоряжениях и принятых мерах по их исполнению письменным отчетом докладывает старшему судебному приставу.
Неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток. Неисполнение законного распоряжения судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов о прекращении действий, нарушающих установленные правила, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов по решению суда применяют к подсудимому и другим участникам судебного процесса меру процессуального принуждения в виде привода в суд.
По уголовному судопроизводству в случае неявки в суд по вызову без уважительных причин подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший и свидетель могут быть подвергнуты приводу.
При наличии причин, препятствующих явке в суд по вызову в назначенный срок, подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший и свидетель, незамедлительно уведомляют орган, которым они вызывались.
Привод состоит в принудительном доставлении лица в суд.
Постановление судьи или определение суда о приводе перед его исполнением объявляется лицу, которое подвергается приводу, что удостоверяется его подписью на постановлении или определении.
При наличии достаточных оснований полагать, что граждане, подвергаемые приводу в суд, имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право проверять у них документы, удостоверяющие личность, осуществлять личный досмотр указанных граждан и досмотр находящихся при них вещей. В случаях необходимости судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право задерживать указанных граждан и передавать в последующем в органы внутренних дел, куда также сообщают об обнаружении перечисленных вещей и предметов.
Привод не может производиться в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.
Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом.
Обо всех случаях привода в ночное время судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в течение двадцати четырех часов в письменном виде уведомляет старшего судебного пристава.
Обеспечение охраны зданий, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов обеспечивают охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время.
При обеспечении охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, находящихся в судебных помещениях, а также осуществлять их личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных оснований полагать, что указанные граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества. В случаях необходимости судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право задерживать указанных граждан и передавать в последующем в органы внутренних дел, куда также сообщают об обнаружении перечисленных вещей и предметов.
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов осуществляют свою деятельность в соответствии с указаниями и распоряжениями старшего судебного пристава и установленными правилами несения службы.
Для охраны здания (зданий) суда, помещений суда и совещательных комнат, обеспечения в суде безопасности судей, присяжных заседателей, участников судебного процесса, свидетелей и иных граждан, находящихся в судебных помещениях, поддержания общественного порядка в судебных помещениях, доставки к месту проведения судебного процесса вещественных доказательств и обеспечения их сохранности, осуществления приводов лиц, уклоняющихся от явки в суд, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов закрепляются за судами на постоянной основе.
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов осуществляют охрану зданий судов в соответствии с табелем поста. Табель поста разрабатывается старшим судебным приставом и согласовывается с председателем соответствующего суда.
Табель постам содержит:
- план дислокации постов;
- перечень находящихся под охраной судебных приставов объектов, печатей и пломб, которыми они опечатываются;
- маршруты движения судебных приставов;
- особые обязанности судебных приставов на каждом посту.
В суде ежедневно ведутся постовые ведомости (приложение N 1). По окончании рабочего дня постовая ведомость подлежит сдаче старшему судебному приставу.
Постовые ведомости хранятся в архиве старшего судебного пристава в течение одного года.
Осмотр здания осуществляется, как правило, в следующем порядке:
внешние стороны объекта;
входы в здание;
общественные места (фойе, коридоры, туалеты, гардеробы);
лестничные пролеты; неохраняемые помещения;
внутренние помещения.
При обнаружении подозрительных предметов судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов должны учитывать следующие рекомендации:
- обращать внимание на то, что большинство взрывных устройств изготовляются кустарным способом, из подручных материалов, поэтому их внешний вид может не отличаться от обычных предметов;
- при поиске взрывного устройства необходимо обращать внимание на предметы, вызывающие подозрение:
а) неизвестного назначения,
б) предметы обихода: сумки, портфели, свертки, чемоданы, посылки и другие предметы, подозреваемые на наличие взрывного устройства,
в) предметы с явными признаками самодельных устройств, а также штатные и самодельные взрывчатые материалы: снаряды, мины, гранаты и их запалы, патроны, капсюли литые, жидкие, порошкообразные, прессованные, гранулированные взрывчатые вещества, детонаторы различных типов, запальные трубки и т.д.
При получении от старшего судебного пристава указаний по охране помещений судов и совещательных комнат судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:
а) осмотреть печати и пломбы на входных дверях помещения для проведения судебного заседания;
б) проверить исправность сигнализации, средств связи, противопожарной сигнализации с отметкой в специальном журнале (приложение N 2) и при обнаружении недостатков доложить председателю суда;
в) осмотреть место проведения судебного заседания.
В случае обнаружения повреждений дверей, замков и печатей в охраняемых помещениях или при наличии других признаков проникновения в помещение судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов немедленно извещает об этом старшего судебного пристава и председателя суда.
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан систематически обследовать коридоры, подсобные помещения, общественные места, лестничные клетки, путем их обхода и осмотра проверять отсутствие свободного доступа посторонним лицам в чердачные и подвальные помещения.
При выявлении в помещении суда лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, нарушающих установленный порядок деятельности суда, судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан выяснить причину их нахождения в здании суда, в случае, когда лица являются участниками судебного процесса или свидетелями, доложить об этом председательствующему или судье. Получив распоряжение председательствующего или судьи об их выводе из здания суда, предложить им покинуть данное помещение, а в случае отказа - удалить этих лиц из здания суда.
Старший судебный пристав при необходимости присутствия судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в зале судебного заседания запрашивает информацию о времени и месте проводимого заседания, количестве участников судебного процесса, степени социальной опасности подсудимого, количестве судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, требующихся для обеспечения безопасного проведения судебного заседания. Поступившая информация фиксируется в специальном журнале (приложение N 3).
Выполнение конкретных служебных поручений судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов вне зала судебного заседания осуществляется на основании распоряжений старшего судебного пристава.
Перед началом судебного заседания судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов докладывает председателю суда, председательствующему в судебном заседании или судье о своем прибытии и до окончания судебного заседания выполняет распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании или судьи, связанные с охраной совещательной комнаты и помещения судебного заседания в рабочее время.
Во время судебного заседания судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов постоянно находится в зале судебного заседания. Покидать зал судебного заседания разрешается только по распоряжению (разрешению) председательствующего в судебном заседании или судьи. По указанию старшего судебного пристава допускается замена судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов другим судебным приставом.
При исполнении своих обязанностей судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в соответствии с конкретной обстановкой самостоятельно, в пределах предоставленных ему полномочий, определяет комплекс мер, направленных на пресечение противоправных действий.
По каждому факту применения физической силы, специальных средств и оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в тот же день докладывает старшему судебному приставу. Гражданин, полагающий, что приставом было необоснованно применены физическая сила, специальные средства и оружие, вправе обратиться с жалобой к старшему судебному приставу района, главному судебному приставу субъекта Российской Федерации для применения мер дисциплинарного характера или в органы внутренних дел и прокуратуры.
По окончании судебного заседания судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов представляет старшему судебному приставу письменный отчет об окончании судебного заседания, о поступивших обращениях со стороны председателя суда, председательствующего в судебном заседании или судьи, участников судебного процесса, а также обо всех происшествиях в зале суда и принятых мерах. Письменный отчет судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов об окончании судебного заседания визируется председателем суда, председательствующим в судебном заседании или судьей.
В случае проведения в одном зале или одним судьей нескольких судебных заседаний судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов представляет письменный отчет после завершения последнего заседания.
Письменные отчеты судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов хранятся в архиве старшего судебного пристава в течение трех лет.
Проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела, вещественных доказательств и их сохранности
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов осуществляет проверку перед судебным заседанием помещения судебного заседания, совещательной комнаты и других помещений, где могут находиться защищаемые лица, на предмет обнаружения в них бесхозных вещей, горючих, взрывчатых, отравляющих и иных опасных предметов, а также лиц, поведение которых либо их внешний вид вызывают подозрение. Указанные лица при наличии достаточных оснований могут задерживаться и передаваться в органы внутренних дел, куда направляются перечисленные вещи и предметы.
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов перед судебным заседанием осуществляет также проверку исправности работы средств связи и оповещения, в том числе экстренных.
В случае обнаружения бесхозных вещей, горючих, взрывчатых, отравляющих и иных опасных предметов, неисправности средств связи и оповещения, в том числе экстренных, судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов незамедлительно докладывает об этом председателю суда, председательствующему в суде и действует в дальнейшем в соответствии с должностными инструкциями и распоряжениями председателя суда.
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов по поручению председателя суда, его заместителя, судьи, а также по распоряжению старшего судебного пристава обеспечивает доставку и сохранность уголовных дел и вещественных доказательств из канцелярии суда к месту проведения судебного заседания или в кабинет судьи.
Получив распоряжение об обеспечении доставки в судебное заседание и охране уголовного дела и вещественных доказательств, судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов или группа судебных приставов прибывают в канцелярию суда вместе с секретарем судебного заседания. После получения секретарем уголовного дела и вещественных доказательств судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов сопровождает его к месту проведения судебного заседания.
Для обеспечения сохранности уголовных дел и вещественных доказательств в местах проведения судебного заседания судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов должны быть выполнены следующие меры предосторожности:
а) предварительно проверено помещение, в котором будет проходить судебное заседание или где временно будут находиться дело и вещественные доказательства (с помещением их в сейф);
б) решен вопрос об охране помещения, где находится уголовное дело, а также в ходе судебного заседания - о непосредственном нахождении возле уголовного дела и вещественных доказательств;
в) привлечение к охране через старшего судебного пристава дополнительных сил и средств;
г) проверка полного исключения возможности проникновения в служебное помещение посторонних лиц;
д) периодически проверять надежность запоров на окнах, дверях;
е) обо всех обнаруженных нарушениях докладывать председателю суда, судье и старшему судебному приставу.
В случае попытки завладения уголовным делом и вещественными доказательствами судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов может обращаться к сотрудникам правоохранительных органов, задерживать лиц, предпринявших такую попытку, с последующей передачей их сотрудникам милиции, применять физическую силу, специальные средства и оружие.
После окончания судебного разбирательства судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов совместно с секретарем доставляет уголовное дело и вещественные доказательства в канцелярию суда, где присутствует при их сдаче в установленном порядке.
Поддержание общественного порядка в судебных помещениях
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в целях поддержания общественного порядка в судебных помещениях имеет право:
- проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, находящихся в судебных помещениях;
- осуществлять личный досмотр граждан, находящихся в судебных помещениях, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных оснований полагать, что указанные граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества. В случаях необходимости задерживать указанных граждан и передавать в последующем в органы внутренних дел, куда также сообщать об обнаружении перечисленных вещей и предметов;
- удалять из зала судебного заседания по распоряжению председательствующего и судьи лиц, нарушивших установленный порядок во время судебного заседания;
- использовать физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом "О судебных приставах", правилами применения и использования оружия и специальных средств должностными лицами службы судебных приставов.
Взаимодействие с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности
При рассмотрении судом уголовных дел в целях безопасности и предупреждения возможных нарушений общественного порядка в судебном заседании, нападения на участников судебного процесса, старший судебный пристав принимает меры по усилению конвойного подразделения судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Взаимодействие между судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, осуществляется в соответствии с планом взаимодействия, в котором распределяются действия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и сотрудников конвойного подразделения по вопросам:
- отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса, когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности;
- пресечения попытки завладения оружием или специальными средствами;
- отражения группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения;
- пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.
Старший судебный пристав при возникновении чрезвычайных ситуаций немедленно привлекает к предупреждению и пресечению противоправных действий все имеющиеся в его распоряжении силы и средства и совместно с сотрудниками милиции осуществляющими конвоирование лиц, содержащихся под стражей, принимает необходимые меры к недопущению побега конвоируемых лиц, захвата заложников, отражает нападение, прекращает доступ в здание суда и залы судебных заседаний.
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов, взаимодействуя с конвойным подразделением, обязан:
- знать и строго выполнять план совместных действий, неукоснительно исполнять указания старшего судебного пристава, при нахождении в зале судебного заседания занять место, указанное старшим судебным приставом либо определенное самостоятельно, и вести постоянное наблюдение за подсудимыми, другими участниками процесса, присутствующими гражданами, быть в постоянной готовности к немедленным действиям по предотвращению побега подсудимых и их нападения, совершения противоправных действий;
- иметь при себе исправное служебное оружие и специальные средства;
- вести постоянное наблюдение за конвоируемыми;
- быть готовым к немедленному предотвращению и пресечению противоправных действий подсудимых;
- при наличии оснований предлагать конвою произвести личный обыск подсудимого или нескольких подсудимых;
- по окончании судебного разбирательства, после вывода подсудимых из зала, освобождения его участниками судебного процесса и гражданами, произвести тщательный осмотр зала суда, включая место нахождения подсудимых за барьером, результаты доложить старшему судебному приставу.
Судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов запрещается:
- вступать с конвоируемыми в разговоры, не относящиеся к порядку конвоирования;
- принимать от них или передавать им от посторонних какие-либо предметы, записки, продукты питания, принимать для отправления письма;
- разглашать организацию охраны подсудимых, а также другие сведения, относящиеся к конвоированию.
Предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости задержание их с последующей передачей органам внутренних дел
В целях своевременного предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право:
- проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, находящихся в судебных помещениях, и граждан, подвергаемых приводу в суд или к судебному приставу-исполнителю;
- осуществлять личный досмотр граждан, находящихся в судебных помещениях, и граждан, подвергаемых приводу в суд или к судебному приставу-исполнителю, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных оснований полагать, что указанные граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества. В случаях необходимости задерживать указанных граждан и передавать в последующем в органы внутренних дел, куда также сообщают об обнаружении перечисленных вещей и предметов.
Судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов при неисполнении их законных распоряжений о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, при воспрепятствовании их законной деятельности, когда они находятся при исполнении своих служебных обязанностей, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда), составляются протоколы об административных правонарушениях, а также может осуществляться доставление и административное задержание физических лиц.
Контроль по реализации функций и полномочий по обеспечению установленного порядка деятельности судов
Контроль по реализации функций и полномочий по обеспечению установленного порядка деятельности судов осуществляется:
- руководителем территориального органа ФССП России - главным судебным приставом субъекта Российской Федерации - не реже двух раз в год;
- начальником отдела организации работы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов - не реже двух раз в год;
- работниками отдела организации работы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов - по соответствующим планам;
- старшими судебными приставами - не реже двух раз в месяц.
III. Порядок обжалования действия (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной функции
Граждане могут обратиться с жалобой на действия (бездействия) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе исполнения государственной функции должностным лицом Управления на основании настоящего Регламента (далее - жалоба) к руководителю Управления территориального органа ФССП России. Если граждане не удовлетворены решением, принятым в ходе рассмотрения жалобы, то они вправе обратиться письменно в ФССП России, а также в суд.
Обращения на действия государственных служащих центрального аппарата ФССП России рассматриваются Министерством юстиции Российской Федерации.
В жалобе указываются:
- фамилия, имя, отчество заинтересованного лица;
- полное наименование юридического лица (в случае обращения организации);
- контактный почтовый адрес;
- предмет жалобы;
- личная подпись заинтересованного лица.
Письменная жалоба должна быть рассмотрена в течение тридцати дней. В двухдневный срок подлежат рассмотрению жалобы на действия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, сопряженные с применением:
- физической силы;
- специальных средств;
- огнестрельного оружия.
Если в результате рассмотрения жалоба признана обоснованной, то соответствующим должностным лицом принимается решение о привлечении к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации должностного лица, ответственного за действие (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе исполнения государственной функции на основании настоящего Регламента и повлекшие за собой жалобу гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Гражданину должностным лицом, рассматривавшим жалобу, направляется сообщение о принятом решении и действиях, проведенных в соответствии с принятым решением, в течение пяти дней после принятия решения.
Все обращения об обжаловании действий (бездействий) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной функции на основании настоящего Регламента, фиксируются в книге учета обращений с указанием:
- принятых решений;
- проведенных действий по предоставлению сведений и (или) применению административных мер ответственности к должностному лицу, ответственному за действие (бездействие) и решение, принятое в ходе исполнения государственной функции, повлекшие за собой жалобу гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Обращения считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы.
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 1
к Административному регламенту исполнения
государственной функции по обеспечению установленного
порядка деятельности судов
_________________ суд
Постовая ведомость
расстановки судебных приставов по обеспечению установленного порядка
деятельности судов на "___" _________ 20__ г.
1. Расчет сил и средств:
Всего по списку _______________
Фактически используется _______
Количество автотранспорта _____
Фактически используется _______
2. Список судебных приставов по охране установленного порядка
деятельности судов (далее - ОУПДС), находящихся вне службы:
Отпуск: Больны:
1. ___________________________ 1. _______________________
2. ___________________________ 2. _______________________
Выходные: По другим причинам:
1. ___________________________ 1. _______________________
2. ___________________________ 2. _______________________
3. Тема инструктажа _____________________________________________________
Инструктаж провел*(1)_________________________________________________
4. Расстановка нарядов судебных приставов по ОУПДС*(2):
N поста |
Вид поста |
Ф.И.О. судебных приставов по ОУПДС |
Время заступления на пост | Роспись судебных приставов в получении инструктажа |
||||||
Время снятия с поста | ||||||||||
/ | / | / | / | / | / | / | ||||
/ | / | / | / | / | / | / |
Старший группы ________________________
(Ф.И.О., подпись)
5. Перемещения судебных приставов по ОУПДС*(3)
_________________________________________________________________________
6. Проверка несения службы*(4)
------------------------------
*(1) Указывается Ф.И.О. и должность проводившего инструктаж, дата и время проведения инструктажа.
*(2) Время заступления и снятия с постов судебных приставов по ОУПДС определяется старшим группы и заносится в таблицу до заступления на службу (начала рабочего времени).
*(3) Учитываются все изменения в графике несения службы судебными приставами по ОУПДС на постах, а также их убытие за пределы суда с указанием причины (распоряжение старшего судебного пристава; обеспечение безопасности участников судебного заседания; осуществление привода; обеспечение доставки к месту судебного заседания уголовного дела, вещественных доказательств и их сохранности; взаимодействие с сотрудниками милиции, осуществляющими конвоирование лиц, содержащихся под стражей; обед и т.д.). Каждая запись заверяется подписью старшего группы с указанием времени, когда она произведена.
Приложение N 2
к Административному регламенту исполнения
государственной функции по обеспечению установленного
порядка деятельности судов
Журнал
учета состояния охранной, пожарной сигнализации и средств связи
в судебных помещениях
N п/п |
Дата и время проверки состояния сигнали- зации и средств связи |
Номер помещения в суде |
Состояние охранной и пожарной сигнали- зации и средств связи |
Выявленные недостатки |
Принятые меры |
Ф.И.О. лица, осуществля- ющего проверку |
Рос- пись |
Ф.И.О. старшего судебного пристава |
Рос- пись |
Дата |
Приложение N 3
к Административному регламенту исполнения
государственной функции по обеспечению установленного
порядка деятельности судов
Журнал
учета распоряжений председателя суда и судей
N п/п |
Дата | Ф.И.О. судьи |
Содержа- ние распоря- жения |
Срок испол- нения |
Форма распоря- жения (письмен- ная, устная, экстрен- ный вызов и т.д.) |
Рос- пись и печать судьи |
Ф.И.О. испол- няющего распо- ряжение |
Дата полу- чения рас- поря- жения |
Рос- пись |
Принятые меры. Результаты исполнения распоряже- ния |
Ф.И.О. старше- го судеб- ного приста- ва |
Роспись | Дата |
Примечание:
В журнале регистрируются поданные заблаговременно и поступившие к старшему судебному приставу от судей (письменные, устные, поступившие по каналам факсимильной связи и др.) заявки на:
- обеспечение разбирательств дел,
- доставку вещественных доказательств и материалов дел,
- обеспечение выездных сессий суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден Административный регламент Минюста России, который определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Регламентирован порядок осуществления следующих административных процедур: обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей; выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде; исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения; обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время; проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела вещественных доказательств и их сохранности; поддержание общественного порядка в судебных помещениях; взаимодействие с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости задержание их с последующей передачей органам внутренних дел; осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю; участие в совершении исполнительных действий.
Определены должностные лица, уполномоченные на осуществление контроля по реализации функций и полномочий по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Руководитель территориального органа ФССП России - главный судебный пристав субъекта РФ осуществляют контроль не реже двух раз в год, старшие судебные приставы - не реже двух раз в месяц.
Установлен порядок обжалования действия (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения указанной государственной функции.
Приказ Минюста РФ от 27 декабря 2006 г. N 384 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 января 2007 г.
Регистрационный N 8767
Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 25 января 2007 г. N 14, в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2007 г., N 2
Приказом Минюста России от 18 февраля 2016 г. N 38 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минюста РФ от 8 июля 2008 г. N 138
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа