Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Ушаковой И.Г., Бурматовой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 25 декабря 2013 года гражданское дело по иску Лапиной А.В., Киселевой Т.В. к Администрации Кетовского района Курганской области о возложении обязанности предоставить в собственность земельные участки,
по апелляционной жалобе Лапиной А.В., Киселевой Т.В. на решение Кетовского районного суда Курганской области от 9 октября 2013 года, которым постановлено:
"в удовлетворении исковых требований , к администрации Кетовского района Курганской области о возложении обязанности предоставить в собственность земельные участки, отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Бурматовой Н.В., объяснения Лапиной А.В., Киселевой Т.В., их представителя Чемякина О.А., представителя Администрации Кетовского района Григорьевой О.В., предстаивтеля Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Меньщиковой Г.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лапина А.В., Киселева Т.В. обратились в суд с иском к Администрации Кетовского района Курганской области о возложении обязанности предоставить в собственность земельные участки.
В обоснование заявленных требований указали, что 09.07.2013 обратились к главе Кетовского района с заявлениями о предоставлении за плату земельных участков площадью , расположенных по адресу: , для ведения личного подсобного хозяйства. К заявлению были приложены выкопировки из кадастрового плана с указанием желаемого местоположения земельных участков. При подаче заявлений им было разъяснено, что решение по данному вопросу не является муниципальной услугой, их заявления будут рассмотрены на заседании межведомственной комиссии Кетовского района. 17.07.2013 на заседании межведомственной комиссии было вынесено решение, согласно которого заявления должны быть рассмотрены после утверждения Правил землепользования и застройки с. Кетово, конкретные сроки не названы. С таким ответом не согласны, поскольку считали, что предоставление им земельных участков является муниципальной услугой, срок для рассмотрения обращений составляет 30 дней, основания для отказа в предоставлении им испрашиваемых земельных участков у Администрации Кетовского района отсутствуют.
На основании изложенного просили обязать Администрацию Кетовского района оказать муниципальную услугу Лапиной А.В. и предоставить в собственность за плату для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок площадью , расположенный по адресу: , согласно схемы расположения земельного участка N 1; обязать Администрацию Кетовского района оказать муниципальную услугу Киселевой Т.В. и предоставить в собственность за плату для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок площадью , расположенный по адресу: , согласно схемы расположения земельного участка N 2.
В ходе рассмотрения дела Лапина А.В., Киселева Т.В. исковые требования уточнили в части площади истребуемых земельных участков, просили обязать Администрацию Кетовского района оказать муниципальную услугу Лапиной А.В. и предоставить в собственность за плату для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок площадью , расположенный по адресу: , согласно схемы расположения земельного участка N 1; обязать Администрацию Кетовского района оказать муниципальную услугу Киселевой Т.В. и предоставить в собственность за плату для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок площадью , расположенный по адресу: , согласно схемы расположения земельного участка .
В судебном заседании представитель истцов Лапиной А.В., Киселевой Т.В. на удовлетворении исковых требований настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что испрашиваемые земельные участки из земель населенных пунктов, расположены в кадастровом квартале .
Представитель третьего лица Администрации Кетовского сельсовета в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, указав, что испрашиваемые земельные участки относятся к землям лесного фонда, в связи с чем не могут быть предоставлены истцам.
Представитель ответчика Администрации Кетовского района в судебное заседание не явился, ранее в судебных заседаниях с исковыми требованиями не согласился, указав, что муниципальная услуга истцам была оказана. Свободных земельных участков не имеется, испрашиваемые земельные участки относятся к землям лесного фонда.
Представитель третьих лиц Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, ГКУ "Курганское лесничество" в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, указав, что испрашиваемые земельные участки относятся к землям лесного фонда. Свободных земельных участков в границах Кетовского сельсовета нет.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Лапина А.В., Киселева Т.В. просят решение суда отменить, вынести решение об удовлетворении их исковых требований. В обоснование жалобы указывают, что решение суда основано на предположении, что испрашиваемые земельные участки относятся к землям лесного фонда. Данный вывод опровергается представленными в материалы дела схемами расположения земельных участков, выполненными кадастровым инженером и кадастровым планом территории. Решение суда вынесено вне заявленных требований, поскольку они не просили возложить обязанность предоставить в собственность земельные участки. Испрашиваемые земельные участки находятся в муниципальной собственности и свободны.
В суде апелляционной инстанции истцы и их представитель доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, представитель Администрации Кетовского района, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, считая его законным.
Представитель Администрации Кетовского сельсовета извещенный о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 ЗК РФ).
Из материалов дела усматривается, что 09.07.2013 истцы Лапина А.В., Киселева Т.В. обратились к главе Кетовского района Курганской области с заявлениями о предоставлении им в собственность за плату для ведения личного подсобного хозяйства земельных участков площадью каждый, расположенных по адресу: (л.д. 6).
К заявлениям были приложены выкопировки из кадастрового плана.
Из представленных в материалах дела схем расположения земельных участков, выполненных кадастровым инженером , следует, что испрашиваемые земельные участки находятся в кадастровом квартале (л.д. 7, 9).
17.07.2013 на заседании межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов градостроительства, предоставления и изъятия земельных участков на территории Кетовского района были рассмотрены заявления истцов.
Комиссия, принимая во внимание информацию главы Кетовского сельсовета о том, что Правила землепользования и застройки с. Кетово в настоящее время не утверждены, рассмотрев планово-картографический материал с. Кетово, вынесла решение рассмотреть заявления Киселевой Т.В. и Лапиной А.В. после утверждения Правил землепользования и застройки с. Кетово (выписки из протокола заседания от - л.д. 57, 58).
По пояснениям представителя Администрации Кетовского района Курганской области, данным в суде апелляционной инстанции истцам отказано в предоставлении земельных участков постановлением от 18.09.2013.
Решением Кетовской сельской Думы от 27.12.2012 были утверждены Правила землепользования и застройки Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области (л.д. 67), но решением Кетовской сельской Думы от 26.02.2013 в связи с выявленными несоответствиями и замечаниями указанные Правила были отменены (л.д. 68).
До настоящего времени Правила землепользования и застройки Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области не утверждены.
В соответствии с ч. 3 ст. 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
В соответствии со ст. 3 названного Закона земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях (п. 3). Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков (п. 4).
В соответствии со ст. 4 этого же Закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (п. 1). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (п. 2).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен ст. 34 ЗК РФ.
Так, в силу п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в п. 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4 ст. 34 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (п. 5 ст. 34 ЗК РФ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в п. 5 настоящей статьи решения (п. 6 ст. 34 ЗК РФ).
Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункты 2 и 8 пункта 1 ст. 1).
П. 2 ст. 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий.
В силу пунктов 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
По смыслу п.п. 1, 2 ст. 85 ЗК РФ уполномоченные органы должны осуществлять предоставление земельных участков с учетом требований градостроительных условий использования, в частности - с учетом границ территориальных зон, которые в свою очередь должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Истцы Лапина А.В. и Киселева Т.В. проживают и зарегистрированы по месту жительства в .
Свободных земельных участков на территории Кетовского района, на территории сельского поселения с. Кетово не имеется, что подтверждается и данными Журнала учета заявлений по состоянию на , в соответствии с которыми на учете в администрации Кетовского района на получение земельных участков в рамках Закона Курганской области от 06.10.2011 N 61 "О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Курганской области" зарегистрировано 239 заявлений.
То обстоятельство, что земельные участки, о предоставлении которых просят истцы, предназначены для ведения подсобного хозяйства, а не для индивидуального жилищного строительства, не опровергает приведенного довода, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" приусадебный земельный участок может также использоваться для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Таким образом, у истцов отсутствует право на приобретение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Кетовского района, поскольку они не являются жителями с. Кетово, Кетовского района Курганской области.
Заслуживает внимания и довод представителя ответчика относительно того, что спорные земельные участки расположены на землях лесного фонда.
В обоснование этого довода в материалы дела представлен проект расширения границ с. Кетово, чертеж земель лесного фонда, согласованный с ГКУ "Курганское лесничество" (л.д. 74, 75).
Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области проведена государственная экологическая экспертиза материалов проекта нормативно-технического документа в области охраны окружающей среды для перевода участка земель лесного фонда ГКУ "Курганское лесничество" в земли населенных пунктов с целью изменения черты с. Кетово Кетовского района Курганской области, согласно экспертному заключению от 13.06.2012 спорные земельные участки расположены в границах ГКУ "Курганское лесничество" Кетовского участкового лесничества Кетовского мастерского участка, заняты защитными лесами категории "лесопарковая зона".
Таким образом, спорные земельные участки расположены на землях лесного фонда, в настоящее время решается вопрос о включении их в черту населенного пункта с. Кетово, правила землепользования и застройки населенного пункта с. Кетово не утверждены, проект планировки территории, где расположены спорные участки не разработан.
Учитывая изложенное, содержание приведенных выше ст. ст. 7, 34, 85 ЗК РФ, ст. ст. 8, 37 Градостроительного кодекса РФ, правовых оснований для предоставления истцам испрашиваемых земельных участков в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования судом первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного решения.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно. Совокупности собранных по делу доказательств дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда, положенные в основу решения, должным образом мотивированы.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кетовского районного суда Курганской области от 9 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу , - без удовлетворения.
Судья - председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.