Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 22 мая 2007 г. N 03-03-06/1/278
См. комментарии к настоящему письму
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу налогообложения расходов на оплату труда работников, работающих сверхурочно, сообщает следующее.
1. Согласно статье 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пункт 3 статьи 255 Кодекса относит к расходам на оплату труда начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок привлечения к сверхурочной работе предусмотрен статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Оплата сверхурочной работы производится в соответствии с положениями статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации, которой определен минимальный размер оплаты труда для сверхурочной работы.
При этом сверхурочная работа должна быть оплачена в повышенном размере независимо от того, соблюден ли порядок привлечения к сверхурочным работам.
По заключению Федеральной службы по труду и занятости нарушение работодателем порядка привлечения к сверхурочной работе (например, превышение максимально допустимого числа часов сверхурочной работы в год) не должно отразиться на реализации права работника на оплату труда за сверхурочную работу.
Таким образом, трудовым законодательством предусмотрена обязанность работодателя оплатить в повышенном размере труд работника, привлекаемого к работе сверхурочно с нарушением ограничений, установленных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса, все расходы, признаваемые при исчислении налоговой базы, должны быть документально подтверждены и обоснованны, то есть экономически оправданны и направлены на получение дохода.
По нашему мнению, оплату сверхурочной работы следует рассматривать для целей налогообложения прибыли как обоснованный расход.
Учитывая изложенное, расходы на оплату труда работников, работающих сверхурочно (в т.ч. если количество часов, отработанных ими сверхурочно, превышает 120 часов в год), в целях налогообложения прибыли относятся к расходам на оплату труда.
2. В части налогообложения единым социальным налогом расходов на оплату труда работников, работающих сверхурочно, если количество часов, отработанных ими сверхурочно, превышает 120 часов в год, сообщаем следующее.
Пунктом 1 статьи 236 Кодекса установлено, что для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам), а также по авторским договорам.
При этом пунктом 3 статьи 236 Кодекса установлено, что данные выплаты не признаются объектом налогообложения у налогоплательщиков-организаций, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Учитывая изложенное, суммы оплаты труда работников, отработавших сверхурочно свыше 120 часов в год, включаются в расходы налогоплательщика и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, данные суммы подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
Заместитель директора |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению Минфина России, оплату сверхурочной работы работников следует рассматривать для целей налогообложения прибыли как обоснованный расход и относить к расходам на оплату труда. Это касается и расходов на оплату сверхурочных при нарушении работодателем порядка привлечения работников к сверхурочным работам (например, если количество часов, отработанных работниками сверхурочно, превышает 120 часов в год). Таким образом, суммы оплаты труда работников, отработавших сверхурочно свыше 120 часов в год, включаются в расходы налогоплательщика и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
Следует иметь в виду, что указанные суммы также подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 мая 2007 г. N 03-03-06/1/278
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные Акты для бухгалтера" от 3 июля 2007 г. N 13