Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Меншутиной Е.Л.,
судей Галановой С.Б., Мадатовой Н.А.,
при секретаре Петровой С.А.,
с участием прокурора Козловой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 января 2013 года апелляционную жалобу Администрации Ногинского муниципального района Московской области на решение Ногинского городского суда Московской области от 29 октября 2012 года по делу по иску Ногинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области" об обязании установить ограждение по периметру, установить систему внешнего видеонаблюдения.
Заслушав доклад судьи Галановой С.Б.,
судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области" об обязании установить ограждение по периметру, установить систему внешнего видеонаблюдения, мотивируя это тем, что
Ногинской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в образовательных учреждениях Ногинского муниципального района, в ходе которой было установлено, что ограждение по периметру территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N. расположенного по адресу: "адрес", система внешнего видеонаблюдения отсутствует. Согласно информации от 21.03.2012 N677/26, предоставленной Администрацией Ногинского муниципального района, территория МБОУ COШ Nне имеет ограждения по периметру, потребность в обеспечении целостности периметрового ограждения составляет 420 метров.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области" - иск не признал, считает, что не представлены доказательства, свидетельствующие об обращении граждан относительно нарушения целостности ограждения территории школы системы видеонаблюдения и освещения прилегающей территории, в исковом заявлении не содержится обоснование невозможности предъявления иска самими гражданами и не представлены доказательства, подтверждающие невозможность самостоятельного обращения вышеуказанных граждан в суд за защитой права, прокурором не представлены доказательства нарушения органами местного самоуправления интересов неопределенного круга лиц. Российской Федерации, общества в целом. Просили в удовлетворении исковых требованиях отказать.
Представители третьих лиц Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы Nи управления образования администрации Ногинского муниципального района Московской области в суд не явились.
Представитель третьего лица Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы Nранее в судебном заседании поясняла, что ограждение территории школы по всему периметру отсутствует, основным ограждением является шлагбаум при въезде на территорию школы.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит вынесенное судебное решение законным и обоснованным.
Согласно пп. 1.1 изменений и дополнений к Уставу МБОУ СОШ N, утвержденных Приказом Управления образования администрации Ногинского муниципального района Московской области от 24.06.2011г. N242, функции учредителя МБОУ COIII Nвыполняет администрация Ногинского муниципального района Московской области в лице Управления образования администрации Ногинского муниципального района Московской области.
В ходе проведенной проверки Ногинской городской прокуратуры установлено, что здание МБОУ не оснащено системой внешнего видеонаблюдения и ограждения по периметру (л.д.6).
Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.09.2008 N 1126 "О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования" утвержден комплекс мер по противодействию терроризму в сфере образования.
В соответствии со ст.51. ст.32 Закона Российской Федерации "Об образовании" от "1992г. N 3266-1 образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников, и несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно п.4 ч.1 ст.31 данного Закона РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, устройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.3.3 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Ногинского муниципального района, утвержденного Решением Совета депутатов Ногинского муниципального района от 16.10.2006 N 671/74. за муниципальными учреждениями имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется на праве оперативного управления и используется в соответствии с целями их деятельности и назначением имущества.
На основании п.6.1 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 N131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимализации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
Согласно п. 10 Конвенции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, целью противодействия терроризму в РФ является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма. П. 11 Конвенции определены основные задачи противодействия терроризму: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
На основании п.3.1 СНиП 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санэпидемиологические правила и нормативы", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010 N 189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
Согласно пункту 5.39 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" утвержденного Приказом Минрегиона от 1 сентября 2009 года N 390 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии с ответом администрации Ногинского муниципального района начальника управления образования - Асосковой Н.С. от 16.07.2012 N 1/2327 МБОУ COШ N4, расположенное по адресу: г. Ногинск, ул. Октябрьская, д.83, нуждается в установке ограждения. Работы по установке забора в 2012 года не предусмотрены. Ограждение школы будет выполнено в 2013 году при выделении средств. Установка камер видеонаблюдения в образовательных учреждениях никакими нормативными документами не регламентируется и носит рекомендательный характер. Выполнение работ по установке видеонаблюдения из средств местного бюджета в 2012 году не запланировано.
При таких данных судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, удовлетворив предъявленные прокурором исковые требования, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, правомерно учел положения, ст. 32 и ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 2366-1 "Об образовании", п.1.4 и 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 и Приказа Министерства образования и науки РФ N 1126 от 1 сентября 2008 года "О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования", и постановил решение, отвечающее вышеуказанным нормам материального права, при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исковое заявление подано Ногинским городским прокурором в защиту гарантированных ст.ст. 37, 41, 43, 45, 55 и 56 Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, заявлено прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем - п.7 ст.27 и п.3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ч.1 ст. 45 ГПК РФ и с целью обеспечения требований безопасности для неопределенного круга лиц, находящихся на территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N4, несоблюдение которых создаст угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. При этом следует отметить, что наличие ограждения территории МБОУ СОШN4 является обязательным требованием для предотвращения противоправных посягательств на жизнь и здоровье неопределенного круга лиц и не может расцениваться как предъявление иска в защиту прав и законных интересов конкретных лиц.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда, а направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм права, оснований для которых не имеется.
Поскольку обстоятельства дела судом первой инстанции установлены правильно, выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам, судом правильно применен закон, решение суда, проверенное в пределах доводов жалобы, подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ногинского городского суда Московской области
от 29 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Ногинского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.