Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Бакулина А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Варламовой Е.А.,
при секретаре Шаровой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 декабря 2013 года апелляционную жалобу Куликова А.В., Куликовой Н.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Куликовой С.А., Суркова В.А., на решение Коломенского городского суда Московской области от 17 июля 2013 года по делу по заявлению Куликова А.В., Куликовой Н.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Куликовой С.А., Суркова В.А., о признании незаконным постановления Администрации городского округа Коломна Московской области от 04.04.2013 N 792, обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения Куликова А.В., Куликовой Н.В., представителя Министерства строительного комплекса Московской области - Васютина А.А.,
УСТАНОВИЛА:
Куликов А.В., Куликова Н.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Куликовой С.А., Суркова В.А., обратились в суд с заявлением о признании незаконным постановления Администрации городского округа Коломна Московской области от 04.04.2013 N 792, обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Требования мотивированы тем, что заявители и члены их семьи являются участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" областной целевой программы "Жилище" на 2009-2012 годы. Семья в составе 4-х человек была включена в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат на приобретение и строительство жилья.
03.04.2013 жилищной комиссией Администрации городского округа Коломна было принято решение о снятии Куликовой Н.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013-2015 годы в связи с утратой права на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения по причине достижения Куликовым А.В. возраста 37 лет.
По мнению заявителей, названное постановление является незаконным, поскольку действующее законодательство не содержит такое основание исключения из числа участников Подпрограммы как достижение возраста 35 лет. Семья Куликовых Н.В., А.В. при включении в состав участников отвечала требованиям, изложенным в Подпрограмме. Неполучение социальных выплат на приобретение жилого помещения в период действия прежней программы в связи с недостаточным финансированием не может аннулировать право семьи на получение социальных выплат в рамках новой, аналогичной программы.
Уточнив требования, заявители просили признать незаконным постановление Администрации городского округа Коломна Московской области от 04.04.2013 N 792 о снятии Куликовой Н.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013-2015 годы; обязать Администрацию городского округа Коломна Московской области восстановить Куликову Н.В. с составом семьи 4 человека на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013 - 2015 годы (л.д. 21-26).
В судебном заседании заявители Куликов А.В., Куликова Н.В. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель Администрации городского округа Коломна Московской области Григорьев А.А. с заявлением не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 29-32).
Решением Коломенского городского суда Московской области от 17 июля 2013 года в удовлетворении заявления Куликова А.В., Куликовой Н.В. отказано.
В апелляционной жалобе Куликов А.В., Куликова Н.В. просят об отмене данного решения, как незаконного и необоснованного.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Администрации городского округа Коломна Московской области и Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Коломна не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
17.09.2001 Правительством РФ было принято постановление N 675, утвердившее Федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы, в состав которой вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.
Постановлением Правительством РФ от 13.05.2006 N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Согласно п. 5 указанных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 18 Правил определены основания для отказа в признании молодой семьи участником подпрограммы, которыми являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным в пункте 5 настоящих правил;
б) непредоставление или предоставление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Порядок и условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены в постановлении Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, которым утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Условия признания молодой семьи участником подпрограммы для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, предусмотренные в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, соответствуют условиям, ранее указанным в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
В соответствии с пунктами 20 - 26 указанных Правил орган местного самоуправления в срок до 1 сентября, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы и предоставляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который затем формирует свой сводный список и направляет его государственному заказчику программы. После определения государственным заказчиком программы размера субсидии, представляемой бюджету субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает списки молодых семей - претендентов на получение указанной социальной выплаты, а после этого доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств и выписки из утвержденного списка молодых семей. В течение 2 месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований орган местного самоуправления производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Аналогичные условия предоставления социальных выплат молодым семьям закреплены постановлениями Правительства Московской области от 27.03.2009 N 241/12 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2009-2012 годы, от 29.08.2012 N 1064/32 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области " Жилище" на 2013 - 2015 годы", постановлением Администрации городского округа Коломна Московской области от 21.03.2013 N 691 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городском округе Коломна Московской области на 2013-2015 года".
Материалами дела подтверждается, что постановлением Администрации городского округа Коломна Московской области от 09.09.2010 N 2165 Куликова Н.В. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с 17.08.2010 для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" областной целевой программы "Жилище" на 2009-2012 годы составом семьи 4 человека.
Как установил суд, на момент принятия решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" семья Куликовых отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты.
03.04.2013 Жилищная комиссия Администрации городского округа Коломна приняла решение ходатайствовать перед Главой городского округа Коломна о снятии Куликовой Н.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013-2015 годы на основании первого абзаца п. 16 Правил предоставления молодым семьям-участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013-2015 годы социальных выплат на приобретение жилого дома, утвержденных постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 N 1064/32.
Постановлением Администрации городского округа Коломна Московской области от 04.04.2013 N 792 Куликова Н.В. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013-2015 годы в связи с тем, что 29.03.2013 мужу Куликовой Н.В. - Куликову А.В. - исполнилось 37 лет.
Признавая законным исключение семьи Куликовых из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", суд первой инстанции исходил из того, что при достижении супругом Куликовой Н.В. - Куликовым А.В. -возраста 37 лет семья Куликовых перестала отвечать требованиям, установленным пп. "а" п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, пп. 1 п. 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденных постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 N 1064/32, раздела 3 постановления Администрации городского округа Коломна Московской области от 21.03.2013 N 691 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городском округе Коломна Московской области на 2013-2015 годы", предусматривающих, что участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет.
С такими выводами суда согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с п. 1 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденных постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 N 1064/32, настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям - участницам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013-2015 годы социальных выплат на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынке жилья или создания объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение, а также использования таких выплат.
Согласно п. 5 указанных Правил для целей федеральной подпрограммы и Подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Постановление Администрации городского округа Коломна Московской области от 04.04.2013 N 792 о снятии Куликовой Н.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013-2015 годы не отвечает целям действующего законодательства, поскольку ни постановление Правительства РФ от 13.05.2006 N 285, ни постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 не предусматривают возможность исключения молодой семьи из участия в подпрограмме, в том числе по признакам достижения предельного возраста.
Согласно пп. "а" п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами не предусмотрена, предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, при этом основанием для внесения таких изменений достижение предельного возраста не является.
Пункт 16 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденных постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 N 1064/32, которым руководствовалась Администрация городского округа Коломна, принимая оспариваемое постановление, также предусматривает основания для отказа в признании молодой семьи участницей федеральной подпрограммы и Подпрограммы.
Как было указано выше, семья Куликовых отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участниками подпрограммы, однако в силу недостаточного финансирования социальная выплата указанной семьей получена не была, что, по мнению судебной коллегии, не должно каким-либо образом ущемлять права данной семьи на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, так как в противном случае нарушаются конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав.
Таким образом, в целях устранения нарушений прав заявителей на Администрацию городского округа Коломна должна быть возложена обязанность по восстановлению семьи Куликовых на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013-2015 годы.
При изложенных обстоятельствах постановленное по делу решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявления Куликова А.В., Куликовой Н.В.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Коломенского городского суда Московской области от 17 июля 2013 года отменить, постановить по делу новое решение, которым заявление Куликова А.В., Куликовой Н.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Куликовой С.А., Суркова В.А., удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации городского округа Коломна Московской области от 04.04.2013 N 792 о снятии Куликовой Н.В.с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013-2015 годы.
Обязать Администрацию городского округа Коломна Московской области восстановить Куликову Н.В.на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище" на 2013-2015 года составом семьи четыре человека.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.