Методические рекомендации MP 2.2.9.2311-07
"Профилактика стрессового состояния работников при различных видах профессиональной деятельности"
(утв. руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 18 декабря 2007 г.)
Введены в действие с 18 марта 2008 г.
1. Область применения
1.1. Настоящие методические рекомендации устанавливают требования к обеспечению проведения комплекса мер профилактики стрессового состояния работников при различных видах нервно-напряженного, зрительно-напряженного и физического труда.
1.2. Меры профилактики стрессовых состояний предусматривают внедрение рациональных режимов труда и отдыха, комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий для предупреждения воздействия стресс-факторов на организм работающих.
1.3. В основу разработки положено обоснование мер профилактики и предупреждения производственно-профессионального стресса с учетом специфики трудового процесса.
1.4. Рекомендации предназначены для работников служб охраны труда и техники безопасности, физиологов и гигиенистов труда, специалистов медико-санитарных служб и территориальных лечебно-профилактических учреждений, административного аппарата предприятий различных форм собственности, занимающихся вопросами улучшения труда и сохранения здоровья работников.
2. Нормативные ссылки
2.1. Закон РФ от 22.07.93 N 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (ст. 11, 13).
2.2. Федеральный закон от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" с изменениями от 30.12.2001, 10.01.2003, 30.06.2003, 22.08.2004 (ст. 24 - 27).
2.3. Федеральный закон от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (ст. 3, 4, 8, 9, 14, 21).
2.4. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".
2.5. Руководство Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда".
2.6. Методические рекомендации "Физиологическое обоснование организации типового режима труда и отдыха руководящих работников промышленных предприятий".
2.7. Физиологические нормы напряжения организма человека при различных видах трудовой деятельности (физический, умственный, зрительный). Методические указания, утвержденные Межведомственным советом "Медико-экологические проблемы здоровья работающих" 11 февраля 2003 г.
2.8. Временные методические рекомендации по расчету показателей профессионального риска.
2.9. ISO 10075-3:2004. Эргономические принципы, связанные с умственной рабочей нагрузкой, часть 3: Принципы и требования, связанные с методами измерения и оценки умственной нагрузки.
3. Определения, обозначения, сокращения
3.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с государственным контрактом N 2.1/06 на выполнение научно-исследовательских работ по охране труда для нужд Минздравсоцразвития России в 2006 году от 01.11.2006 (протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссии Минздравсоцразвития России от 31.10.2006 N 2).
3.2. Стрессовое состояние - высокая, связанная с влиянием факторов трудовой нагрузки большой интенсивности, длительности или психологической значимости для индивидуума (работающего человека) степень функционального напряжения организма при труде.
3.3. Профессиональный стресс (стрессовое состояние при работе) - особое функциональное состояние организма человека, связанное с воздействием выраженных нервно-эмоциональных нагрузок, которое характеризуется гиперактивацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления, а также, при кумуляции неблагоприятных сдвигов, перенапряжения или переутомления.
3.4. Трудовая нагрузка - количественная мера специфичных для конкретного вида труда совокупностей факторов трудового процесса. Все виды трудовых нагрузок в зависимости от их направленности на определенные физиологические системы делятся на умственную, зрительную и физическую и характеризуются определенной физиологической стоимостью.
3.5. Профилактика стрессового состояния - система мер по организации рационального режима труда и отдыха, коррекции функционального состояния и повышению уровня тренированности, рациональной организации рабочего места с учетом эргономических требований, улучшению психологического климата в коллективе и социальной поддержки. Комплекс мер направлен на снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья работников, предотвращение или замедление прогрессирования заболеваний, уменьшение неблагоприятных для здоровья последствий.
3.6. Режим труда и отдыха - соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления и напряжения в течение длительного периода.
3.7. Сокращения:
ВДТ |
- |
видеодисплейные терминалы: |
КГР |
- |
кожно-гальваническая реакция; |
НТ |
- |
напряженность труда; |
ОДА |
- |
опорно-двигательный аппарат; |
ПДК |
- |
предельно допустимые концентрации; |
ПНС |
- |
периферическая нервная система; |
ПСР |
- |
психическая саморегуляция; |
ПЭВМ |
- |
персональные электронно-вычислительные машины; |
РК |
- |
рациональная психокоррекция; |
ЦВР |
- |
центры восстановления работоспособности; |
ЦНС |
- |
центральная нервная система; |
ЧД |
- |
частота дыхания; |
ЧСС |
- |
частота сердечных сокращений. |
4. Общие положения
4.1. Основными обусловливающими развитие производственно-профессионального стресса (стрессового состояния) трудовыми нагрузками являются:
- при умственной нагрузке - длительный и ненормированный рабочий день с работой в сменном режиме, служебные командировки, работа в состоянии дефицита времени, длительность сосредоточенного внимания, плотность сигналов и сообщений в единицу времени, высокая степень сложности задания, выраженная ответственность, наличие риска для жизни;
- при зрительной нагрузке - высокая точность выполняемой работы, необходимость высокой координации сенсорных и моторных элементов зрительной системы, то есть координации зрения с системой органов движения, время работы с оптическими приборами и время работы непосредственно с экраном видеодисплейных терминалов (ВДТ) и персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ);
- при физической нагрузке - динамические и статические мышечные нагрузки, связанные с подъемом, перемещением и удержанием различного по массе груза, значительные усилия, прикладываемые к органам управления и ручным инструментам, многократно повторяющиеся движения рук различной амплитуды, выполнение глубоких наклонов корпуса, длительное поддержание физиологически нерациональных рабочих поз.
4.2. Характерными особенностями всех современных видов трудовой деятельности являются недостаточный уровень общей двигательной активности (гипокинезия) и пребывание в физиологически нерациональных рабочих позах (неудобная, фиксированная, вынужденная).
4.3. Особенностью развития состояния профессионального стресса является сочетание неблагоприятных факторов трудовой нагрузки с психологическими и организационными. Психологические факторы связаны с организацией работы: степенью широты и свободы принимаемых решений, уровнем влияния и контроля, над собственной рабочей ситуацией, возможностью выбора путей и сроков выполнения задания и контроля над ним. Организационная структура и складывающиеся на работе межличностные взаимоотношения являются самыми сильными факторами, которые могут вызвать производственный стресс.
4.4. Допустимые трудовые нагрузки обеспечивают изменения (колебания) физиологических показателей различных функциональных систем организма в динамике рабочей смены в пределах физиологических норм напряжения организма (приложение 1).
4.5. Длительное и интенсивное воздействие неблагоприятных факторов трудового процесса, превышающих нормируемые (допустимые) значения и соответствующих вредному 3-му классу согласно Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда", формирует профессиональный стресс.
4.6. Формирование производственно-профессионального стресса включает стадии последовательного перехода функционального состояния от напряжения к утомлению, к перенапряжению и к переутомлению. Анализ физиологических особенностей этих состояний позволяет оценить их с точки зрения функциональных уровней, внутри- и межсистемных связей в центральной нервной, нейрогуморальной, сердечно-сосудистой, нервно-мышечной системах, а также со степенью нервно-эмоциональной напряженности трудовой деятельности.
4.7. Выраженная нервно-эмоциональная напряженность труда (класс 3.2 - 3.3) приводит к "изнашиванию" адаптационных механизмов организма и функциональной недостаточности гипофизарно-надпочечниковой системы, гиперактивации процессов свободнорадикального окисления, нарушению липидного обмена. Это проявляется в превышающем средние популяционные значения увеличении индекса атерогенности и его нарастании с увеличением стажа работы, что указывает на повышенный риск развития атеросклероза и других заболеваний сердечно-сосудистой системы.
4.8. Длительное перенапряжение от воздействия интенсивных нервно-эмоциональных нагрузок способствует развитию производственно-обусловленных заболеваний: атеросклероза, ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, невротических расстройств и т.д.
Перенапряжение, развивающееся под влиянием сверхнормативных и продолжительных физических нагрузок, способствует формированию профессиональных заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА) и периферической нервной системы (ПНС). Учет факторов формирования профессионального стресса лежит в основе методики расчета риска развития патологии.
5. Методы расчета риска развития профессионального хронического стресса при воздействии стресс-факторов трудового процесса
5.1. При оценке вероятности развития производственно-обусловленной патологии в зависимости от уровня напряженности труда (НТ) на основе полученных результатов производственных и физиолого-клинических исследований был разработан математический способ расчетов интегрального показателя оценки уровня напряженности труда () и выделены шесть категорий с конкретными количественными границами. Проведенные психофизиологические исследования у профессий с различной категорией НТ позволили определить у них среднесменные уровни показателей центральной нервной, сердечно-сосудистой систем и провести корреляционный анализ между этими показателями и величинами интегральных оценок напряженности труда (). Было установлено, что между интегральной величиной НТ и показателями эффективности и стабильности ведущих функций ЦНС установлена обратная зависимость, графически представленная в виде кривой типа:
,
где Y - физиологические показатели;
X - напряженность труда.
С увеличением интегрального показателя или категории напряженности труда во всех группах возрастает нервно-психическое напряжение, но у мужчин за счет такой характеристики ведущих функций ЦНС, как эффективность, а у женщин за счет стабильности. Между величиной и показателями сердечно-сосудистой системы наблюдается прямая зависимость, представленная уравнением логарифмической регрессии в виде:
,
где Y - физиологические показатели;
X - напряженность труда.
Исключение составляла только обратная и недостоверная связь показателя общего периферического сопротивления с величиной L. С возрастанием величины L или категории НТ во всех группах наблюдается повышение напряжения регуляторных механизмов сердечно-сосудистой системы, проявляющееся увеличением изученных показателей гемодинамики. Одновременно установлено нарастание активности симпатико-адреналовой системы.
С повышением величины интегрального показателя НТ или категории НТ существенно возрастает общее рабочее напряжение организма работающих, которое может перейти в перенапряжение, а в последующем к развитию производственно-обусловленных заболеваний. На примере 10 профессиональных групп проведен корреляционный анализ между процентом выявленных лиц с некоторыми формами общесоматической патологии и уровнем интегрального показателя L. Выявлена прямая взаимосвязь между величиной интегрального показателя (L) и процентом лиц с установленной патологией: гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и невротические расстройства (общее число), то есть чем выше величина L или категория НТ, тем больше профессиональный риск развития указанной патологии. Проведенный регрессионный анализ показал, что независимо от формы выявленной патологии эта взаимосвязь выражается в виде логарифмического уравнения:
,
где Y - % лиц с выявленной патологией;
X - интегральный показатель уровня напряженности труда;
А - свободный член регрессии;
В - коэффициент регрессии.
Результаты клинических исследований этих профессиональных групп свидетельствуют, что чем выше категория НТ, тем больше процент выявленных лиц с той или иной патологией. Так, гипертоническая болезнь наблюдалась при II категории НТ (допустимый уровень) у женщин в пределах 6,0 - 6,6%, а при III категории (высоконапряженная деятельность) у женщин - 9,77 - 13,0% (у мужчин - 10,77 - 18,9%), при IV категории (очень высоконапряженная работа) Ж - 17,3 - 21,6% (М - 27,0 - 27,3%). Ишемическая болезнь сердца соответственно выявлена у женщин при II категории - 0,9 - 3,2%, при III категории Ж - 1,1 - 4,3% (М - 8,0 - 8,4%), при IV категории Ж - 10,3 - 11,2% (М - до 32,5%). Такая же закономерность установлена и по общему числу невротических нарушений: у женщин при II категории - 18,9 - 34,7%, при III категории Ж - 44,7 - 45,4% (М - 12,1 - 24,4%), при IV категории Ж - 50,9 - 69,6% (М - до 34,3%). Характерной особенностью является то, что у мужчин выше процент патологии сердечно-сосудистой, а у женщин - нервной системы, что не противоречит литературным данным.
В связи с этими исследованиями прогнозирование вероятности развития производственно-обусловленной патологии в зависимости от уровня напряженности труда следует осуществлять раздельно для мужчин и женщин. В таблице 5.1 представлены расчеты, основанные на теоретических кривых по классам напряженности труда. Вышеприведенные данные результатов комплексных профессиографических и физиолого-клинических исследований практически полностью совпадают с рассчитанными уровнями вероятности (в %) развития производственно-обусловленной патологии.
Таблица 5.1
Вероятность развития производственно-обусловленной патологии (гипертонической болезни, ИБС и невротических расстройств) в зависимости от уровня напряженности труда (%)
N п/п |
Формы патологии |
Категории напряженности труда (НТ) |
|||||
I - малонапряженная |
II - средненапряженная |
III - высоконапряженная |
IV - очень высоконапряженная |
V - изнурительно напряженная |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1 |
Гипертоническая болезнь |
Ж |
До 3,4 |
3,5-11,4 |
11,5-17,6 |
17,7-22,6 |
22,7-26,9 |
М |
0 |
0,1-10,3 |
10,4-20,7 |
20,8-29,1 |
29,2-36,2 |
||
2 |
Ишемическая болезнь |
Ж |
До 0,2 |
0,3-3,8 |
3,9 -7,0 |
7,1-8,9 |
9,0-10,8 |
М |
0 |
0,1-6,1 |
6,2-21,2 |
21,3-33,5 |
33,6-43,8 |
||
3 |
Невротические расстройства (общеее число) |
Ж |
До 20 |
20,4-37,3 |
37,4-50,5 |
50,6-61,3 |
61,4-70,3 |
М |
0 |
0,1-11,1 |
11,2-24,2 |
24,3-34,9 |
35,0-43,9 |
5.2. Во время оценки вероятности риска развития профессиональных заболеваний при физическом труде различного характера анализ данных физиолого-клинических исследований позволил выявить зависимость частоты случаев профессиональных заболеваний периферической нервной системы (ПНС) и опорно-двигательного аппарата (ОДА) исследуемых профессиональных групп от тяжести трудового процесса (в соответствии с классом условий труда по Р 2.2.2006-05), которая описывается уравнением логарифмической регрессии в виде:
,
где Y - зависимая переменная;
X - независимая переменная;
А - свободный член регрессии;
В - коэффициент регрессии.
Физический труд, связанный с локальными мышечными нагрузками, характеризуется выполнением большого количества (от 4 до 130 тыс. движений за смену) мелких стереотипных движений пальцами рук, что определяет характер и глубину функциональных сдвигов и патологических нарушений. Множественный регрессионный анализ показал наличие положительной корреляционной связи (Р < 0,01) между:
1 - числом выполняемых движений за смену и степенью утомления нервно-мышечной системы работающих (r = 0,96);
2 - числом движений за смену и частотой профессиональных заболеваний ПНС и ОДА (r = 0,92);
3 - степенью утомления нервно-мышечного аппарата и частотой профессиональной патологии (r = 0,72).
Проведенный расчет зависимости частоты случаев профессиональных заболеваний (945 случаев) от класса тяжести труда при мышечной нагрузке локального характера позволил определить параметры А и Б и представить уравнение регрессии:
,
где Y - процент случаев профзаболеваний;
X - класс условий труда по тяжести трудового процесса.
Коэффициент корреляции между классом условий труда и числом случаев профзаболеваний равен 0,73 (Р < 0,01).
Исходя из представленного уравнения регрессии следует, что при оптимальном - 1-м классе тяжести труда (выполнение до 20 тыс. локальных движений за смену) профессиональные заболевания встречаются в единичных (до 2%) случаях (таблица 5.2), при допустимом 2-м классе условий труда (до 40 тыс. движений) патологические нарушения ПНС и ОДА - в 2,1 - 13,0% случаев. При тяжелом труде - 3-й класс 1-й степени (до 60 тыс. движений) - профессиональные заболевания встречаются в 13,1 - 20,0% случаев; при классе условий труда 3.2 (более 60 тыс. движений) - профессиональная патология выявляется в 20,1 - 28,0% случаев; при классе условий труда 3.3 - более 28% случаев.
Изучение физического труда, связанного с региональными и общими мышечными нагрузками, показало, что факторы трудового процесса, определяющие тяжесть труда (масса поднимаемого и перемещаемого груза, величина динамической и статической нагрузки, число движений, время нахождения в физиологически нерациональных позах и др.), в разных профессиональных группах существенно разнятся. Комплексные физиолого-клинические исследования выявили тесную зависимость степени развивающегося утомления нервно-мышечной системы, а также характера и глубины патологических нарушений ПНС и ОДА от величины физических нагрузок. Результаты множественного линейного регрессионного анализа показали наличие достоверной (Р < 0,001) корреляционной взаимосвязи изучаемых физиологических показателей с воздействием указанных выше факторов тяжести труда: так, коэффициент корреляции с выносливостью мышц составил +- 0,79, биоэлектрической активностью мышц при работе +- 0,92, частотой сердечных сокращений +- 0,88.
Проведенный расчет зависимости частоты случаев (ретроспективный анализ 2318 случаев) профессиональных заболеваний от класса тяжести трудового процесса при мышечной нагрузке регионального и общего характера позволил определить уравнение регрессии:
,
где Y - процент случаев профзаболеваний;
X - класс условий труда по тяжести трудового процесса.
Коэффициент корреляции между классом условий труда и числом случаев профзаболеваний равен 0,64 (Р < 0,05).
Исходя из представленного уравнения регрессии следует, что при оптимальном - 1-м классе тяжести труда вероятность частоты профессиональных заболеваний составила не более 6% (таблица 5.2). При 2-м классе условий труда (допустимом) частота патологических нарушений не превышает 17,0% случаев. При вредном (тяжелом) труде 1-й степени профессиональные заболевания встречались в 17,1 - 28,0% случаев; при классе условий труда 3.2 - в 28,1 - 37,0%; при классе 3.3 профессиональные заболевания могут наблюдаться более чем в 37% случаев.
Таблица 5.2
Вероятность развития случаев профессиональной патологии в зависимости от уровня тяжести трудового процесса (%)
Характер мышечных нагрузок |
Тяжесть трудового процесса |
||||
1-й класс, оптимальный (легкая физическая нагрузка) |
2-й класс, допустимый (средняя физическая нагрузка) |
3-й класс, вредный (тяжелый труд) |
|||
1 степень |
2 степень |
3 степень |
|||
Локальные |
0 - 2,0 |
2,1 - 13,0 |
13,1 - 20,0 |
20,1 - 28,0 |
более 28,0 |
Региональные и общие |
0 - 6,0 |
6,1 - 17,0 |
17,1 - 28,0 |
28,1 - 37,0 |
более 37,0 |
5.3. Для предупреждения развития функционального перенапряжения и профессиональной патологии в результате воздействия производственных стресс-факторов у работников различных отраслей экономики необходимо использовать комплекс адекватных мер профилактики как в режиме рабочего дня, так и вне рабочего времени (рациональный режим труда и отдыха. Психофизиологическая коррекция неблагоприятных функциональных состояний).
6. Рекомендации к организации режимов труда и отдыха работников умственного вида деятельности с различной напряженностью труда
6.1. При пятидневной рабочей неделе и 8-часовой смене продолжительность обеденного перерыва составляет 30 минут, а регламентированные перерывы рекомендуется устанавливать через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 5 - 7 минут каждый. Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного и других анализаторов целесообразно выполнять комплексы физических упражнений, включая упражнения для глаз, в первой половине смены, а в конце рабочего дня показана психологическая разгрузка в специально оборудованных помещениях (приложения 2 - 4).
6.2. С учетом непрерывности трудового процесса трехсменный рациональный режим труда и отдыха при 8-часовом рабочем дне, а также содержание мер профилактики для сохранения высокого уровня работоспособности представлены в таблице 6.1 (1-я группа). В утреннюю смену рекомендуется предусматривать включение в режим рабочего дня 2 регламентированных перерывов и микропауз для активного отдыха. В первый перерыв (5 - 7 мин.) целесообразно повышение двигательной активности за счет выполнения физических упражнений, направленных на нормализацию функций высшей нервной деятельности (приложение 2). Второй перерыв рекомендуется использовать для психологической разгрузки и аутотренинга (приложение 4). Для обеспечения оптимальной работоспособности при работе в вечернюю смену должны более широко использоваться комплексы физических упражнений (приложения 5 - 7). При работе в ночную смену продолжительность регламентированного перерыва в глубокие часы ночи рекомендуется увеличить до 45 минут. Работающим во время перерыва показано выполнение комплекса физических упражнений для релаксации (приложение 8), а также короткий отдых или сон в специально оборудованном помещении.
6.3. К категории труда с очень высокой степенью напряженности относятся работники с выраженным нервно-эмоциональным напряжением, значительным объемом информационной нагрузки, высокой степенью ответственности за работой технологического процесса, работающие в круглосуточном режиме. По виду деятельности эта группа относится к 3-му классу вредности 2 - 3-й степени по напряженности труда.
6.4. Рациональный режим труда и отдыха при 3-сменном графике работы при 8-часовом рабочем дне для операторов с высокой степенью напряженности труда приведен в таблице 6.1 (2-я группа). Регламентированные перерывы должны устанавливаться аналогично перерывам при средней степени напряженности труда, а продолжительность этих перерывов возрастает в утреннюю и вечернюю смены на 10 минут (обеденный перерыв - на 30 мин.), в ночную - на 15 минут. Рекомендуется введение микропауз продолжительностью от 40 секунд до 3 минут в течение рабочего дня по мере необходимости, а в ночную смену через каждый час работы. При создании надлежащих условий в ночную смену следует предусмотреть короткий отдых (кратковременный сон 45 - 60 мин.). А после ночной смены целесообразно спланировать часы сна и строго придерживаться этого распорядка. Сон должен состоять из двух этапов: утром, после работы, - 5 - 6 часов и вечером, перед выходом на работу, - 1 - 2 часа.
Таблица 6.1
Рекомендуемый рациональный режим труда и отдыха для лиц умственного труда при 8-часовом рабочем дне
N п/п |
Перерыв |
Время проведения |
Продолжительность |
Заполнение перерыва |
|
1-я группа |
2-я группа |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Утренняя смена | |||||
1 |
Регламентированный перерыв |
Через 2 час. от начала работы |
5 - 7 мин. |
7-10 мин. |
Комплекс физических упражнений на координацию, точность и быстроту движений, концентрацию внимания |
2 |
Обеденный перерыв |
Через 4 час. от начала работы |
30 мин. |
60 мин. |
Обед в столовой, отдых |
3 |
Регламентированный перерыв |
Через 6 час. от начала работы |
5 - 7 мин. |
10 - 15 мин. |
Психологическая разгрузка |
4 |
Микропаузы |
Индивидуально по мере необходимости |
20 - 40 сек. |
40 сек. - 3 мин. |
Микропаузы активного отдыха |
Вечерняя смена | |||||
1 |
Регламентированный перерыв |
Через 1,5 - 2 час. от начала работы |
5 - 7 мин. |
10 - 12 мин. |
Комплекс физических упражнений общего воздействия |
2 |
Обеденный перерыв |
Через 3,5 - 4 час. от начала работы |
30 мин. |
60 мин. |
Обед в столовой, отдых |
3 |
Регламентированный перерыв |
Через 6 час. от начала работы |
5 - 7 мин. |
10 - 12 мин. |
Комплекс физических упражнений общего воздействия уменьшенной интенсивности. Гимнастика для глаз |
4 |
Микропаузы |
Индивидуально по мере необходимости |
20 сек. - 2 мин. |
40 сек. - 3 мин. |
1. Дыхательные упражнения. 2. Микропаузы для снятия эмоциональных перегрузок (психорегуляция) |
Ночная смена | |||||
1 |
Перерыв для приема пищи |
2,00 - 2,30 |
30 мин. |
45 мин. |
Прием горячей пищи в столовой |
2 |
Регламентированный перерыв. Поочередный индивидуальный отдых при подмене отдыхающего наладчиком или другим оператором |
Глубокие часы ночи |
45 мин. |
60 мин. |
1. Комплекс физических упражнений для релаксации. 2. Короткий сон, отдых в специально оборудованном помещении. 3. Прием адаптогенов (горячий чай, кофе, кислородные коктейли) или выполнение комплекса активизирующих физических упражнений |
3 |
Микропаузы |
Индивидуально по мере необходимости |
Через 1,5 час. работы |
Через каждый час работы |
Физические упражнения общего воздействия для отдельных функциональных систем мышечных групп |
6.5. Труд многосменных профессиональных групп (операторов) часто связан с 12-часовым круглосуточным режимом работы. При изнурительной напряженности труда (3-й класс вредности 3-й степени) продолжительность рабочей смены, составляющая 12 часов, не рекомендуется.
6.6. При 12-часовых рабочих сменах для работников со средним уровнем напряженности труда рекомендуется предусмотреть в динамике рабочей смены два обеденных перерыва общей продолжительностью 1,5 часа (первый - через 3,5 - 4,0 часа, второй - через 7,5 - 8,0 часа от начала работы). При работе в дневную 12-часовую смену рекомендуется предоставлять четыре регламентированных перерыва по 10 минут с общей продолжительностью 40 минут. (Первый - через 1,5 - 2,0 часа от начала работы, второй - через 1 час после первого обеденного перерыва, третий - через 1,0 - 1,5 часа после второго обеденного перерыва, четвертый - за 1 час до окончания смены.) Через 2,0 - 2,5 часа после первого обеденного перерыва рекомендуется предоставлять индивидуальный ночной отдых на 45 - 60 минут для кратковременного сна или отдыха. С учетом производственной ситуации возможно смещение времени рекомендуемых перерывов в пределах 30 минут. Во время регламентированных перерывов следует проводить гимнастику общего воздействия, направленную на снижение утомления мышц шеи, плечевого пояса, рук, ног, а также гимнастику для глаз, аутотренинг или центральную электроаналгезию (приложения 3, 4; 5 и 9). Указанные мероприятия можно проводить непосредственно на рабочих местах, но целесообразно осуществлять в помещениях оздоровительного комплекса.
6.7. У работников с высокой степенью напряженности труда (3-й класс, 2-я степень) при 12-часовой дневной смене рекомендуется предоставлять 4 регламентированных перерыва в счет рабочего времени с общей продолжительностью около 40 минут (первый - через 1,5 - 2,0 час. от начала работы, второй - через 1,0 - 1,5 час. после 1-го обеденного перерыва, третий - через 1,0 - 1,5 час. после 2-го обеденного перерыва, четвертый - за 1 час до окончания смены). Продолжительность одного регламентированного перерыва - 8 - 10 минут. Рекомендуется работникам индивидуально по мере необходимости введение через каждый час работы микропауз продолжительностью по 3 - 5 минут каждая, во время которых можно выполнять комплексы из 2 - 3 упражнений и самомассаж рук и ног (приложения 6, 10, 11).
6.8. В ночную смену работникам рекомендуется предоставлять регламентированные перерывы в счет рабочего времени через каждый час работы по 5 - 8 минут. В промежутке между первым и вторым обеденным перерывом, то есть через 1,5 - 2,0 часа после первого обеденного перерыва (глубокие часы ночи), рекомендуется предоставлять индивидуальный отдых на 45 - 60 минут при подмене отдыхающего (для кратковременного сна и отдыха в специально оборудованном вблизи рабочих мест помещении или оздоровительном комплексе), а также для приема адаптогенов (горячий чай, кофе, кислородные коктейли, витамины).
6.9. При непрерывности хода технологического процесса и постоянного контроля за ним со стороны работника (операторы, диспетчеры и т.д.) для предоставления последним длительных регламентированных перерывов (индивидуальный отдых для кратковременного сна 45 - 60 мин.) в ночные часы работы (смены) необходимо осуществлять его подмену другим лицом.
7. Рекомендации к организации режимов труда и отдыха работников зрительно-напряженного труда (пользователи ВДТ и ПЭВМ)
7.1. Организация режимов труда и отдыха при работе с ПЭВМ в соответствии с СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" осуществляется в зависимости от вида и категории трудовой деятельности.
Виды трудовой деятельности разделяются на 3 группы: группа А - работа по считыванию информации с экрана ВДТ с предварительным запросом; группа Б - работа по вводу информации; группа В - творческая работа в режиме диалога с ПЭВМ. При выполнении в течение рабочей смены функций, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ следует принимать ту, которая занимает не менее 50% времени в течение рабочей смены или рабочего дня.
Для видов трудовой деятельности устанавливаются 3 категории тяжести и напряженности работы с ПЭВМ, которые определяются: для группы А - по суммарному числу считываемых знаков за рабочую смену, но не более 60 000 знаков за смену; для группы Б - по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочую смену, но не более 40 000 знаков за смену; для группы В - по суммарному времени непосредственной работы с ПЭВМ за рабочую смену, но не более 6 часов за смену.
В зависимости от категории трудовой деятельности и уровня нагрузки за рабочую смену при работе с ПЭВМ устанавливается суммарное время регламентированных перерывов (таблица 7.1).
7.2. Для предупреждения преждевременной утомляемости пользователей ПЭВМ рекомендуется организовывать рабочую смену путем чередования работ с использованием ПЭВМ и без него.
При возникновении у работающих с ПЭВМ зрительного дискомфорта и других неблагоприятных субъективных ощущений, несмотря на соблюдение санитарно-гигиенических и эргономических требований, рекомендуется применять индивидуальный подход с ограничением времени работы с ПЭВМ.
7.3. В случаях, когда характер работы требует постоянного взаимодействия с ВДТ (набор текстов или ввод данных и т.п.) с напряжением внимания и сосредоточенности, при исключении возможности периодического переключения на другие виды трудовой деятельности, не связанные с ПЭВМ, рекомендуется организация перерывов по 10 - 15 минут через каждые 45 - 60 минут работы.
7.4. Продолжительность непрерывной работы с ВДТ без регламентированного перерыва в соответствии с санитарными нормами и правилами СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 не должна превышать 1 час.
Таблица 7.1
Суммарное время регламентированных перерывов в зависимости от продолжительности работы, вида и категории трудовой деятельности с ПЭВМ
Категория работы ПЭВМ |
Уровень нагрузки за смену при работе с ПЭВМ |
Суммарное время перерывов (мин.) |
|||
|
группа А, количество знаков |
группа Б, количество знаков |
группа В, (час) |
при 8-часовой смене |
при 12-часовой смене |
I |
До 20 000 |
До 15 000 |
До 2 |
50 |
80 |
II |
До 40 000 |
До 30 000 |
До 4 |
70 |
110 |
III |
До 60 000 |
До 40 000 |
До 6 |
90 |
140 |
7.5. При работе с ПЭВМ в ночную смену (с 22 до 6 час), независимо от категории и вида трудовой деятельности, продолжительность регламентированных перерывов следует увеличивать на 30%.
7.6. Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, а также предотвращения развития позотонического утомления целесообразно выполнять комплексы физических упражнений (приложения 3, 4; 5).
7.7. Работающим на ПЭВМ с высоким уровнем напряженности во время регламентированных перерывов и в конце рабочего дня рекомендуется психологическая разгрузка в специально оборудованных помещениях, комнатах психологической разгрузки (приложения 4; 9, 12 - 14).
8. Рекомендации к организации режимов труда и отдыха для работников физического труда
8.1. Для профессиональных групп, трудовая деятельность которых связана с локальными мышечными нагрузками, в режим труда и отдыха целесообразно включать 2 - 3 регламентированных перерыва общей продолжительностью 15 - 20 минут.
8.2. Для профессий, труд которых связан с региональными нагрузками, в режим труда и отдыха следует вводить не менее 3 регламентированных перерывов общей продолжительностью не менее 20 - 25 минут.
8.3. Для профессиональных групп, труд которых связан с общими мышечными нагрузками, в режим труда и отдыха целесообразно включать не менее 3 регламентированных перерывов общей продолжительностью не менее 35 минут.
8.4. Рекомендуемые режимы труда и отдыха могут быть откорректированы с учетом конкретных производственных условий и тяжести труда. Принципиальным при этом является сохранение общего времени на отдых, числа перерывов и времени их распределения по часам смены.
8.5. Внедрение типовых режимов труда и отдыха не исключает необходимости комплексных мероприятий по дальнейшему улучшению санитарно-гигиенических условий производственной среды, механизации и автоматизации трудовых процессов.
8.6. При разработке профилактических мероприятий необходимо учитывать сменный график работы, в том числе с ночными сменами. Сменный график работы приводит к снижению функционально-приспособительных реакций основных систем организма работника (нейроэндокринной, сердечно-сосудистой, локомоторной и др.) и может явиться причиной развития утомления и переутомления, повышая тем самым физиологическую стоимость труда.
8.7. При производственной необходимости использования сменного графика работы рекомендуется предусматривать полноценный отдых между рабочими сменами или увеличение количества дней для отдыха перед ночной сменой.
8.8. В целях приложения статических усилий при работе с ручными инструментами более 60% времени смены следует проводить систематическую (до двух раз в год) проверку используемых инструментов, так как в процессе эксплуатации их технические характеристики существенно изменяются.
8.9. При значительных физических нагрузках (3-й класс вредности) целесообразно оптимизировать организацию труда. Необходимо предусмотреть смену рабочих операций и сокращение времени выполнения одним работником тяжелых работ за смену, обучение смежным специальностям с целью взаимозаменяемости рабочих.
8.10. Снижение утомительности физических работ можно достичь уменьшением объема вспомогательных операций, которые часто связаны с тяжелыми физическими нагрузками, своевременной заменой изношенного оборудования и т.д.
8.11. Организационно-технические мероприятия по оптимизации труда и рабочего места у работников, связанных с физическим трудом, учитывают неравномерное распределение физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат, значительные статико-динамические нагрузки, длительное поддержание физиологически нерациональных рабочих поз, вынужденные и глубокие наклоны корпуса, которые являются стресс-факторами и причинами нарушений физиологических процессов и могут быть факторами риска в развитии скелетно-мышечных нарушений.
8.12. Для предупреждения развития утомления, функционального перенапряжения и функциональных скелетно-мышечных нарушений работающих факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда, не должны превышать допустимые величины и отвечать требованиям Руководства Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда".
8.13. Тяжесть физического труда, способствующая перенапряжению ОДА, во многом обусловлена массой и габаритами поднимаемых изделий, деталей и т.д. При этом масса однократно поднимаемых и перемещаемых вручную грузов более двух раз в час не должна превышать допустимых для мужчин (15 кг) и женщин (7 кг) величин. Подъем грузов вышеуказанных величин рекомендуется осуществлять только с помощью вспомогательных средств механизации (механизированные тележки, лебедки и т.д.).
8.14. В целях профилактики развития утомления, перенапряжения и развития скелетно-мышечных заболеваний существенное значение имеет соответствие конструкции используемого производственного оборудования, ручного инструмента и т.д. современным требованиям эргономики, а именно антропометрическим данным, физиологическим и психологическим возможностям работающего человека.
8.15. При работах, выполняемых стоя, производственные операции рекомендуется осуществлять в оптимальной рабочей зоне и зоне легкой досягаемости моторного поля, основные параметры которых должны составлять:
- оптимальная зона: 900 - 1150 мм по высоте, 700 мм по фронту и 300 мм по глубине;
- зона легкой досягаемости моторного поля: 750 - 1300 мм по высоте, 1000 мм по фронту и 400 мм по глубине.
8.16. Длительное (25 и более процентов времени смены) пребывание работников различных профессий в физиологически нерациональных рабочих позах является утомительным для организма из-за постоянной статической нагрузки на отдельные мышечные группы, в основном на группы мышц рук, шеи, плечевого пояса, поясничной области, что может явиться причиной возникновения патологических нарушений.
8.17. Организация и оборудование рабочих мест рекомендуется для предупреждения длительного нахождения работающих в неудобных (работа с поворотом туловища, неудобным размещением конечностей и др.), фиксированных (невозможность изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга) или вынужденных (на коленях, на корточках и т.п.) рабочих позах, а также частые (более 100 раз за смену) и глубокие (более 30°) наклоны туловища вперед или вбок, особенно сопровождающиеся вращением туловища.
8.18. С целью снижения статического напряжения мышц туловища и ног, поддерживающих положение стоя, и уменьшения застойных явлений в ногах целесообразно обеспечить рабочее место подъемно-поворотным табуретом с плавной или ступенчатой регулировкой высоты сиденья (в пределах 700 - 840 мм), что позволит работникам ряда профессиональных групп работать в положении "сидя-стоя". Обивка сиденья должна быть полумягкой, нескользкой, воздухопроницаемой, обладать антистатическими свойствами, легко очищаться от загрязнений.
9. Мероприятия по коррекции неблагоприятного функционального состояния работников умственного труда при воздействии производственных стресс-факторов
9.1. Для снижения эмоционального напряжения, обусловленного характером трудовой деятельности работников умственного труда, обосновывается целесообразность включения в распорядок дня индивидуальных сеансов "психологической разгрузки". Сеансы "психологической разгрузки" можно начинать проводить только после овладения основами и техникой их выполнения под руководством инструктора или психоневролога. Для этого необходимо в плане оздоровительных мероприятий предусмотреть достаточное количество занятий с привлечением специалистов соответствующего профиля.
Сеансы "психологической разгрузки" продолжительностью 10 - 20 минут рекомендуется проводить ежедневно в одно и то же время, например, в часы обеденного перерыва, после приема пищи или во второй половине рабочего дня, когда начинает снижаться работоспособность. Место проведения должно быть постоянным или в комнате "психологической разгрузки", или в собственном рабочем кабинете.
9.2. Для профилактики функциональных расстройств у лиц с выраженным нервно-напряженным трудом в качестве "психологической разгрузки" рекомендуются: психическая саморегуляция (ПСР), аутогенная тренировка, функциональная музыка, коррекция функционального состояния с помощью слайд- и видеофильмов, дыхательные упражнения, оптимизирующие функциональное состояние, электротранквилизация (приложения 4; 7, 9, 12 - 14).
9.3. Формирование навыков управления своим состоянием с помощью методов психической саморегуляции (ПСР) повышает устойчивость к действию стресс-факторов, а в случае возникновения экстремальных ситуаций активизирует необходимые резервы.
Психическая саморегуляция включает выработку навыков управления вниманием, оперирование чувственными образами, регуляцию мышечного тонуса и ритма дыхания, словесные внушения (приложение 2).
9.4. Сеансы аутогенной тренировки в течение 20 - 30 мин. используются при оперативных видах деятельности для восстановления функционального состояния, снятия эмоционального напряжения, утомления, увеличения работоспособности в сложных и напряженных условиях труда (приложение 4).
9.5. Сеансы функциональной музыки рекомендуется проводить 10 - 20 мин., они направлены на достижение отвлекающего, расслабляющего эффекта или, наоборот, активирующего при явлениях монотонии. В фонограммах используются как современные произведения, так и фрагменты классической музыки. Восприятие музыки носит исключительно индивидуальный характер, что требует наличия в комнате "психологической разгрузки" большого количества и разнообразия фонограмм (приложение 13).
9.6. Психокоррекция с помощью слайдов и видеофильмов достигается за счет целенаправленного подбора сюжета, объекта съемки, цветового решения. Комбинация зрительных и музыкальных образов позволяет оказывать существенное влияние на уровень активации психофизиологических функций организма, эмоции и мотивационные установки человека. Кроме того, являясь средством эстетического воздействия, слайд-фильмы влияют на эмоциональную окраску переживаний и мотивационные установки субъекта. По принципам действия к слайд-фильмам близки видеофильмы.
По достигаемому психорегулирующему эффекту предлагается три варианта слайд-фильмов: релаксирующие, активирующие (мобилизующие), отвлекающие (приложение 14).
9.7. Дыхательные упражнения для снятия психической напряженности способствуют нервно-мышечной релаксации и оптимизируют функциональное состояние. Проводятся в качестве психологической разгрузки в режиме рабочего дня (приложение 7).
9.8. Метод электротранквилизации центральной нервной системы предназначен для воздействия на центральную нервную систему работников импульсным током с целью снятия утомления и восстановления работоспособности, особенно в ночную смену. При этом уменьшается возбудимость эмоциогенных зон гипоталамуса и создаются благоприятные условия для оптимизации регулирующей функции центральной и вегетативной нервной системы.
Для проведения электротранквилизации центральной нервной системы используются серийные аппараты типа "Лэнар" и "микро-Лэнар". Процедура проводится средним медицинским персоналом или самостоятельно после ознакомления с методикой работы. Продолжительность сеанса 20 - 40 минут (приложение 9).
9.9. В качестве активного отдыха работникам умственного нервно-напряженного труда рекомендуется проводить в регламентированные перерывы длительностью 7 - 10 минут комплекс физических упражнений, стимулирующих деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, снимающих общее утомление и повышающих умственную работоспособность (приложения 2 и 5). В течение 40 - 60 секунд проводится комплекс упражнений, предназначенных для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от ощущения усталости (приложение 6).
9.10. Для снятия утомления зрительного анализатора использовать комплекс упражнений для глаз (приложение 3).
9.11. Профилактика атерогенных изменений липидного обмена предполагает коррекцию избыточной массы тела и рассматривается как средство, повышающее устойчивость к воздействию стресс-факторов. Для этого рекомендуется комплекс физических упражнений, которые проводятся дозированно, в максимальном темпе (приложение 15).
10. Профилактические мероприятия для предупреждения развития стресса у работников зрительно-напряженного труда
10.1. Выполнение требований к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ в соответствии с санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 способствует снижению нагрузки на организм.
При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.
10.2. Рабочие места с ПЭВМ в помещениях с источниками вредных производственных факторов должны размещаться в изолированных кабинах с организованным воздухообменом.
10.3. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600 - 700 мм (но не ближе 500 мм), с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
10.4. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения 0,5 - 0,7.
10.5. Конструкция рабочего стула (кресла) должна позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) должен выбираться в зависимости от характера и продолжительности работы с ПЭВМ и с учетом роста пользователя.
Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществимой и иметь надежную фиксацию.
10.6. Поверхность сиденья, спинки и других частей стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнения.
10.7. При организации и оборудовании рабочих мест с ПЭВМ предусматривают обеспечение высоты рабочей поверхности стола в пределах 680 - 800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм.
10.8. Модульными размерами рабочей поверхности стола для ПЭВМ, на основании которых должны рассчитываться конструктивные размеры, следует считать: ширину 800, 1000, 1200 и 1400 мм, глубину 800 и 1000 мм при нерегулируемой его высоте, равной 725 мм.
10.9. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, глубиной на уровне колен - не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм.
10.10. Конструкция рабочего стула должна обеспечивать: ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм; поверхность сиденья с закругленным передним краем; регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400 - 550 мм и углам наклона вперед до 15° и назад до 5°; высоту опорной поверхности спинки 300 20 мм, ширину не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости 400 мм; угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах 0 30°; регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260 - 400 мм; стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной 50 - 70 мм; регулировку высоты подлокотников над сиденьем в пределах 230 30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350 - 500 мм.
10.11. Рабочее место пользователя ПЭВМ следует оборудовать подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20°. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.
10.12. Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100 - 300 мм от края, обращенного к пользователю, или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.
10.13. Действие стресс-раздражителя при выполнении зрительно-напряженных работ обусловлено чрезмерным или длительным (по времени смены) воздействием факторов трудового процесса, а именно временем работы с оптическими приборами или непосредственным наблюдением за экраном ВДТ. Воздействие этих факторов является причиной развития зрительного перенапряжения.
10.14. Для снятия зрительного перенапряжения необходимо проведение профилактических мероприятий в режиме рабочего дня: комплекс упражнений зрительной гимнастики, комплекс упражнений для укрепления глазодвигательных мышц и тренировки аккомодации (приложения 3; 16).
10.15. Принимая во внимание, что выполнение зрительно-напряженных работ происходит чаще всего сидя, необходимо выполнение упражнений, направленных на расслабление мышц, принимающих непосредственное участие в работе (приложение 8).
10.16. Повышение уровня общей двигательной активности в режиме рабочего дня в сочетании с комплексом зрительной гимнастики повышает устойчивость к формированию производственного стресса у лиц, выполняющих зрительно-напряженные работы.
11. Профилактика стресс-воздействия у работников физического труда
11.1. Для снятия мышечного напряжения у работников физического труда, с учетом характера мышечных нагрузок, регламентированные перерывы следует использовать для проведения физкультурных пауз, самомассажа рук, шеи, поясницы и ног, производственной гимнастики.
11.2. Для профессиональных групп, трудовая деятельность которых связана с локальными мышечными нагрузками, приходящимися преимущественно на мышцы кистей и пальцев рук, регламентированные перерывы в режиме рабочего дня следует заполнять физкультурной паузой, самомассажем рук и производственной гимнастикой (приложения 8, 10).
11.3. Для профессиональных групп, трудовая деятельность которых связана с мышечными нагрузками, приходящимися преимущественно на мышцы рук и плечевого пояса, один из регламентированных перерывов через 1,5 - 2,0 часа после начала смены следует заполнить самомассажем рук и плечевого пояса (приложение 8). Два регламентированных перерыва во второй половине смены (через 1,0 - 1,5 час. после обеденного перерыва и за 1,5 - 2,0 час. до окончания работы) следует заполнить физкультминуткой или самомассажем ног при выполнении работ стоя (приложения 6 и 11) и производственной гимнастикой, направленной на расслабление основных работающих мышц (приложение 8).
11.4. Для профессиональных групп, трудовая деятельность которых связана с общими нагрузками, регламентированный перерыв в первой половине смены через 1,5 - 2,0 часа после начала работы следует заполнить физкультпаузой и пассивным отдыхом (приложения 5 и 8). Регламентированные перерывы во второй половине смены через 1,0 - 1,5 часа после обеденного перерыва и за 1,5 - 2,0 часа до окончания работы следует заполнить самомассажем ног (приложение 11) и пассивным отдыхом.
11.5. Мероприятия по профилактике перенапряжения структур нервно-мышечного аппарата следует проводить преимущественно на рабочем месте. В тех случаях, когда работа проводится в помещениях, условия которых не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, профилактические мероприятия следует проводить в специально отведенных помещениях (комнатах отдыха).
11.6. Оздоровительные мероприятия необходимо проводить в первую очередь длительно работающим в условиях значительных физических функциональных перегрузок, то есть хронического производственного стресса, а также лицам с поражением нервно-мышечного аппарата спины профессионального и общего характера.
12. Организационно-психологические меры, направленные на профилактику профессионального стресса
12.1. В понедельник целесообразно ограничить объем служебных мероприятий (собраний, совещаний).
12.2. С целью необходимости упорядочения времени проведения производственных совещаний, технических советов целесообразно проведение их на всех уровнях управления во второй половине рабочего дня в понедельник и пятницу. При длительности совещания более 1,5 часа необходимо назначение 10 - 15-минутных перерывов через 1,5 часа работы.
12.3. Для предотвращения эмоционального перенапряжения необходимо составлять четкие временные планы-графики производственных совещаний с указанием их содержания. Также необходимо избегать планирования излишне длительных совещаний.
12.4. Для создания благоприятного психологического климата необходимо привлечение персонала к участию в принятии решений, связанных с реорганизацией структуры или технологического процесса в производственных коллективах. Подобное участие помогает персоналу принять перемены и дает ему возможность высказать свое мнение и "озвучить" претензии.
12.5. Необходимо предоставлять сотрудникам самим организовывать свою работу. Понимание того, что у работающих есть определенное право самим решать, что и как делать на работе, значительно уменьшает негативные последствия стрессов. Организация может предоставить своему персоналу такую возможность, если создаст условия для наполнения содержания работы путем участия персонала в принятии решений, а также если повысит (конкретизирует) ответственность работников за результаты труда.
12.6. Нужно обеспечить четкое определение должностных обязанностей работников. С целью снижения возможности возникновения стресса, связанного с ролевой неопределенностью, надо четко определить должностные обязанности работников и сферу их ответственности.
12.7. Для устранения причин, ведущих к перегруженности или недогрузке работой, руководитель предприятия должен надлежащим образом организовать процессы обучения, беспристрастные решения о повышении в должности и справедливое распределение обязанностей, обеспечить хорошее соответствие требований работы способностям того, кто ее выполняет.
12.8. Рекомендуется обеспечить в организации систему оказания сотрудникам социальной поддержки, которая сделает их менее уязвимыми для негативных последствий стресса. Социальная поддержка способна минимизировать негативные последствия стресса. Одно из объяснений этого феномена заключается в том, что социальная поддержка смягчает воздействие стрессов на лиц, находящихся в сложной ситуации, особенно если эта ситуация - следствие перегруженности работой или ролевого конфликта. Оказать действенную социальную поддержку способны сплоченные рабочие группы и руководители первой линии - супервизоры, обученные доброжелательному и заботливому отношению к подчиненным.
12.9. Целесообразно использовать модификацию поведения как эффективный способ повышения устойчивости к стрессам людей определенного психологического типа личности, имеющих склонность к тревожности, гиперреактивности, с повышенным риском развития ишемической болезни сердца. К характеристикам личности, на которые следует повлиять, относятся чрезмерная напористость, навязанное самому себе постоянное ощущение цейтнота и повышенная активность. Необходимо формировать у работников позитивную эмоциональную реакцию на стрессовые обстоятельства, изменять информационное значение некоторых раздражителей за счет потери ими патогенных свойств путем использования методики рациональной психокоррекции (приложение 17).
12.10. Нужно проводить предсменный контроль функционального состояния работников экстремальных видов деятельности, предъявляющих высокие требования к профессионально значимым функциям, особенно в стрессовых ситуациях, с последующей оценкой результатов исследования методом сравнения с критериальными модельными физиологическими характеристиками (приложение 18).
12.11. Необходимо проводить мониторинг функционального состояния организма человека в течение рабочей смены с помощью автоматизированной системы регистрации и анализа информации с целью постоянного выявления "физиологической цены" производственной деятельности и создания "архива" или "банка" индивидуальных физиологических данных для обоснования рекомендаций, направленных на профилактику нарушений состояния здоровья.
12.12. Возможно использование профессионального отбора как средства оценки профессиональной пригодности для выявления максимального соответствия индивидуальных физиологических характеристик, особенностей и возможностей человека тем общим и специфическим требованиям, которые предъявляют к нему определенные виды профессиональной деятельности с целью повышения надежности и безаварийности работы в экстремальных, стрессовых ситуациях.
12.13. Целесообразно создание системы мер, направленных на профилактику стрессового состояния и сохранения здоровья работающих:
- обучение и повышение квалификации на базе корпоративных образовательных центров с использованием компьютеризированных программ и обучение на базе Интернета для повышения профессионального уровня специалистов, отработки безопасных приемов труда и соблюдения правил и норм безопасности с целью профилактики профессиональной заболеваемости и снижения уровня травматизма;
- формирование навыков, необходимых для принятия решений в сложных производственных и конфликтных ситуациях, и тренировка в использовании этих навыков путем изучения реальных производственных проблем и стресс-факторов, с которыми сталкиваются работающие, а также имитации сложных производственных ситуаций;
- модификация поведения для увеличения эффективности труда работников с помощью аудита (контроля) использования должностных обязанностей;
- использование тренажеров для отработки моделирования поведения, особенно в экстремальных ситуациях и при дефиците времени, индивидуальный тренинг работников нервно-напряженных видов деятельности;
- формирование потребности в здоровом образе жизни как средстве повышения устойчивости к стрессу за счет полноценного питания, увеличения двигательной активности, борьбы с вредными привычками: курением, злоупотреблением алкогольными напитками.
12.14. Для комплексной профилактики профессиональной патологии, укрепления здоровья работающих целесообразно создание центров восстановления работоспособности (ЦБР). Работа физкультурно-оздоровительного центра должна проводиться под контролем врача, а специальные инструкторы-методисты должны составлять комплексы физических упражнений, обновлять и совершенствовать программы целенаправленной гимнастики и нервно-мышечной релаксации.
Библиография
1. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
2. Строительные нормы и правила РФ. Естественное и искусственное освещение: СНиП 23-05-95.
3. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки: СН 2.2.4/2.1.8.562-96.
4. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений: СанПиН 2.2.4.548-96.
5. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования: ГОСТ 12.2.032-78 ССБТ.
6. ССБТ. Оборудование производственное. Общие эргономические требования: ГОСТ 12.2.049-80.
7. Основные принципы и методы эргономической оценки рабочих мест для выполнения работ сидя и стоя: MP N 8212-85.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду "MP N 3212-85"
8. Система человек-машина. Рабочее место оператора. Взаимное расположение элементов рабочего места. Общие эргономические требования: ГОСТ 22269-76.
9. Дисплеи. Рабочее место оператора. Общие эргономические требования и требования к производственной среде. Методы измерения: ГОСТ Р 50923-96.
10. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны: ГН 2.2.5.1313-03.
11. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест: ГН 2.1.6.1338-03.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Установлены требования к обеспечению проведения профилактики стрессового состояния работников при различных видах нервно-напряженного, зрительно-напряженного и физического труда.
Такие меры профилактики предполагают внедрение рациональных режимов труда и отдыха, комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий для предупреждения воздействия стресс-факторов на организм работающих. При этом важную роль играет специфика трудового процесса.
Так, рекомендован рациональный режим труда и отдыха для лиц умственного труда при 8-часовом рабочем дне. Он может предусматривать регламентированные перерывы (для выполнения физических упражнений на координацию, точность и быстроту движений, концентрацию внимания), обеденный перерыв, микропаузы активного отдыха, перерыв для приема пищи.
Методические рекомендации введены в действие с 18 марта 2008 г.
Методические рекомендации MP 2.2.9.2311-07 "Профилактика стрессового состояния работников при различных видах профессиональной деятельности" (утв. руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 18 декабря 2007 г.)
Введены в действие с 18 марта 2008 г.
Текст методических рекомендаций опубликован в Межрегиональном информационном бюллетене "Образование в документах", февраль 2009 г., N 3, в журнале "Библиотека инженера по охране труда", 2012 г., N 11, N 12
Разработаны Государственным учреждением Научно-исследовательский институт медицины труда РАМН (авт. кол-в: Н.Ф. Измеров, В.В. Матюхин, О.И. Юшкова, Н.П. Головкова. А.С. Порошенко, Э.Ф. Шардакова, В.В. Елизарова, Е.Г. Ямпольская, А.В. Капустина).
Рассмотрены Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (протокол от 21 июня 2007 г. N 2).
Утверждены руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 18 декабря 2007 г.