Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу МВД РФ
от 19 мая 2009 г. N 386
Инструкция
о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации
I. Общие положения
1. Основной целью отбора является прием на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации*(1) граждан, способных добросовестно и качественно выполнять возложенные на них обязанности при прохождении службы (работы) в органах внутренних дел.
2. Лица, принимаемые на службу в органы внутренних дел, должны отвечать требованиям, предъявляемым к сотруднику органов внутренних дел статьями 8 и 9 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 70; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 14, ст. 1212; 2007, N 10, ст. 1151; N 49, ст. 6072; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6235)*(2), разделом IV Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14 декабря 1999 г. N 1038 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 апреля 2000 г., регистрационный N 2190)*(3).
Положения Инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации*(4) за исключением раздела IV Инструкции не распространяются на граждан, поступающих на должности федеральной государственной гражданской службы.
3. Требования, предъявляемые к деловым (профессиональным) качествам граждан, принимаемых на службу в органы внутренних дел, определяются должностными обязанностями сотрудников органов внутренних дел, предусмотренными штатной должностью, а также целями и задачами, стоящими перед подразделением, в которое планируется назначение кандидата на службу.
II. Отбор кандидатов на службу (работу) в органы внутренних дел
4. Работа по отбору кандидатов на службу (работу) в органы внутренних дел является одним из направлений их деятельности. Ее организация возлагается на руководителей органов внутренних дел, руководителей их структурных подразделений, в которых предполагается использовать кандидатов, а также на заместителя начальника по работе с личным составом (подразделение по работе с личным составом, помощника начальника по кадрам)*(5).
Результаты работы по отбору кадров на службу в органы внутренних дел отражаются в годовых отчетах. Итоги этой работы обсуждаются ежегодно на коллегиях или оперативных совещаниях, определяются пути ее совершенствования.
5. Основными направлениями деятельности по отбору кандидатов являются:
информирование населения о порядке приема на службу (работу) в органы внутренних дел и условиях службы (работы);
профессионально-ориентационные мероприятия с населением по вопросам службы (работы) в органах внутренних дел;
непосредственный поиск кандидатов;
первоначальные разъяснительные собеседования (консультации) с кандидатом.
6. Информирование населения о порядке приема и условиях службы (работы) в органах внутренних дел осуществляется под руководством подразделения по работе с личным составом. Оно проводится, как правило, на основе специальных целевых программ, носящих комплексный характер, с использованием средств массовой информации, рекламы. Их разработка и проведение осуществляются сотрудниками кадровой службы с участием заинтересованных структурных подразделений органов внутренних дел, центров общественных связей и пресс-служб.
7. Проведение профессионально-ориентационных мероприятий с определенными группами населения (как правило, подпадающими под возрастные критерии отбора) по вопросам службы (работы) в органах внутренних дел организуется подразделениями по работе с личным составом и руководителями структурных подразделений органов внутренних дел. Кроме того, они могут проводиться путем личных встреч и отчетов руководителей и сотрудников органов внутренних дел, членов советов ветеранов перед населением, различными коллективами.
8. Непосредственный поиск кандидатов проводится руководителями и сотрудниками кадровых служб и структурных подразделений органов внутренних дел. Он включает в себя:
целенаправленную работу по отбору кандидатов в образовательных учреждениях профессионального образования, воинских частях и военных комиссариатах, трудовых коллективах, центрах занятости;
публикацию объявлений о вакансиях должностей сотрудников (работников) в конкретном органе внутренних дел;
направление запросов в образовательные учреждения профессионального образования, в общественные организации (общества), командованию воинских частей (подразделений) относительно кандидатов для замещения вакантных должностей в органе внутренних дел;
иные мероприятия.
9. Работа по отбору кандидатов на службу (работу) в органы внутренних дел носит плановый характер и включается в план работы органа внутренних дел и его структурных подразделений.
Планирование осуществляется с учетом текущей и перспективной потребности в кадрах, возможностей конкретных источников комплектования. При этом анализируются и учитываются потребности в кадрах, связанные с изменением штатной численности, перемещением сотрудников по службе, направлением на учебу, увольнением, а также необходимостью удовлетворения потребностей в кадрах других органов внутренних дел (вышестоящих, расположенных в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, комплектуемых на контрактной основе).
III. Изучение кандидатов для поступления на службу (работу) в органы внутренних дел
10. Изучение кандидатов для поступления на службу в органы внутренних дел осуществляется в два этапа:
предварительное изучение;
изучение кандидатов в процессе медицинского освидетельствования, психофизиологического обследования, сдачи испытаний по общей и физической подготовленности.
Кандидаты для поступления на работу испытания по общей и физической подготовленности не сдают.
11. Предварительное изучение кандидатов на службу (работу) в органы внутренних дел организуется руководителем структурного подразделения органа внутренних дел, в котором предполагается использовать кандидата, в порядке, определяемом разделом IV Инструкции о порядке применения Положения о службе.
Кандидат, самостоятельно обратившийся в орган внутренних дел по вопросу приема на службу (работу), также направляется для предварительного изучения к руководителю структурного подразделения органа внутренних дел, где возможно его использование.
Кандидат подает заявление (приложение N 1 к Инструкции), заполняет анкету (приложение N 2 к Инструкции), пишет автобиографию (приложение N 3 к Инструкции).
Руководитель структурного подразделения, в котором предполагается использовать кандидата, лично проводит с ним первоначальное разъяснительное собеседование, в ходе которого выясняет достоверность полученных в процессе предварительного изучения данных, мотивы поступления на службу, разъясняет характер предстоящей работы.
В процессе предварительного изучения кандидата в случае необходимости также проводится беседа с родителями, женой (мужем) кандидата. Обращается внимание кандидата и его родственников на характер будущей деятельности, условия службы (работы) в органах внутренних дел в целом и в конкретном структурном подразделении. Они информируются о гарантиях и компенсациях, установленных законодательством для сотрудников (работников) органов внутренних дел.
12. В случае принятия по итогам беседы, указанной в пункте 11 настоящей Инструкции, решения о продолжении предварительного изучения кандидата ему предлагается представить в подразделение по работе с личным составом:
паспорт;
трудовую книжку (за исключением поступающих на работу впервые, работающих на момент изучения по трудовому договору, а также для принимаемых на работу на условиях совместительства);
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (за исключением поступающих на работу впервые);
документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
для кандидатов на службу или работу по должностям, требующим специальных знаний или специальной подготовки, - документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний.
Кандидатом могут быть представлены письменные рекомендации о возможности его службы в органах внутренних дел, характеристика с последнего места работы.
Проверка представленных кандидатом документов организуется подразделением по работе с личным составом в установленном порядке.
13. Результаты предварительного изучения кандидата (за исключением принимаемых на работу) оформляются справкой в разделе I заключения о приеме на службу в органы внутренних дел (приложение N 4 к Инструкции). В ней отражается:
каким образом выявлен кандидат (обратился лично; рекомендован как возможный кандидат на службу конкретным сотрудником органа внутренних дел; выявлен в результате целенаправленного поиска или иным образом);
кто и когда проводил разъяснительное собеседование;
как, каким образом и в какие сроки проводилось изучение деловых, личных и нравственных качеств кандидата;
какие профессионально значимые деловые качества выявлены при изучении, насколько уровень общей подготовки кандидата позволяет сделать вывод о возможности освоения должностных обязанностей, приобретения необходимых профессиональных знаний, умений и навыков;
какие выявлены основные качества и свойства личности кандидата;
основные мотивы выбора службы, отношение родственников кандидата к его возможной службе в органах внутренних дел;
другие полученные в ходе изучения сведения и факты, представляющие интерес для принятия решения о соответствии кандидата требованиям и условиям приема на службу.
Справка (раздел) подписывается начальником структурного подразделения органа внутренних дел, в котором проводилось изучение кандидата, и сотрудником, проводившим его изучение.
В отношении кандидатов на работу решение об испытании при заключении трудового договора принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. Подразделение по работе с личным составом, получив указание начальника органа внутренних дел, имеющего право назначения на должность, о продолжении изучения кандидата на службу, направляет его на медицинское освидетельствование, психофизиологическое обследование, организует проверку в целях выявления ограничений в приеме на службу в органы внутренних дел, проверку общей и физической подготовленности, проверку по учетам.
15. Медицинское освидетельствование кандидата проводится с целью определения его годности по состоянию здоровья к службе в органах внутренних дел и виду деятельности (в конкретной должности, по специальности) военно-врачебными комиссиями*(6). Порядок медицинского освидетельствования регламентируется Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14 июля 2004 г. N 440*(7).
См. Инструкцию о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденную приказом МВД РФ от 14 июля 2010 г. N 523
Медицинский осмотр (обследование) при заключении трудового договора с кандидатами на работу проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. Психофизиологическое обследование кандидата проводится одновременно с медицинским освидетельствованием в центрах психофизиологической диагностики*(8) МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации с целью определения их профессиональной пригодности к службе в органах внутренних дел.
17. Результаты медицинского освидетельствования и психофизиологического обследования представляются в подразделение по работе с личным составом, сотрудниками которого они переносятся во второй раздел заключения о приеме на службу в органы внутренних дел (приложение N 4 к Инструкции), со ссылкой на номер документа и дату заключения ВВК, освидетельствовавшей кандидата. Диагнозы выявленных при освидетельствовании заболеваний не отражаются.
Заключения ЦПД о целесообразности использования кандидата в предполагаемой должности носят рекомендательный характер.
Раздел подписывается сотрудником подразделения по работе с личным составом, перенесшим записи заключений.
Кандидаты, признанные годными к службе в органах внутренних дел по состоянию здоровья, допускаются к последующим мероприятиям по отбору.
18. Изучение общей и физической подготовленности кандидата на службу в органы внутренних дел проводит подразделение по работе с личным составом в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.
Результаты проверки уровня общей и физической подготовленности заносятся сотрудником подразделения по работе с личным составом в третий раздел заключения о приеме на службу в органы внутренних дел.
IV. Проверка кандидатов, принимаемых на службу (работу) в органы внутренних дел
19. Проверка кандидатов, принимаемых на службу в органы внутренних дел*(9), проводится с целью установления сведений, являющихся ограничениями в приеме на службу в органы внутренних дел, установленными статьей 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции"*(10) и статьей 9 Положения. Проверка проводится с письменного согласия проверяемого лица путем использования оперативных возможностей органов внутренних дел, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
Проверочные мероприятия на граждан, принимаемых на работу, на должности федеральной государственной гражданской службы осуществляются в случаях, когда по характеру занимаемой ими должности им необходим доступ к государственной тайне.
Проверка подразделяется на полную, неполную, местную и дополнительную.
20. Полной проверке подлежат лица:
принимаемые на службу на должности рядового и начальствующего состава, в том числе, направляемые на учебу в образовательные учреждения МВД России;
принимаемые на работу на должности, предусматривающие оформление допуска к государственной тайне по первой и второй формам допуска.
21. Неполной проверке подлежат лица, принимаемые на работу в органы внутренних дел в качестве работников (за исключением лиц, указанных в пункте 20 Инструкции).
22. Местной проверке подлежат лица, принимаемые на должности государственных гражданских служащих и работников (за исключением лиц, указанных в пунктах 20 и 21 Инструкции).
23. Полная проверка проводится в отношении кандидата, его жены (мужа) и их близких родственников.
В процессе полной проверки осуществляются следующие мероприятия:
проверка по учетам органов внутренних дел кандидата, его жены (мужа) и их близких родственников;
проверка по месту жительства кандидата;
подтверждение данных в необходимых случаях через соответствующие органы внутренних дел, органы записи актов гражданского состояния, иные органы.
24. Неполная проверка проводится в отношении кандидата, его жены (мужа) и близких родственников, проживающих совместно с кандидатом, и включает в себя:
проверку по учетам органов внутренних дел;
проверку по месту жительства кандидата.
25. Местная проверка проводится в отношении самого кандидата по учетам органов внутренних дел.
26. Для проведения проверки кандидатов составляется план проведения проверки по форме согласно приложению N 5 к Инструкции, который утверждается руководителем подразделения, имеющим право приема на должность, и скрепляется печатью подразделения установленного образца. Она проводится по формам и в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами МВД России.
Проверка по учетам органов внутренних дел осуществляется:
по оперативно-справочным учетам ГИАЦ МВД России, информационных центров МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации;
по учетам отделов (управлений) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах;
по учетам подразделений собственной безопасности органов внутренних дел.
27. Запросы о проверке, оформляемые в виде требований, направляются:
в отношении кандидата - в информационные центры МВД ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации по месту его рождения и регистрации по месту жительства. При необходимости - в органы внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, в том числе по прежнему;
в отношении жены (мужа) кандидата и их близких родственников - в информационные центры МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации по месту их рождения и регистрации по месту жительства, при необходимости - по прежнему месту жительства.
28. Проверка по учетам органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации*(11) проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
29. Запросы на проверку по учетам органов ФСБ России направляются через соответствующие информационные центры МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.
30. На лиц, уволенных с военной службы, службы в правоохранительных органах (если с момента увольнения прошло не более одного года), мотивированные запросы направляются по месту прохождения службы.
31. В запросах, направляемых в соответствии с пунктами 29, 30 Инструкции, наряду с другими установочными данными кандидата указываются:
основания проверки;
цель проверки, которая позволила бы определить, какого рода информацию необходимо получить в результате проверки (например, подтверждение прохождения службы, употребление наркотических средств);
где проходил службу проверяемый, период службы, занимаемая им должность.
32. В целях установления деловых, личных и нравственных качеств кандидата проводится проверка по месту жительства соответствующими органами внутренних дел.
В материалах проверки по месту жительства кандидата отражаются сведения о его образе жизни, поведении в быту, взаимоотношениях в семье и с окружающими, отзывы о кандидате его родственников, соседей, других лиц, при необходимости - иные сведения.
В обязательном порядке в проверке по месту жительства фиксируются сведения о привлечении кандидата к административной ответственности, доставлении в медицинский вытрезвитель.
Если проверяемый проживает в данной местности менее года, то указанная проверка проводится и по прежнему месту жительства.
33. Если кто-либо из близких родственников кандидата состоит на службе в органах внутренних дел или в других правоохранительных органах, федеральных органах исполнительной власти, где предусмотрено проведение проверки при приеме на службу (работу), соответствующее подразделение по работе с личным составом запрашивает ее результаты. После получения ответа проверка на указанных лиц не проводится.
34. Все полученные в результате проверки данные должны быть тщательно изучены, сопоставлены и сверены с анкетой, автобиографией и справкой о предварительном изучении кандидата. При наличии расхождений данные уточняются. На указанные в настоящем пункте сведения распространяются положения законодательства Российской Федерации о персональных данных.
35. После окончания проверки сотрудником кадровой службы составляется заключение о ее результатах по форме согласно приложению N 6 к Инструкции.
При получении сведений, которые могут препятствовать прохождению службы, в заключении обосновывается возможность приема (или отказа в приеме) кандидата на службу в органы внутренних дел. При этом следует объективно рассмотреть и оценить все характеризующие кандидата сведения.
36. Материалы проверки докладываются для согласования начальнику органа внутренних дел (подразделения), который имеет право назначения на должность (приема на работу). Ее результаты заносятся в четвертый раздел заключения о приеме на службу в органы внутренних дел (приложение N 4 к Инструкции). Раздел подписывается сотрудником подразделения по работе с личным составом, проводившим проверку.
37. Материалы проверки подшиваются в отдельную палку, пронумеровываются и вносятся в опись документов этой папки. Папка хранится в личном деле сотрудника органов внутренних дел (работника) и имеет одинаковый с ним номер*(12).
38. Дополнительная проверка кандидата проводится при необходимости по вновь открывшимся обстоятельствам, связанным с биографией кандидата (сотрудника), а также в случае приема на службу лиц, ранее проходивших службу в органах внутренних дел, в иных правоохранительных органах. Результаты дополнительной проверки отражаются в заключении (приложение N 6 к Инструкции) и приобщаются к основным материалам проверки.
39. Материалы проверки кандидатов, не принятых на службу в органы внутренних дел, по истечении сроков хранения уничтожаются.
V. Принятие решения о приеме кандидата на службу (работу)
40. По окончании изучения и проверки кандидата сотрудник подразделения по работе с личным составом оформляет заключение о приеме на службу в органы внутренних дел (приложение N 4 к Инструкции).
По результатам изучения кандидата даются предложения о приеме на службу в органы внутренних дел, назначении на должность (стажером по должности). Вывод подписывается руководителем структурного подразделения органа внутренних дел, в котором предполагается использовать кандидата, сотрудником подразделения по работе с личным составом, проводившим его изучение, и согласовывается с заместителем начальника органа внутренних дел, курирующим данное структурное подразделение, а также с руководителем подразделения по работе с личным составом органа внутренних дел, начальник которого имеет право назначения на должность. В случаях, предусмотренных статьей 12 Положения, даются рекомендации об установлении и продолжительности испытательного срока, предложения о закреплении за принимаемым в качестве стажера по должности наставника.
Вывод и рекомендации должны основываться на материалах предварительного изучения кандидата и записываться в четких, сжатых и конкретных формулировках*(13).
41. Решение о приеме кандидата на службу в органы внутренних дел принимается начальником органа внутренних дел, имеющего право назначения на должность и скрепляется печатью подразделения установленного образца. Оно оформляется в конце заключения с указанием должности, на которую предполагается назначить кандидата. При назначении кандидата стажером по должности в решении указывается продолжительность испытательного срока, определяется наставник.
42. Кандидаты, в отношении которых принято решение о приеме на службу (работу) в органы внутренних дел, дают обязательство о неразглашении сведений согласно приложению N 7 к Инструкции. Кандидат также обязуется в возможно короткий срок сообщать в подразделение по работе с личным составом обо всех изменениях в его анкетных данных.
43. При назначении кандидата на службу в органы внутренних дел стажером по должности с испытательным сроком начальник структурного подразделения, в котором работает стажер, обеспечивает дальнейшее изучение его деловых и личных качеств. Результаты изучения стажера, его подготовленность к службе в органах внутренних дел, степень соответствия требованиям по должности, на которой его предполагается использовать, отражаются в заключении о проверке соответствия занимаемой должности по результатам испытательного срока (приложение N 2 к Инструкции о порядке применения Положения о службе).
44. Если кандидат не может в настоящее время быть назначен на должность или стажером по должности по причинам, не препятствующим приему его на службу, то данное обстоятельство не может служить основанием для окончательного отказа в приеме на службу. Его кандидатура может быть рассмотрена впоследствии при наличии вакантных должностей.
Материалы изучения данного кандидата хранятся в подразделении по работе с личным составом вместе с материалами проверки и считаются действительными в течение шести месяцев с момента утверждения их начальником органа внутренних дел.
45. В случае, если кандидат не может быть принят на службу в органы внутренних дел, запись об этом делается в соответствующем разделе заключения о приеме на службу в органы внутренних дел сотрудником, проводившим его изучение. При этом дальнейшее изучение кандидата прекращается, о чем ставится в известность руководитель структурного подразделения органа внутренних дел, в котором предполагалось использовать кандидата, а также сам кандидат с указанием причин, препятствующих его приему на службу (с учетом требований, изложенных в пункте 17 Инструкции).
Отказ от приема на работу оформляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
_____________________________
*(1) Далее - органы внутренних дел.
*(2) Далее - Положение.
*(3) Далее - Инструкция о порядке применения Положения о службе.
*(4) Далее - Инструкция.
*(5) Далее - подразделения по работе с личным составом.
*(6) Далее - ВВК.
*(7) Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 июля 2004 г., регистрационный N 5926.
*(8) Далее - ЦПД.
*(9) Далее - проверка.
*(10) Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст. 503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации, и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 360; N 32, ст. 1231; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666; 2000, N 46, ст. 4537; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; N 27, ст. 2700; N 28, ст. 2880; N 50, ст. 4847; 2005, N 13, ст. 1078; N 19, ст. 1752; 2006, N 31, ст. 3452.
*(11) Далее - ФСБ России.
*(12) Материалы проверки работников, на которых личные дела не ведутся, хранятся в специально заведенном для этих целей деле.
*(13) Например: "Считаю возможным назначить Ф.И.О. стажером по должности дознавателя с установлением испытательного срока шесть месяцев. Полагаю необходимым закрепить наставником старшего дознавателя майора милиции Ф.И.О.".
<< Назад |
Приложение >> N 1. Заявление |
|
Содержание Приказ МВД РФ от 19 мая 2009 г. N 386 "О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.