Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Бугровой Н.М.,
судей Калашниковой О.Н. и Раужина Е.Н.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугровой Н.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя АТП П.А. действующего на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ года, на решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 30 октября 2013 года
по иску Д.В. к АТП о взыскании недоплаченной заработной платы и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
Д.В. обратился в суд с исковыми требованиями к АТП (далее по тексту - АТП) о взыскании недоплаченной заработной платы и компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что он работает в АТП водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах.
ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно, что ответчик неверно учитывал время его работы на линии, которое используется при начислении премии за "выполненные рейсы" и за "доходы". Полагает, что поскольку в АТП рабочий день автобуса не разделен на части ответчик обязан был учитывать и оплачивать время работы на линии с момента фиксации в путевом листе времени выезда на линию по момент фиксации в путевом листе времени возвращения с линии, за исключением перерыва на обед. Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ в его расчетный листок также были включены работы, которые им не выполнялись.
Истец считает, что ответчик, установив для водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах часовую тарифную ставку "данные изъяты"., не учел положений Соглашения N 1 "О продлении на 2011 - 2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения (ФОС) по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы и внесении в него изменений и дополнений", заключенного 10.11.2010 г. между Российским автотранспортным союзом и Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, а также решения Губернатора Кемеровской области о повышении заработной платы отдельным категориям работников транспортных предприятий с 01 июня 2011 года на 10 % и с 01 марта 2012 года на 15 %, исходя из содержания которых, следует, что часовая тарифная ставка водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах (6 разряд) должна составлять "данные изъяты"..
Указанные действия ответчика повлекли неверное начисление ему заработной платы, в том числе, доплат, надбавок и премий.
Поскольку ответчик в устранении указанных нарушений в добровольном порядке отказался, истец, ссылаясь на статьи 3, 24, 61, 209, 131, 132 ГПК РФ, статьи 3, 6, 8, 9, 22, 57, 91, 135, 139, 148, 152, 237, 395, главы 37 и 38 ТК РФ, а также статьи 151, 1099, 1101 ГК РФ, обратился в суд с настоящим иском и просит взыскать с АТП в его пользу недоплаченную заработную плату за ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты"., компенсацию морального вреда в сумме "данные изъяты"..
Определениями суда от 13.09.2013 года и от 30.09.2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика были привлечены Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Администрация Кемеровской области и Департамент транспорта и связи Администрации Кемеровской области.
В судебном заседании представитель истца Д.В. - М.Ю., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ года, на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Т.А., действующая на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ года, исковые требования не признала, поддержав доводы письменных возражений.
Третьи лица Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Администрация Кемеровской области и Департамент транспорта и связи Администрации Кемеровской области, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились
Решением Киселевского городского суда от 30 октября 2013 года постановлено:
Взыскать с АТП в пользу Д.В. недоплаченную заработную плату за ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты", компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты", а всего - "данные изъяты".
В удовлетворении оставшейся части исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в сумме "данные изъяты" - отказать.
Взыскать с АТП в доход местного бюджета государственную пошлину в размере "данные изъяты"
В апелляционной жалобе представитель АТП П.А., действующий на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ года, просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Указывает, что при вынесении решения, суд не исследовал обстоятельства осуществления регулирования тарифов на проезд пассажиров городским транспортном в Кемеровской области, а также не исследовал фактическую финансовую связь между субъектом РФ и АТП.
Суд, ссылаясь на положения Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы, а также Соглашение N 1 "О продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2011 - 2013 годы", не принял во внимание тот факт, что АТП фактически финансируется из областного бюджета, и не учел требования статьи 47 Трудового кодекса РФ, которая предусматривает заключение соглашений, требующих бюджетного финансирования по общему правилу до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год.
Кроме того, судом не исследовано и не установлено, что за "решение Губернатора Кемеровской области" повлекло увеличение заработной платы, а также его нормативный характер.
Суд также не учел то обстоятельство, что в соответствии с Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы, а также к Соглашению N 1 "О продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2011 - 2013 годы" на сегодняшний день часовая тарифная ставка для водителей 6 разряда составляет "данные изъяты", в связи с чем, при вынесении решения суд должен был учесть несоответствие размера тарифной ставки действующих на момент спора ( ДД.ММ.ГГГГ) в АТП и несоответствие часовой тарифной ставки установленной Федеральным отраслевым соглашением, а выводы суда о принятии тарифной ставки "данные изъяты". ошибочны.
Представителем истца Д.В. - М.Ю., действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ года, принесены письменные возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений, в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Д.В. состоит в трудовых отношениях с АТП, с ДД.ММ.ГГГГ работает водителем на все марки автобусов для работы на регулярных городских пассажирских перевозках 1 класса (л.д. 7 - 11).
В настоящее время Д.В. имеет 6 разряд.
Согласно пункту 6.1. заключенного между сторонами трудового договора N от ДД.ММ.ГГГГ Д.В. установлена часовая тарифная ставка "данные изъяты" ... Дополнительным соглашением N к трудовому договору N от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ установлена основная часовая тарифная ставка "данные изъяты". с сохранением всех доплат, надбавок и районного коэффициента, предусмотренных пунктом 6.1 договора (л.д. 134).
Согласно пункту 4.8. коллективного договора на 2013-2015 годы АТП размер минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда установлен на основе рекомендаций Департамента транспорта и связи Кемеровской области. С ДД.ММ.ГГГГ применяется тарифная ставка рабочего 1 разряда "данные изъяты". (л.д. 152).
Оплата труда работников автомобильного транспорта производится на основе 18-разрядной тарифной сетки (пункт 4.5. коллективного договора) (л.д. 152).
Размер тарифных ставок и должностных окладов определяется путём умножения минимальной тарифной ставки 1 разряда на тарифные коэффициенты (пункт 4.6. коллективного договора) (л.д. 152).
Согласно пункту 4.3. коллективного договора система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов и иных надбавок компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также условия доплаты стимулирующего характера и система премирования, установлены "Положением по оплате труда и премированию" (л.д. 151).
Пунктами 4.12., 4.16. коллективного договора предусмотрены: оплата за работу в ночное время, в выходной и нерабочий праздничный день; за работу с тяжёлыми условиями труда; доплата за совмещение профессий или увеличение объёма выполненной работы; надбавка за классность и другие (л.д. 152, 153).
Из представленного расчётного листка по заработной плате за ДД.ММ.ГГГГ следует, что заработная плата Д.В. за спорный период начисляется и выплачивается в соответствии с заключённым с ним трудовым договором, дополнительным соглашением к нему и условиями действующего коллективного договора, в том числе, выплачиваются предусмотренные коллективным договором доплаты, стимулирующие доплаты и надбавки (л.д. 35).
Учредителем АТП является Кемеровская область в лице Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области.
Предприятие создано для осуществления финансово - хозяйственной деятельности.
Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчётный и иные счета. Имущество предприятия находится в государственной собственности Кемеровской области, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.
Предприятие действует на основе хозяйственного расчёта и самофинансирования.
Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Предприятие не несёт ответственности по обязательствам государства, его органов, а государство, его органы не несут ответственности по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Учредитель предприятия не отвечает по обязательствам юридического лица, а предприятие не отвечает по обязательствам учредителя.
АТП частично находится также на бюджетном финансировании (областной бюджет) в связи с выполнением государственных контрактов по перевозке пассажиров на городских, пригородных и междугородных, сельских маршрутах в Кемеровской области в пределах утверждённых тарифов (л.д. 109, 110 - 114).
Главным распорядителем бюджетных средств является Департамент транспорта и связи Администрации Кемеровской области, получателем бюджетных средств - АТП.
В 2008 году было заключено Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы. Соглашением N 1 от 10 ноября 2010 года в Федеральное отраслевое соглашение внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми срок действия соглашения продлён на 2011-2013 годы (л.д. 15-29).
08 августа 2008 года в Российской газете было опубликовано предложение Минздравсоцразвития России работодателям организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта о присоединении к Федеральному отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы от 24 июля 2008 года.
13 мая 2011 года в Российской газете было опубликовано письмо Минздравсоцразвития России работодателям организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта о присоединении к Соглашению N 1 о продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы" (л.д. 30).
Отказы от присоединения к указанным соглашениям от АТП в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации не поступали (л.д. 31-32). Данное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Согласно абз.11 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В соответствии с пунктом 1.5 ФОС, а также части 3 статьи 48 ТК РФ Соглашение является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется.
Разрешая спор по существу, суд пришел к правильному выводу о том, что Соглашение N 1 о продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и внесении в него изменений и дополнений считается распространённым на АТП.
Доводы апелляционной жалобы о том, что применение тарифов согласно Соглашению N 1 "О продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2011-2013 годы" является незаконным, в связи с тем, что ни АТП, ни Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области не являются сторонами вышеуказанного соглашения, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу положений статьи 48 ТК РФ действие соглашения распространяется на всех работодателей, осуществляющих деятельность в соответствующей отрасли, не представивших в установленный срок мотивированный письменный отказ присоединиться к нему. Никаких оговорок относительно организационно-правовой формы предприятий либо источнике их финансирования ни Трудовой кодекс РФ, ни Соглашение N 1 "О продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2011-2013 годы" не содержит.
Пунктом 3.1. названного Федерального отраслевого соглашения, в редакции Соглашения N 1 от 10 ноября 2010 года базовая (минимальная) тарифная ставка рабочего 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта установлена с 01 января 2011 года в размере "данные изъяты". в месяц. В региональных отраслевых соглашениях рекомендуется установление минимальной тарифной ставки рабочих 1-го разряда в организациях базовой ставки, указанной в пункте 3.1., с применением поправочного коэффициента, учитывающего уровень жизни конкретного региона.
Поправочный коэффициент определяется как отношение прожиточного минимума трудоспособного населения конкретного субъекта Российской Федерации к базовой тарифной ставке рабочих 1-го разряда, установленной настоящим пунктом.
Согласно пункту 3.3. Федерального отраслевого соглашения указанный в пункте 3.1. размер базовой тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективных договорах.
Примерная тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении N 1.
Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже, чем предусмотрено в пункте 3.1. ФОС.
В приложении N 1 тарифный коэффициент (примерная тарифная ставка) установлен для 6-го разряда - 2,5 (л.д. 28).
Установлено, что заработная плата Д.В. с момента принятия его на работу, в том числе, за ДД.ММ.ГГГГ, начисляется и выплачивается в соответствии с условиями заключённого с ним трудового договора и действующего коллективного договора, отличающимися от условий указанного выше Федерального отраслевого соглашения, улучшающих положение истца по сравнению с условиями трудового и коллективного договоров.
Учитывая, что коллективный договор является локальным актом, имеет меньшую юридическую силу, чем федеральное отраслевое соглашение в силу положений статей 26, 40, 45 Трудового кодекса РФ, а в коллективном договоре могут устанавливаться лишь льготы и преимущества для работников, условия более благоприятные по сравнению с установленными законами, нормативными правовыми актами, соглашениями, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик обязан начислять и выплачивать истцу заработную плату в соответствии с Федеральным отраслевым соглашением в редакции Соглашения N 1.
В связи с этим, суд рассчитал заработную плату Д.В., исходя из базовой тарифной ставки, установленной пунктом 3.1. Федерального отраслевого соглашения с учётом её увеличения на региональном уровне, которая с ДД.ММ.ГГГГ составит "данные изъяты"., исходя из следующего расчёта "данные изъяты" + 10% (с ДД.ММ.ГГГГ) + 15% (с ДД.ММ.ГГГГ) = "данные изъяты".
На основании норм Федерального отраслевого соглашения судом произведен расчет тарифной ставки истца за 1 час работы по 6 разряду, исходя из следующего: "данные изъяты" - базовая тарифная ставка х 2,5 - тарифный коэффициент, установленный отраслевой тарифной сеткой по оплате труда работников организации автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта/ "данные изъяты" - среднемесячный баланс рабочих часов согласно производственному календарю ДД.ММ.ГГГГ = "данные изъяты".
Поскольку заработная плата истца за ДД.ММ.ГГГГ года, начислялась и выплачивалась ответчиком в меньшем размере, чем предусмотрено Федеральным отраслевым соглашением в редакции Соглашения N 1, суд обоснованно пришел к выводу о взыскании с АТП в пользу Д.В. невыплаченную заработную плату за ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты"..
Расчет указанной задолженности судебной коллегией проверен и является правильным, ответчик альтернативный расчет ни суду первой инстанции, ни при подаче апелляционной жалобы не представил.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с произведенным расчетом задолженности несостоятельны, так как ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств в подтверждение указанных доводов.
Кроме того, в связи с тем, что установлено нарушение трудовых прав истца в части незаконного отказа ответчика в выплате заработной платы по условиям ФОС, судом обоснованно на основании ст. 237 ТК РФ на ответчика возложена обязанность возместить истцу причиненный моральный вред, который с учетом конкретных обстоятельств дела, степени вины нарушителя, степени нравственных страданий потерпевшего, его индивидуальных особенностей, а также требованиям разумности и справедливости определен в размере "данные изъяты"..
Таким образом, судебная коллегия полагает, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют этим обстоятельствам, судом правильно применены нормы материального и процессуального права, а потому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Правовых оснований, которые могли бы повлечь отмену решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку содержащиеся в апелляционной жалобе доводы не являются основанием к отмене судебного решения, удовлетворению она не подлежит.
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киселевского городского суда от 30 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя АТП П.А ... (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ года) - без удовлетворения.
Председательствующий Бугрова Н.М.
Судьи Калашникова О.Н.
Раужин Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.