Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Л. Кононова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина П.В. Лосева, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин П.В. Лосев оспаривает конституционность части первой статьи 198 УК Российской Федерации, согласно которой уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
По мнению заявителя, названная норма в части, допускающей привлечение к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов физического лица, которое ранее было привлечено к налоговой ответственности за те же самые действия (бездействие), выразившиеся в неуплате налогов, противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 1), 18, 19 и 50 (часть 1).
Как следует из представленных материалов, решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Владимирской области от 21 апреля 2008 года П.В. Лосев за неуплату налогов был привлечен к ответственности в виде штрафа в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Решением Вязниковского городского суда Владимирской области от 21 августа 2008 года исковые требования налогового органа о взыскании штрафа были удовлетворены частично. Взысканные по решению суда штрафы уплачены П.В. Лосевым в полном объеме. В то же время постановлением следователя следственного отдела при отделении внутренних дел по Вязниковскому району Владимирской области от 22 октября 2008 года он был привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении него 25 августа 2008 года на основании части первой статьи 198 УК Российской Федерации. Уголовное дело было передано на рассмотрение в Вязниковский городской суд Владимирской области, затем возвращено прокурору, а 6 мая 2009 года прекращено в связи с истечением сроков давности уголовного преследования. При этом основанием для привлечения П.В. Лосева к налоговой ответственности, как и основанием для возбуждения в отношении него уголовного дела послужили выявленные в ходе выездной налоговой проверки (акт выездной налоговой проверки от 24 марта 2008 года) его неправомерные деяния, повлекшие неуплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога на добавленную стоимость и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на общую сумму 840 938 рублей 76 копеек.
2. Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В целях исполнения налогоплательщиками данной конституционной обязанности федеральный законодатель в соответствии со статьями 57, 71 (пункты "в", "ж", "з", "о"), 72 (пункты "б", "и" части 1), 75 (часть 3) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации устанавливает общие принципы налогообложения и систему налогов, взимаемых в бюджет, а также - с учетом требований статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации - предусматривает меры государственного принуждения, призванные обеспечивать исполнение этой конституционной обязанности на основе общих принципов юридической ответственности, таких как справедливость, соразмерность, пропорциональность и неотвратимость, и конкретизирующих их принципов налоговой ответственности (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 года N 7-П, от 30 июля 2001 года N 13-П, от 14 июля 2005 года N 9-П и от 11 марта 2008 года N 4-П).
Исходя из этого государство вправе и обязано принимать все меры, направленные на понуждение налогоплательщика к полной и своевременной уплате причитающихся сумм налога, включая привлечение виновного лица к установленной законом ответственности соответственно характеру и степени общественной опасности совершенного им деяния, с учетом характеристик его личности и обстоятельств конкретного дела.
В правовом механизме исполнения конституционной обязанности по уплате налогов предусмотрено несколько видов нарушений законодательства о налогах и сборах - налоговые правонарушения, административные правонарушения по фактам нарушения законодательства о налогах и сборах и нарушения законодательства о налогах и сборах, являющиеся преступлениями. Часть первая статьи 198 УК Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, совершенное в крупном размере. Именно крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов позволяет отграничить состав преступления от налогового правонарушения. При этом диспозиция статьи 198 УК Российской Федерации является бланкетной и применяется во взаимосвязи с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, согласно статье 108 которого никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (пункт 2); предусмотренная данным Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации (пункт 3).
По смыслу приведенных взаимосвязанных положений уголовного и налогового законодательства, привлечение физического лица к ответственности за налоговое правонарушение возможно только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков преступления, т.е. исключается привлечение физического лица к ответственности дважды за одно и то же правонарушение и тем более не предполагается повторное осуждение за одно и то же преступление.
Следовательно, часть первая статьи 198 УК Российской Федерации, вопреки утверждению заявителя, сама по себе не может рассматриваться как нарушающая его конституционные права. Что касается проверки законности и обоснованности правоприменительных решений, вынесенных по его делу, то она не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лосева Павла Валерьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы, предусматривающие уголовную ответственность физлиц за уклонение от уплаты налогов.
По мнению заявителя, нормы неконституционны, поскольку позволяют привлекать к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов физлицо, которое ранее уже было привлечено к налоговой ответственности за те же самые действия (бездействие).
КС РФ отклонил эти доводы, пояснив следующее.
В правовом механизме исполнения конституционной обязанности по уплате налогов предусмотрено несколько видов нарушений законодательства о налогах и сборах (налоговые правонарушения, административные правонарушения и преступления).
По смыслу взаимосвязанных положений уголовного и налогового законодательства привлечение физлица к ответственности за налоговое правонарушение возможно только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков преступления. Таким образом, исключается привлечение физлица к ответственности дважды за одно и то же правонарушение и, тем более, не предполагается повторное осуждение за одно и то же преступление.
Определение Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2009 г. N 1488-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лосева Павла Валерьевича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 198 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был