Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России в пределах своей компетенции рассмотрел Ваше обращение, содержащее просьбу разъяснить положения главы X и XI Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО), об одобрении сделок, одновременно являющихся крупными сделками и сделками, в совершении которых имеется заинтересованность.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. В то же время, согласно Положению, Министерство не вправе осуществлять толкование норм законодательства, за исключением нормативно-правовых актов, утвержденных Минэкономразвития России. В этой связи Департамент может высказать лишь позицию по вопросам, изложенным в обращении.
В соответствии с пунктом 5 статьи 79 Закона об АО, в случае если крупная сделка одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, к порядку ее совершения применяются только положения главы XI Закона об АО. Однако пункт 2 статьи 81 Закона об АО устанавливает исключения из применения правил главы XI Закона об АО, определяя перечень сделок, которые не подлежат одобрению по правилам данной главы, даже если такие сделки формально квалифицируются в качестве сделок с заинтересованностью. Так, абзацем 2 пункта 2 статьи 81 Закона об АО предусмотрено, что в случае заинтересованности всех акционеров общества в совершении сделки положения главы XI к такой сделке не применяются.
Действующее законодательство при разрешении вопроса о необходимости одобрения сделки, являющейся одновременно крупной сделкой и сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, но не подлежащей одобрению в силу пункта 2 статьи 81 Закона об АО, не дает прямого указания на то, что она должна одобряться как крупная. В этой связи возникает возможность двоякого толкования положений статьи 79 главы X и статьи 81 главы XI Закона об АО. С одной стороны, ввиду отсутствия в законе четкого указания на необходимость одобрения такой сделки по правилам статьи 79 Закона об АО, она не нуждается в дополнительном одобрении, однако с другой стороны такая сделка не утрачивает признаков крупной, вследствие чего сохраняется риск причинения убытков обществу (акционерам) в результате совершения ее без одобрения.
По мнению Департамента, в случае если крупная сделка одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, но при этом не подлежит одобрению в силу пункта 2 статьи 81 Закона об АО, с общества не снимается обязанность по ее одобрению в соответствии с главой X Закона об АО, учитывая то, что по закону такая сделка не утрачивает статуса крупной, а статья 78 Закона об АО содержит закрытый перечень изъятий из общего правила. Судебная практика по таким делам исходит из аналогичной позиции (например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22 марта 2005 г. по делу N Ф08-955/2005, постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 декабря 2008 г. по делу N А56-8320/2008, постановление Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 2 сентября 2009 г. N 17АП-7299/2009-ГК, постановление ФАС Уральского округа от 2 декабря 2009 г. N Ф09-9303/09-С4).
В целях устранения коллизии между нормами статей 79 и 81 Закона об АО в ситуациях, аналогичных описанной заявителем, проектом федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об акционерных общества" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", разработанным Минэкономразвития России и внесенным в Правительство Российской Федерации, предусматривается, в том числе, норма, устанавливающая обязанность общества по одобрению таких сделок как крупных.
Заместитель директора |
Р.А. Кокорев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены некоторые нормы Закона об АО, касающиеся одобрения крупных сделок и тех, в совершении которых имеется заинтересованность.
Если крупная сделка одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, то применяются положения специальной главы закона.
Здесь же определен перечень сделок, которые не нужно одобрять, даже если имеется заинтересованность.
Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, не обязательно должна иметь статус крупной.
Если сделка одновременно является и крупной, и той, в совершении которой имеется заинтересованность, но она не подлежит одобрению, то с общества не снимается обязанность по ее одобрению. Такая сделка не утрачивает статус крупной. Аналогичной позиции придерживаются суды.
Для того, чтобы устранить коллизию норм, разработан законопроект, предусматривающий обязанность общества одобрять такую сделку.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 марта 2010 г. N Д06-717 "О необходимости одобрения сделки"
Текст письма официально опубликован не был