Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению Межгосударственного Совета ЕврАзЭС
(высшего органа таможенного союза)
от 5 июля 2010 г. N 48
Доклад
о формировании Единой таможенной территории Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества
Формирование Единой таможенной территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - Таможенный союз) велось в соответствии с Планом действий по формированию Таможенного союза, утвержденным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 6 октября 2007 г. N 1, и согласно Этапам и срокам формирования Единой таможенной территории Таможенного союза, установленным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 9 июня 2009 года N 9. Последним Решением было установлено три этапа формирования Единой таможенной территории Таможенного союза: предварительный - до 1 января 2010 г., первый - с 1 января 2010 г. до 1 июля 2010 г. и второй - с 1 июля 2010 г. до 1 июля 2011 года.
На предварительном этапе решались задачи завершения формирования договорно-правовой базы Таможенного союза (далее - ДПБ ТС) и организации поэтапного переноса согласованных видов государственного контроля на внешний контур Единой таможенной территории Таможенного союза.
В настоящее время из 51 международных договоров, входящих в основной Перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, утвержденного Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 14 (Раздел 1 Приложения), 39 договоров вступили в силу. В связи с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), по которому внутригосударственные процедуры, необходимые для его вступления в силу с 1 июля 2010 года, завершены всеми Сторонами, утратили актуальность 8 международных договоров. Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран ратифицировано всеми Сторонами, но требует уточнения в части определения порядка взимания экспортных пошлин, для чего подготовлен и проходит согласование Сторонами проект соответствующего международного договора. По остальным договорам завершаются внутригосударственные процедуры (далее - ВГП), необходимые для их вступления в силу.
В связи с поступлением в марте 2010 г. от российской Стороны предложений по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций разработаны и приняты протоколы о внесении изменений в соглашения Таможенного союза в сфере санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля от 11 декабря 2009 г., которые должны вступить в силу с 1 января 2011 года.
Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17 был утвержден План мероприятий по введению в действие ТК ТС, во исполнение которого подготовлено 19 проектов международных договоров (Раздел 2 Приложения). Действие указанных договоров предусматривается ТК ТС, в связи с чем они содержат норму о временном применении с момента вступления в силу ТК ТС. При этом Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) должно вступить в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором депозитарием было получено последнее уведомление о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. В целях реализации этого Соглашения казначействами Сторон открыты счета в национальных (центральных) банках, проведено тестирование механизма зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, согласована форма отчета по этим операциям.
В соответствии с ТК ТС подготовлены и одобрены 32 нормативных документа, которые отнесены к компетенции Комиссии Таможенного союза (далее - КТС). В том числе решениями КТС утверждены: формы таможенных документов и инструкции по их заполнению; регламент ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности; порядок совершения таможенных операций по товарам для личного пользования физических лиц; перечни товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин; документы по классификации товаров и таможенной стоимости; формы, реестры, порядки и другие документы по администрированию свободных таможенных зон и свободных складов.
Кроме того, подготовлены и приняты нормативные акты, необходимые для обеспечения выполнения КТС делегированных ей функций по обеспечению санитарного, ветеринарного, фитосанитарного и других видов контроля. В том числе утверждены единые перечни товаров, подлежащих в рамках Таможенного союза:
- санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю);
- ветеринарному контролю (надзору);
- карантинному фитосанитарному контролю (надзору),
а также соответствующие положения о порядке перемещения этих товаров через таможенную границу Таможенного союза и его таможенную территорию. При этом переход на полностью свободное движение товаров, подлежащих обязательной оценке (подтверждению) соответствия с выдачей единых документов, на таможенной территории Таможенного союза будет возможен после установления на эти товары единых требований безопасности, предусматриваемых техническими регламентами Таможенного союза. Проект межгосударственного соглашения о порядке их принятия разработан и проходит ВГП, необходимые для его подписания.
Таким образом, формирование ДПБ ТС, необходимой для функционирования Единой таможенной территории, в основном, завершено. В настоящее время Стороны завершают прохождение ВГП, необходимых для введения в действие составляющих ее правовых актов.
С учетом времени, необходимого для адаптации хозяйствующих субъектов и национальных систем таможенного администрирования к требованиям законодательства Таможенного союза, до конца текущего года продолжится действие используемых в настоящее время форм таможенных деклараций и ряда разрешительных документов.
Решение второй задачи подготовительного этапа - по переносу согласованных видов государственного контроля на внешний контур Единой таможенной территории - осуществляется в соответствии с планом, утвержденным решением КТС и предусматривающим принятие Сторонами совместных мер по обеспечению транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного и других видов контроля по периметру внешней границы Таможенного союза. С 1 июля 2010 г. вступают в силу необходимые для этого международные договоры, для реализации которых КТС утверждены соответствующие нормативные документы.
В рамках первого этапа формирования Единой таможенной территории с 1 января 2010 г. КТС уже осуществляются полномочия в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, применяются Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф Таможенного союза (далее - ЕТТ ТС). В соответствии с этими полномочиями и установленными процедурами КТС принято 17 решений по корректировке ставок ЕТТ ТС на отдельные виды товаров и 10 решений в части обеспечения функционирования единой системы нетарифного регулирования.
Утверждены и вступили в силу документы, формирующие единую систему тарифных преференций Таможенного союза. Введено в действие Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 года.
Утверждены единые унифицированные формы лицензии и заявления на лицензию. Разработан и принят за основу проект Положения о едином порядке контроля за ввозом на таможенную территорию Таможенного союза и вывозом с этой территории лицензируемых товаров. Разработан и одобрен проект единой формы заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в торговле с третьими странами.
Вместе с тем требуют дополнительного рассмотрения вопросы применения мер неэкономического характера в области оборота, добычи и контроля драгоценных металлов и драгоценных камней.
Разработаны и вводятся в действие с 1 июля 2010 г. Положение о порядке ведения ТН ВЭД ТС и соответствующий Регламент взаимодействия по вопросу его ведения, Порядок принятия решений и разъяснений о классификации товаров, Порядок формирования и ведения Сборника принятых предварительных решений, а также Технические условия передачи данных о предварительных решениях по классификации товаров.
Для предварительного рассмотрения предложений Сторон в области тарифного и нетарифного регулирования в качестве вспомогательного органа КТС создан Комитет по вопросам регулирования внешней торговли, который сформирован из уполномоченных должностных лиц соответствующих органов исполнительной власти Сторон. Принят Регламент внесения в КТС предложений по мерам регулирования внешней торговли.
Таким образом, в соответствии с установленными Этапами и сроками формирования Единой таможенной территории, к настоящему времени выполнены задачи первого этапа по созданию необходимых правовых условий её функционирования с единой системой таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, унифицированными нормами таможенного регулирования, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля.
На втором этапе формирования Единой таможенной территории, который продлится до 1 июля 2011 г., продолжится работа по объединению таможенных территорий Сторон в Единую таможенную территорию. На этом этапе может временно сохраняться необходимость таможенного оформления и контроля на внутренних границах государств - членов Таможенного союза в отношении отдельных товаров, изымаемых из режима функционирования Единой таможенной территории. На основании предложений Сторон, обсужденных на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств 21 мая 2010 г., подготовлен и подписан в рабочем порядке Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования Единой таможенной территории Таможенного союза в отношении ряда товаров, в который включены:
автомобили для личного пользования;
товары, подпадающие под неунифицированные изъятия из режимов свободной торговли государств - членов Таможенного союза с третьими государствами;
товары, подпадающие под действие неунифицированных специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
товары, в отношении которых Республика Казахстан применяет ставки таможенных пошлин, отличных от ставок, установленных ЕТТ ТС (перечень этих товаров приведен в приложении N 5 к Решению КТС от 27 ноября 2009 года N 130).
Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования Единой таможенной территории Таможенного союза предусматривает сохранение указанных изъятий (за исключением автомобилей для личного пользования) до ратификации международных договоров, предусмотренных Планом действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - ЕЭП). Изъятия для автомобилей для личного пользования действуют до 1 июля 2011 года.
К числу изъятий из режима функционирования Единой таможенной территории белорусская Сторона относит экспортные пошлины, взимаемые во взаимной торговле. На прошедшем 21 мая 2010 г. заседании Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств российской Стороной было внесено предложение об отмене экспортных пошлин во взаимной торговле после ратификации пакета соглашений по созданию ЕЭП.
Регулирование Единой таможенной территории включает экспортный контроль, который в настоящее время осуществляется в соответствии с национальным законодательством Сторон. В целях его унификации предлагается разработать проекты Соглашения о едином порядке экспортного контроля государств - членов Таможенного союза и Соглашения о порядке перемещения продукции военного назначения между государствами - членами Таможенного союза, а также через таможенную границу Таможенного союза. Этими проектами соглашений предусматривается принятие Единых правил контроля за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю в государствах - членах Таможенного союза, Единого списка товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю в государствах - членах Таможенного союза, Единого списка продукции военного назначения государств - членов Таможенного союза, а также Единого списка товаров Таможенного союза, контролируемых по соображениям национальной безопасности государств - членов Таможенного союза. Для этого необходимо дополнить План действий по формированию Таможенного союза пунктом о выработке единого механизма внешней и взаимной торговли товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю.
Для обеспечения эффективного функционирования Единой таможенной территории ведется работа по поэтапной отмене ограничительных мер экономического характера во взаимной торговле, включающая подготовку проекта Соглашения об обеспечении свободного передвижения товаров на общем рынке Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Некоторые из указанных мер, связанные с правилами конкуренции, госзакупок, субсидирования и предоставления иных мер государственной поддержки, выходят за пределы сферы регулирования Таможенного союза и должны рассматриваться в рамках формирования ЕЭП.
Для обеспечения выполнения условий формирования Единой таможенной территории решается задача унификации торговых режимов по отношению к третьим странам. Проведен анализ действующих торговых соглашений Сторон, устанавливающих режимы наибольшего благоприятствования и свободной торговли с третьими странами. КТС утверждена Концепция унификации торговых режимов государств - членов Таможенного союза.
Проведены консультации по вопросам унификации изъятий из режима свободной торговли товарами, существующих у государств - членов Таможенного союза с государствами - участниками СНГ, Грузией, Сербией и Черногорией. Результат консультаций показал нежелательность применения кумулятивного принципа унификации изъятий, который может привести к ухудшению торгового режима и вызвать введение ответных мер. Целесообразна выработка индивидуального подхода к формированию перечня изъятий с каждым из государств, имеющих режим свободной торговли с государствами - членами Таможенного союза. Решением КТС одобрены предварительные договоренности о применении перечней товаров, подпадающих под изъятия из режима свободной торговли, происходящих с территорий Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Молдова, а также Республики Сербии и ввозимых на территорию государств-членов Таможенного союза. Консультации с другими государствами по вопросу унификации изъятий из режима свободной торговли будут продолжены.
В связи с передачей с 1 июля 2010 г. в ведение КТС многих вопросов проведения единой торговой политики, таможенного регулирования, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, а также ведения статистики внешней и взаимной торговли, необходимо скорейшее создание Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (далее - ИИСВиВТ), Концепция которого была одобрена Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 22. Во исполнение этого решения разработаны, одобрены КТС и направлены на ВГП Соглашение о создании, функционировании и развитии ИИСВиВТ и Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на Единой таможенной территории Таможенного союза. Разработан проект технико-экономического обоснования создания ИИСВиВТ.
Вместе с тем, работа по информатизации процессов регулирования внешней торговли Таможенного союза идет с отставанием в связи с нерешенностью организационно-технических и финансовых вопросов. В том числе не решены задачи формирования общей нормативно-справочной информации, принятия электронных форм документов и регламентов их применения, организации оперативного обмена данными между всеми ведомствами сторон, ответственными за осуществление функций госрегулирования внешней и взаимной торговли. В целях ускорения этой работы с Минсвязи России согласовано предложение о разработке интеграционного сегмента ИИСВиВТ в рамках работ по созданию Межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы Российской Федерации, для реализации которого требуется согласие белорусской и казахстанской Сторон.
Во исполнение Решения Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 9 июня 2009 г. N 13 КТС одобрена Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, приняты технические условия передачи данных таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли. Завершается разработка порядка формирования таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли и Инструкции о порядке заполнения декларации на товары.
Необходимым условием эффективного управления Единой таможенной территорией является приведение национального законодательства Сторон в соответствие с законодательством Таможенного союза. К настоящему времени эта работа не завершена. Отдельные положения проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых Сторонами, не соответствуют нормам ТК ТС. Сохраняется неопределенность в вопросе прямого правоприменения норм ТК ТС на всей Единой таможенной территории. Затягивается работа по приведению уголовного и административного законодательства в соответствие с нормами ТК ТС, что создает угрозу их эффективному правоприменению после введения ТК ТС в действие.
Во исполнение Плана действий по формированию Таможенного союза разработан и вносится для принятия Межгоссоветом ЕврАзЭС на уровне глав государств Статут Суда ЕврАзЭС, компетенция которого расширяется в части рассмотрения дел в рамках Таможенного союза в связи с принятым Протоколом о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 6 октября 2007 года. Подготовлен также проект Договора о порядке обращения в Суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза, который планируется внести на рассмотрение Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств после его согласования Сторонами. До принятия указанного Договора обращения хозяйствующих субъектов будет рассматривать Экспертный совет, создаваемый во исполнение Решения Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 16.
В целях обеспечения деятельности органов Таможенного союза и эффективного функционирования Единой таможенной территории организована работа Секретариата КТС. Ведется поэтапное формирование его кадрового состава, численность которого с 1 апреля 2010 г. составляет 111 человек. В 2011 г. общая численность Секретариата КТС, согласно проекту его Структуры, составит 180 человек.
Создан и работает интернет-портал КТС - официальный источник опубликования решений и материалов органов Таможенного союза. На нем осуществляется регулярная публикация решений органов Таможенного союза, нормативно-правовой и нормативно-справочной информации, а также ведутся базы данных в сфере таможенно-тарифного, нетарифного регулирования, статистики и другие.
21 октября 2009 г. было подписано Соглашение между КТС и Правительством Российской Федерации об условиях пребывания Комиссии Таможенного союза на территории Российской Федерации. В соответствии с ним Правительство Российской Федерации предоставило КТС в безвозмездное пользование часть здания общей площадью - 6391 кв. м., из которых 3565 кв. м. передано в распоряжение Комиссии Таможенного союза и ее Секретариата.
<< Назад |
||
Содержание Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. N 48 "О ходе реализации второго этапа формирования таможенного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.