Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Грибалевой М.Н.,
судей Саяпиной Е.Г., Рябихина О.Е.,
при секретаре Королевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елгановой Т.В. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании бездействия незаконным, понуждении к выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения вне очереди по апелляционной жалобе министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Кировского районного суда г. Саратова от 24 октября 2013 года, которым иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Саяпиной Е.Г., объяснения истца Елгановой Т.В., рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Елганова Т.В. обратилась в суд с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее - министерство строительства и ЖКХ Саратовской области) о признании бездействия незаконным, понуждении к выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения вне очереди на семью из трех человек, с учетом права ФИО6 на дополнительную жилую площадь. В обоснование заявленных требований указала, что ее семья из трех человек (Елганова Т.В., сын - ФИО5, дочь - ФИО6) состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Петровского муниципального района Саратовской области с "дата" как семья, имеющая ребенка - инвалида с хроническим заболеванием. Дочь истца ФИО6, "дата", является "данные изъяты" и состоит на "данные изъяты" с "дата", ее заболевание входит в Перечень тяжелых хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, дающий право на внеочередное предоставление жилого помещения, а также входит в Перечень заболеваний, дающим инвалидам, страдающими ими право на дополнительную жилую площадь. "дата" истец обратился к ответчику с заявлением о рассмотрении вопроса об обеспечении ее семьи жилым помещением по договору социального найма или в собственность во внеочередном порядке. "дата" получила отказ в предоставлении мер социальной поддержки в связи с предоставлением неполного пакета документов.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 24 октября 2013 года признано незаконным бездействие министерства строительства и ЖКХ Саратовской области по отказу Елгановой Т.В. в предоставлении мер социальной поддержки. Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области обязано предоставить Елгановой Т.В. меры социальной поддержки во внеочередном порядке в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на состав семьи из трех человек с учетом права ФИО6 на дополнительную жилую площадь.
В апелляционной жалобе министерство строительства и ЖКХ Саратовской области просит изменить решение суда в части предоставления социальной выплаты Елгановой Т.В. на состав семьи из трех человек, обязав ответчика предоставить социальную выплату исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, а именно только ФИО6 Ответчик полагает, что в соответствии со ст. 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" право на получение социальной выплаты имеет лицо, относящееся к льготной категории.
В возражениях на апелляционную жалобу Елганова Т.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании истец Елганова Т.В. поддержала доводы возражений на апелляционную жалобу, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлеторения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены вынесенного судебного решения не имеется.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
На основании ст. 28.2 вышеназванного закона средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ определяется по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 кв.м и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 названного Кодекса перечне.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Жилищное законодательство, действующее на момент постановки заявителя на учет нуждающихся в жилом помещении, также предусматривало особые условия предоставления жилья инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний (ст. 36 ЖК РСФСР устанавливала для такой категории граждан право на первоочередное предоставление жилья).
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что истец Елганова Т.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" как наниматель жилого помещения, в составе семьи которого имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания. По указанному основанию она с учетом состава семьи из трех человек (Елганова Т.В., сын - ФИО5, дочь - ФИО6) с "дата" состоит на учете в администрации Петровского района Саратовской области Кроме того, заявитель состоит на учете по категории семья, имеющая ребенка-инвалида.
Из материалов дела следует, что дочь заявителя ФИО6, "дата", является "данные изъяты", состоит на учете с "дата" по поводу "данные изъяты"), входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378, а также в Перечень заболеваний, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 817.
В общих списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, представленных администрацией Петровского муниципального района в Министерство строительства и ЖКХ по Саратовской области, Елганова Т.В. значится под номером N
Также судом установлено, что до настоящего времени Елганова Т.В. является нуждающейся, поскольку проживает составом семьи из трех человек в коммунальной квартире N, площадью 41,49 кв.м, расположенной по адресу: "адрес".
Доказательств обеспечения истца и членов ее семьи жилым помещением суду не представлено.
Вступившим в законную силу решением Саратовского областного суда от 05 марта 2013 года признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу п.п. 4 и 9 Положения о порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 09 октября 2008 года N 382-П (в редакции от 29 октября 2012 года), в той части, в какой они ограничивают право граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, внесенных в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, принятых на учет по улучшению жилищных условий до 01 января 2005 года и не улучшивших свои жилищные условия до 01 марта 2005 года, на внеочередное получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Поскольку предоставление социальной выплаты инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, на приобретение или строительство жилья за счет средств федерального бюджета является одной из форм обеспечения их жилыми помещениями, и в силу п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ получение гражданами в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилья является основанием для снятия этих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (нуждающихся в улучшении жилищных условий), льготы, предусмотренные для отдельных категорий граждан при получении жилых помещений, должны сохраняться за ними и в случаях получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований истца на внеочередное получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья на состав семьи из трех человек с учетом права ФИО6 на дополнительную площадь.
Доводы апелляционной жалобы о том, что право на получение социальной выплаты имеет лицо, относящееся к льготной категории, следовательно, ответчик обязан предоставить социальную выплату исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, только ФИО6 основаны на неправильном толковании норм материального права.
По смыслу ст. 17 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ семьи, имеющие детей-инвалидов, принимаются на учет в полном составе и обеспечиваются жилым помещением при наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг
Согласно п. 6 указанных Правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Из приведенных норм права следует, что за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 года право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, это право сохраняется. Следовательно, по отношению к гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, применяются и положения п. 6 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901.
ПС учетом изложенного судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 327.1 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 24 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.