Решение Верховного Суда РФ от 30 июня 2010 г. N ГКПИ10-459
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 августа 2010 г. N КАС10-386 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
при секретаре Александрове В.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Назаровой Дарьи Николаевны о признании недействующим пункта 8 Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской федерации от 20 декабря 2005 г. N 244, установил:
приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 244 утвержден Порядок предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - Порядок).
Нормативный правовой акт прошел государственную регистрацию 26 декабря 2005 г., регистрационный номер 7318 и опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" 16 января 2006 г., N 3.
В соответствии с пунктом 8 Порядка дополнительные сведения федерального регистра через официальный интернет-сайт Министерства юстиции Российской Федерации предоставляются заявителям на основании мотивированного письменного запроса о предоставлении дополнительных сведений, содержащихся в федеральном регистре.
Гражданка Назарова Д.Н. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 8 Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Как указывает заявитель, пункт 8 Порядка устанавливает ограничения на доступ пользователей к размещенным на сайте Минюста России дополнительным сведениям, что не соответствует требованиям части 5 статьи 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", пункту 3 статьи 8, части 4 статьи 10 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и нарушает права граждан на доступ к информации.
В суде Назарова Д.Н. поддержала заявленные требования.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Карманов А.Е. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил в суде, что Минюстом России подготовлены изменения в пункт 8 Порядка, в части предусматривающей предоставление дополнительных сведений, содержащихся в федеральном регистре, на основании мотивированного письменного запроса.
Выслушав объяснения заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
Порядок определяет общие принципы организации работы по предоставлению сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, состав таких сведений и условия доступа к ним органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Сведения, содержащиеся в федеральном регистре, предоставляются в документальном и электронном виде, а также через официальный интернет-сайт Министерства юстиции Российской Федерации.
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ под информацией понимает сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Право на доступ к информации предполагает, что граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", который в статье 8 предусматривает право пользователей информации получать достоверную информацию и не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен.
Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - это информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления либо поступившая в указанные органы и организации (статья 1).
Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (часть 5 статьи 8).
Таким образом, законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации представляет пользователям информации право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен. Оспариваемые положения пункта 8 Порядка в нарушение действующего законодательства в качестве условия предоставления дополнительных сведений, содержащихся в федеральном регистре, предусматривают подачу заявителем мотивированного письменного запроса.
Доводы заявителя о том, что пункт 8 Порядка устанавливает ограничения доступа к размещаемой на сайте федерального органа исполнительной власти (Минюста России) информации в виде необходимости направления запроса для получения доступа к дополнительным сведениям из федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и последующей регистрации пользователя, являются несостоятельными.
Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ в статье 10, регулируя организацию доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет, предусматривает, что государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. Из содержания данной нормы следует, что законодатель не исключает возможность направления пользователями запроса для получения доступа к информации о деятельности государственных органов, размещаемой в сети Интернет.
Часть 4 названной статьи носит отсылочный характер, предусматривая, что требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. N 904 утверждено Положение о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в соответствии с которым Министерство юстиции Российской Федерации определяет порядок предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре.
Положения пункта 8 оспариваемого нормативного правового акта, предусматривающие предоставление дополнительных сведений, содержащихся в федеральном регистре, на основании запроса, относятся к порядку предоставления сведений, содержащихся в федеральном реестре, и не являются требованиями к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами.
Ссылки заявителя о противоречии пункта 8 Порядка, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. N 470, Требованиям к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. По делам об оспаривании нормативных правовых актов суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соответствия федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
В силу части второй статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Оспариваемый нормативный правовой акт вошел в противоречие с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", который вступил в силу с 9 августа 2006 г., поэтому положения пункт 8 Порядка, предусматривающие направление мотивированного запроса, подлежат признанию недействующими с указанной выше даты.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Назаровой Дарьи Николаевны удовлетворить частично: признать недействующим с 9 августа 2006 г. пункт 8 Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 244, в части предусматривающей предоставление дополнительных сведений, содержащихся в федеральном регистре, на основании мотивированного письменного запроса. В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного суда РФ |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Региональные нормативно-правовые акты, затрагивающие права граждан, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, включаются в специальный федеральный регистр.
Он представляет собой базу данных, содержащую указанную информацию в электронном и документальном виде. Регистр ведет Минюст России. Цель его формирования - обеспечить контроль за соответствием этих актов федеральному законодательству, а также доступ граждан, юрлиц и самих органов власти к необходимой информации.
ВС РФ счел незаконной одну из норм, регламентирующих порядок предоставления сведений, содержащихся в указанном регистре.
Она закрепляет, что дополнительные сведения регистра предоставляются заявителям через официальный интернет-сайт Минюста России на основании мотивированного письменного запроса. К указанным данным, в частности, отнесена информация об оспаривании в судах этих региональных актов.
Как пояснил ВС РФ, такое требование противоречит Федеральному закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", который вступил в силу с 9 августа 2006 г.
Законодательство представляет пользователям право не обосновывать необходимость получить запрашиваемую информацию о деятельности органов власти. Доступ к последней не ограничен.
Между тем, оспариваемая норма в качестве условия предоставления дополнительных сведений, содержащихся в регистре, предусматривает подачу мотивированного запроса.
В связи с этим она признается недействующей с 9 августа 2006 г.
Решение Верховного Суда РФ от 30 июня 2010 г. N ГКПИ10-459
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 августа 2010 г. N КАС10-386 настоящее решение оставлено без изменения