Судья Верховного Суда Республики Карелия Коваленко С.В., при секретаре Кузнецовой И.А., рассмотрев жалобу Федерального бюджетного учреждения "Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей" на постановление судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 12 декабря 2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального бюджетного учреждения "Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 12 декабря 2013 г. (резолютивная часть объявлена 09 декабря 2013 г.) Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей" (далее - ФБУ "Администрация "Беломорканал", учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ( ... ) руб. без конфискации судна.
С таким постановлением судьи не согласно ФБУ "Администрация "Беломорканал". В жалобе поставлен вопрос о его отмене с прекращением производства по делу за отсутствием события административного правонарушения и указано, что при рассмотрении дела не были приняты во внимание положения Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 которого путевые работы на внутреннем водном транспорте и дноуглубительные работы проводятся без специальных на то разрешений и согласований в целях обеспечения безопасности судоходства. Производимые ФБУ "Администрация "Беломорканал" эксплуатационные дноуглубительные работы (без изменения дна и берегов водных объектов) являются частью путевых работ, а не самостоятельным видом деятельности, регулируемой Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации". Перемещение донных грунтов, извлеченных при проведении путевых (дноуглубительных) работ, в места размещения (подводного отвала) не считается захоронением отходов и других материалов, является частью технологического процесса. С учетом схожих по наименованию, но разных по сути и содержанию видов "дноуглубительных работ", содержащихся в Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Водном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", у учреждения отсутствует обязанность согласования в их проведении. Никакой деятельности во внутренних морских водах ФБУ "Администрация "Беломорканал" не осуществляло. Судьей не мотивировано, какие правила проведения дноуглубительных работ на шлюзе N ( ... ) Беломорско-Балтийского канала были нарушены учреждением, а также каким нормативным актом донные отложения отнесены к понятию "иные материалы". Поскольку согласно статье 37 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море не считается захоронением отходов, то на такое захоронение не распространяется общий запрет на захоронение отходов, установленный пунктом 2 статьи 37 указанного Федерального закона. Протокол об административном правонарушении подписан неуполномоченным лицом, поскольку ( ... ) Шишпанов И.С. не является законным представителем юридического лица, не наделен доверенностью от ( ... ) г. правом на участие от имени ФБУ "Администрация "Беломорканал" при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.
Заслушав объяснения защитников Шишпанова И.С. и Лахтионовой В.А., поддержавших доводы жалобы, проверив дело, считаю постановление судьи законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 200000 до 300000 руб. с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
Правила захоронения с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах регламентированы Федеральным законом от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
С 08 мая 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.05.2013 N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и Водный кодекс Российской Федерации".
В частности, в статью 37 "Захоронение отходов и других материалов и сброс вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море" Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" внесены соответствующие изменения и дополнения, а также указанный Федеральный закон дополнен статьей 37.1 "Захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море".
Статья 1 Водного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 12.1 следующего содержания "грунт, извлеченный при проведении дноуглубительных, гидротехнических работ (далее - донный грунт), - грунт дна водного объекта, извлеченный при строительстве, реконструкции, эксплуатации гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, создании и содержании внутренних водных путей Российской Федерации, предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, поддержании надлежащего санитарного состояния водных объектов и благоприятного состояния окружающей среды"; статья 56 названного Кодекса дополнена частью 8 следующего содержания "Захоронение в морях или их отдельных частях донного грунта допускается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Кроме того, в государственный водный реестр включаются документированные сведения о разрешениях на захоронение донного грунта в морях или их отдельных частях (часть 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации дополнена подпунктом 10.1).
В соответствии со статьей 34 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (в редакции от 07.06.2013) государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - государственная экологическая экспертиза) является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе. Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря. Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.
Согласно положениям статьи 37 названного Федерального закона захоронение отходов и других материалов (далее - захоронение) - это любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений. Захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море не считается захоронением отходов. Захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации. Захоронение отходов и других материалов, за исключением захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, а также сброс вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается. Захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, в границах рыбохозяйственных заповедных зон внутренних морских вод и территориального моря, а также в случае, если этот грунт содержит вредные вещества, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 37.1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ (далее - донный грунт), во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Захоронение донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляется на основании разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора во внутренних морских водах и в территориальном море.
Основанием для привлечения ФБУ "Администрация "Беломорканал" к административной ответственности послужило то обстоятельство, что в период с ( ... ) по ( ... ) учреждение, действуя посредством земснаряда ( ... ) и судов ( ... ) и ( ... ), проводило путевые дноуглубительные работы на нижнем проходном канале ( ... ) шлюза Беломорско-Балтийского накала. При этом, захоронение донного грунта, извлеченного при проведении указанных работ производилось в открытой части Белого моря, в Сорокской губе, в районе ( ... ), на участке, ограниченном координатами ( ... ), в нарушение требований пунктов 1 и 2 статьи 34, пункта 2 статьи 37.1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" без разрешения на захоронение донного грунта во внутренних морских водах и территориальном море федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного экологического надзора во внутренних морских водах и территориальном море (Росприроднадзора), и без проведения государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, обосновывающей деятельность по захоронению донных грунтов во внутренних морских водах и территориальном море.
Указанные обстоятельства и вина ФБУ "Администрация "Беломорканал" в совершении правонарушения подтверждаются материалами дела, в том числе определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении расследования от ( ... ), ответами Отдела водных ресурсов по Республике Карелия Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от ( ... ), Управления Росприроднадзора по Республике Карелия от ( ... ), Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу от ( ... ), Росприроднадзора от ( ... ), Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от ( ... ), производственно-оперативным планом путевых работ на ( ... ) г. (содержащим, в том числе календарный план выполнения дноуглубительных работ на ( ... ) г.), письменными объяснениями Волкова В.И. и Шишпанова И.С. от ( ... ), рыбохозяйственным заключением ФГБУ "Карелрыбвод" от ( ... ), схемой места совершения правонарушения от ( ... ), заключением ФГБУ "ЦУРЭН" от ( ... ), данными в судебном заседании объяснениями Евстигнеева А.В., Лахтионовой В.А., протоколом об административном правонарушении и другими материалами дела.
Таким образом, обоснованность привлечения ФБУ "Администрация "Беломорканал" к административной ответственности по статье 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.
Доводы жалобы не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения и основаны на ошибочном понимании норм права.
Ссылка в жалобе на положения пункта 3 статьи 8 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации не подлежит применению в рассматриваемом случае, поскольку захоронение донного грунта произведено юридическим лицом во внутренних морских водах Российской Федерации, в отношении которых установлен особый статус и правовой режим, действуют соответствующие ограничения, в том числе в части захоронения донного грунта. Таким образом, именно место захоронения донного грунта имеет значение, а не то, каким образом он оказался во внутренних морских водах. Правомерность (неправомерность) проведения ФБУ "Администрация "Беломорканал" дноуглубительных работ в пределах внутренних водных путей не является предметом рассмотрения настоящего дела и не вменяется в вину лицу.
Доводы жалобы о том, что ФБУ "Администрация "Беломорканал" никакой деятельности во внутренних морских водах не осуществляло, опровергаются материалами дела и пояснениями защитников юридического лица о захоронении донного грунта именно в указанных водах.
Письмо Минприроды России от 30.04.2009 N 05-12-44/5332 "О правовых аспектах регулирования обращения с донными отложениями", на которое имеется ссылка в жалобе, согласно которому донные отложения, грунты, песчано-гравийные и иные нерудные материалы, поднятые со дна водоемов в процессе производства дноуглубительных работ и не предназначенные для дальнейшего использования, попадают под категорию отходов; дноуглубительные работы и работы по расчистке русел водотоков не входят в Перечень природоохранных мероприятий, не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения. Учитывая, что данное письмо не является нормативным правовым актом, подготовлено до внесения вышеуказанных изменений в Водный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", то оно не опровергает правильный вывод судьи об отнесении донного грунта к другим материалам, основанный на системном толковании положений статьи 37 указанного Федерального закона в действующей редакции.
Довод жалобы о подписании протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом несостоятелен. Из материалов дела следует, что ФБУ "Администрация "Беломорканал" и его руководитель Волков В.И. (законный представитель) были надлежащим образом извещены о времени и месте составления указанного протокола. Более того, Волков В.И. был осведомлен о возбуждении настоящего дела об административном правонарушении, давал письменные объяснения по делу.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.
Согласно положениям статьи 25.5 названного Кодекса для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник. В качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Исходя из полномочий, закрепленных в доверенности от ( ... ) N ( ... ), выданной руководителем ФБУ "Администрация "Беломорканал" Волковым В.И. ( ... ) Шишпанову И.С., последний вправе был участвовать при составлении протокола об административном правонарушении в качестве защитника юридического лица.
Таким образом, протокол об административном правонарушении правомерно составлен в отсутствие законного представителя и с участием защитника.
Дело рассмотрено и наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, оснований для отмены постановления судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 12 декабря 2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального бюджетного учреждения "Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей" оставить без изменения, а жалобу Федерального бюджетного учреждения "Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей" - без удовлетворения.
Судья
С.В.Коваленко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.