Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Гвоздева М.В.,
судей Шиловой О.М., Ющенко И.К.,
при секретаре Куксенко А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 января 2014 года в городе Хабаровске дело по исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской Автономной области о ликвидации родовой общины коренных малочисленных народов севера "Асиала" и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,
по апелляционной жалобе Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской Автономной области на решение Николаевского- на -Амуре городского суда Хабаровского края от 14 октября 2013 года,
заслушав доклад судьи И.К. Ющенко, пояснения представителя истца Трофимовой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской Автономной области обратилось в суд с иском к родовой общине коренных малочисленных народов севера "Асиала" о ее ликвидации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, указав, что община допускает нарушения закона о предоставлении необходимой информации.
Решением Николаевского- на -Амуре городского суда Хабаровского края от 14 октября 2013 года в удовлетворении исковых требований было отказано.
В апелляционной жалобе Главное управление Министерства Юстиции РФ по Хабаровскому краю и Еврейской Автономной области просит отменить решение суда, указав, что ответчиком не предоставлены сведения о его деятельности, сведения о составе руководящих органов, о расходовании денежных средств, полученных в том числе и от международных организаций, иностранных граждан.
В отзыве родовая община коренных малочисленных народов Севера "Асиала" просит отказать в удовлетворении жалобы, указав, что задолженность по налогам незначительная, отчеты могут быть предоставлены позже.
Представители родовой общины коренных малочисленных народов севера "Асиала" в суд апелляционной инстанции не явились, были надлежаще извещены о дате, времени и месте судебного заседания, об отложении рассмотрения дела не просили, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как было установлено судом, родовая община коренных и малочисленных народов севера "Асиала" зарегистрирована в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением Министерства Юстиции РФ по Хабаровскому краю и ЕАО, свидетельство о государственной регистрации N от ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение действующего законодательства родовая община не представила в ГУ Министерства юстиции РФ отчеты о своей деятельности за 2011-2012 годы.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истцом выносились предупреждения ответчику, однако нарушения не были устранены.
Согласно представленной справке N о состоянии расчетов по налогам и сборам у ответчика имеется недоимка в сумме "данные изъяты".
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу требований ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как предусмотрено пунктом 10 вышеуказанной статьи, неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.04 N 1313, Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.04.06 N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.07.03 N 14-П по делу "О проверке конституционности положений ст. 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 ГК РФ, статьи 31 НК РФ и статьи 14 АПК РФ указано, что отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо, в том числе, некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. При этом характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
По смыслу п. 10 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" непредставление сведений, предусмотренных п. 3 данной статьи, может служить основанием для обращения в суд уполномоченного органа с заявлением о ликвидации некоммерческой организации, однако не является безусловным основанием для ее ликвидации.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, посчитав, что допущенные общиной нарушения, их последствия не могут быть настолько существенными и неустранимыми. Истцом не было предоставлено доказательств иного, материалы дела не содержат доказательств непредставления отчетов в иные органы.
Выводы суда мотивированы в судебном решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, и оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Определение круга доказательств по делу, их анализ и оценка произведены судом в соответствии с требованиями статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Николаевского- на -Амуре городского суда Хабаровского края от 14 октября 2013 года по исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской Автономной области о ликвидации родовой общины коренных малочисленных народов севера "Асиала" и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской Автономной области - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Гвоздев
Судьи О.М. Шилова
И.К. Ющенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.