Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Программа подготовки медиаторов
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2011 г. N 187)
1. Программа подготовки медиаторов (далее - Программа) является дополнительной профессиональной образовательной программой профессиональной переподготовки.
Программа служит основой для разработки и утверждения организациями, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовку медиаторов (далее - организация), специализированных учебных программ.
Программа осваивается по очной форме обучения.
2. Программа состоит из трех образовательных программ повышения квалификации:
"Медиация. Базовый курс",
"Медиация. Особенности применения медиации"*(1),
"Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов"*(2).
Каждая из трех образовательных программ повышения квалификации (далее - образовательная программа) завершается итоговой аттестацией и выдачей документа о повышении квалификации, форма которого определяется организацией. Указанные документы заверяются печатью организации.
3. Структура и содержание Программы представлены примерным учебным планом по каждой образовательной программе, модулями и темами в рамках каждой образовательной программы.
В модулях и темах по образовательным программам раскрывается рекомендуемая последовательность обучения, указывается распределение академических часов по темам.
Результатом обучения по Программе предполагается получение слушателями знаний, умений, приобретение навыков, необходимых для ведения деятельности в качестве медиатора на профессиональной основе, преподавания медиации.
Освоение Программы должно быть завершено в течение пяти лет с момента успешного завершения обучения по образовательной программе "Медиация. Базовый курс".
4. Примерный учебный план образовательной программы "Медиация. Базовый курс":
N п/п |
Наименование модуля*(3) и тем образовательной программы |
Всего академических часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
лекций |
практических занятий |
||||
| |||||
1. |
ВВЕДЕНИЕ В МЕДИАЦИЮ |
|
|
|
Тестирование или устный опрос*(4) |
1.1. |
Альтернативное разрешение споров: система и принципы |
3 |
2,5 |
0,5 |
|
1.2. |
Медиация как альтернативный метод разрешения споров |
4 |
2 |
2 |
|
1.3. |
Медиация как междисциплинарная область |
4 |
3 |
1 |
|
1.4. |
Принципы медиации |
9 |
3 |
6 |
|
1.5. |
Инструменты медиации |
9 |
3 |
6 |
|
1.6. |
Восприятие и коммуникация в медиации |
11 |
4 |
7 |
|
|
Итого |
40 |
17,5 |
22,5 |
|
| |||||
2. |
МЕДИАЦИЯ КАК ПРОЦЕДУРА |
|
|
|
Подготовка эссе |
2.1. |
Медиатор и процедура медиации |
8 |
3 |
5 |
|
2.2. |
Подготовка к процедуре медиации |
4 |
1,5 |
2,5 |
|
2.3. |
Процедура медиации. Цели и задачи медиатора на каждой стадии (фазе) процедуры медиации |
20 |
6 |
14 |
|
2.4. |
Результат процедуры медиации |
8 |
2 |
6 |
|
|
Итого |
40 |
12,5 |
27,5 |
|
| |||||
3. |
МЕДИАТИВНЫЙ ПОДХОД |
|
|
|
Тестирование или устный опрос*(4) |
3.1 |
Информация в медиации |
10 |
4 |
6 |
|
3.2. |
Взаимодействие картин мира в процессе медиации |
4 |
1,5 |
2,5 |
|
3.3. |
Работа с интересами сторон |
6 |
2 |
4 |
|
3.4. |
Привлечение представителей сторон, экспертов и других лиц к участию в процедуре медиации |
2 |
1 |
1 |
|
3.5. |
Особенности разрешения споров из семейных, трудовых, экономических и других отношений с помощью медиации |
12 |
5 |
7 |
|
3.6. |
Продвижение медиации и этические нормы в медиации |
6 |
1,5 |
4,5 |
|
|
Итого |
40 |
15 |
25 |
|
4. |
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ |
|
|
|
Экзамен устный (теоретический и практический) |
|
Итого |
120 |
45 |
75 |
|
4.1 Модуль. "Введение в медиацию"
Тема 1.1. Альтернативное разрешение споров: система и принципы
Лекционное занятие
Понятие, предмет и система альтернативного разрешения споров. Принципы альтернативного разрешения споров. Методы (формы) альтернативного разрешения споров: разнообразие и краткая характеристика. Преимущества и недостатки альтернативного разрешения споров. Судебная система и альтернативное разрешение споров. Введение в гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право. Общая характеристика примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессах.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Тема 1.2. Медиация как альтернативный метод разрешения споров
Лекционное занятие
История медиации как метода альтернативного разрешения споров. Понятие медиации. Посредничество и медиация. Соотношение понятий "конфликт", "конфликтология" и "медиация". Основные принципы медиации. Различные подходы в медиации. Преимущества и недостатки по отношению к другим альтернативным способам разрешения споров.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Тема 1.3. Медиация как междисциплинарная область
Лекционное занятие
Медиация и юриспруденция. Основы гражданского законодательства. Медиация и психология. Медиация и психолингвистика. Медиация и другие области человеческой деятельности. Философия метода. Медиация и доступ к правосудию. Основы регулирования медиативной деятельности в Российской Федерации.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Тема 1.4. Принципы медиации
Лекционное занятие
Принципы в медиации. Конфиденциальность. Добровольность. Нейтральность и беспристрастность третьей стороны. Ответственность сторон за принятие решений. Открытость ("прозрачность"). Равноправие сторон.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Тема 1.5. Инструменты медиации
Лекционное занятие
Факторы, влияющие на успешность процедуры медиации. Инструменты медиации, их виды и значение. Целесообразность применения отдельных инструментов в процедуре медиации.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Тема 1.6. Восприятие и коммуникация в медиации
Лекционное занятие
Субъективная картина мира. Восприятие. Фильтры восприятия. Роль установок. Коммуникация в ходе медиативной беседы. Специальные методы работы в медиативном пространстве с эмоциональной составляющей конфликта.
Практические занятия
Тестирование или устный опрос.
4.2. Модуль "Медиация как процедура"
Тема 2.1. Медиатор и процедура медиации
Лекционное занятие
Требования, предъявляемые к медиатору. Медиатор как профессионал и как личность. Роль медиатора в процедуре медиации. Функции медиатора в процессе медиации. Профессиональная этика медиаторов. Организация работы медиатора. Различные школы и подходы в медиации. Понимающий подход.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Тема 2.2. Подготовка к процедуре медиации
Лекционное занятие
Обращение сторон к медиатору или организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации. Выбор медиатора. Критерии возможности рассмотрения спора с помощью процедуры медиации. Определение возможности урегулирования данного спора сторон с помощью процедуры медиации. Правила проведения процедуры медиации. Заключение соглашения о проведении процедуры медиации.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Тема 2.3. Процедура медиации. Цели и задачи медиатора на каждой стадии (фазе) процедуры медиации
Лекционное занятие
Процедура медиации и ее фазы. Значение фаз в медиации. Подходы специалистов к определению количества и значения фаз медиации.
Первая фаза медиации. Цели и задачи первой фазы медиации.
Вторая фаза медиации. Цели и задачи второй фазы медиации.
Третья фаза медиации. Цели и задачи третьей фазы медиации.
Четвертая фаза медиации. Цели и задачи четвертой фазы медиации.
Пятая фаза медиации. Цели и задачи пятой фазы медиации. Формулирование договоренности/соглашения. Предупреждение неисполнения договоренностей и выработка механизмов преодоления трудностей в процессе осуществления решений, отраженных в медиативном соглашении. Подписание медиативного соглашения. Реализация договоренностей, контроль за их исполнением.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Тема 2.4. Результат процедуры медиации
Лекционное занятие
Критерии оценки результата процедуры медиации. Завершение медиации (когда прекращается процедура медиации). Соглашение сторон об урегулировании спора и его соотношение с мировым соглашением и судебным решением. Правовая природа соглашения об урегулировании спора. Исполнение соглашения об урегулировании спора (медиативного соглашения). Утверждение медиативного соглашения об урегулировании спора судом, третейским судом.
Практические занятия
Составление примерного соглашения об урегулировании спора с помощью процедуры медиации в малых группах. Перекрестная проверка группами соглашений (тестирование соглашений на возможность исполнения).
Подготовка эссе о возможности применения медиации при разрешении конкретного спора.
4.3. Модуль "Медиативный подход"
Тема 3.1. Информация в медиации
Лекционное занятие
Значение информации в медиации. Цели и способы передачи информации.
Уровни информации в медиации. Возможности позитивной коммуникации.
Способы объективизации фактов. Вопросы как способ получения и прояснения информации. Невербальное общение в медиации. Систематизация полученного материала.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Тема 3.2. Взаимодействие картин мира в процессе медиации
Лекционное занятие
Фильтры восприятия. Индивидуальная и общая реальности. Искажение реальности. Влияние внутренней установки на картину мира.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Тема 3.3. Работа с интересами сторон
Лекционное занятие
Понятие "центральной" проблемы. Позиционное мышление. Иерархии потребностей.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Тема 3.4. Привлечение представителей сторон, экспертов и других лиц к участию в процедуре медиации
Лекционное занятие
Участие в медиации представителей сторон и их статус. Определение необходимости участия в процедуре медиации психологов, юристов, экспертов и т.д. и их статус.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Тема 3.5. Особенности разрешения споров из семейных, трудовых, экономических и других отношений с помощью медиации
Лекционное занятие
Медиация при разрешении семейных споров (разводов, раздела имущества, наследственных споров, споров об определении места жительства ребенка). Основы семейного, трудового, корпоративного права. Медиация при разрешении трудовых споров. Медиация при разрешении гражданско-правовых споров. Медиация при разрешении корпоративных споров.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Тема 3.6. Продвижение медиации и этические нормы в медиации
Лекционное занятие
Предпосылки и препятствия для формирования института медиации в России. Правовое регулирование медиации в России и в зарубежных странах. Российская практика медиации. Деятельность по продвижению медиации. Реклама медиации. Европейский кодекс поведения для медиаторов. Ответственность медиатора. Репутация медиатора.
Практические занятия
Тестирование или устный опрос.
4.4. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена. В процессе экзамена слушатель должен продемонстрировать полученные в ходе всей образовательной программы "Медиация. Базовый курс" теоретические знания в сфере альтернативного разрешения споров (АРС) и медиации и практические навыки медиатора, необходимые для ведения процедуры медиации.
4.5. Слушатель допускается к итоговой аттестации после изучения тем образовательной программы "Медиация. Базовый курс" в объеме, предусмотренном для лекционных и практических занятий.
4.6. Лица, освоившие образовательную программу "Медиация. Базовый курс" и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ о повышении квалификации.
4.7. Лица, успешно освоившие образовательную программу "Медиация. Базовый курс", вправе вести практическую деятельность в качестве медиатора на профессиональной основе без права преподавания медиации.
5. Примерный учебный план образовательной программы "Медиация. Особенности применения медиации":
N п/п |
Наименование модуля*(5) и тем образовательной программы |
Всего академических часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
лекций |
практических занятий |
||||
Первый модуль | |||||
1. |
РАБОТА В ЗОНЕ КОНФЛИКТА |
|
|
|
|
1.1. |
Конфликт: понятие и классификации |
5 |
2 |
3 |
Тестирование или устный опрос |
1.2. |
Работа с агрессией в медиации |
6 |
2 |
4 |
|
1.3. |
Синдром эмоционального выгорания и его профилактика |
6 |
2 |
4 |
|
1.4. |
Антистрессовые методики |
5 |
2 |
3 |
|
1.5. |
Работа с возражениями в медиации |
8 |
2 |
6 |
|
|
Итого |
30 |
10 |
20 |
|
Второй модуль | |||||
2. |
КОММЕРЧЕСКАЯ МЕДИАЦИЯ |
40 |
14 |
26 |
Тестирование или устный опрос*(4) |
|
Итого |
40 |
14 |
26 |
|
Третий модуль | |||||
3. |
МЕДИАЦИЯ В МНОГОСТОРОННЕМ КОНФЛИКТЕ И ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ ПРОЕКТОВ |
30 |
12 |
18 |
Тестирование или устный опрос*(4) |
|
Итого |
30 |
12 |
18 |
|
Четвертый модуль | |||||
4. |
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАЦИИ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СЕМЕЙНЫХ СПОРОВ |
36 |
12 |
24 |
Тестирование или устный опрос |
|
Итого |
36 |
12 |
24 |
|
Пятый модуль | |||||
5. |
МЕДИАЦИЯ В СВЕРХ- НАКАЛЕННОМ КОНФЛИКТЕ |
30 |
14 |
16 |
Тестирование или устный опрос |
|
Итого |
30 |
14 |
16 |
|
Шестой модуль | |||||
6. |
МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕДИАЦИЯ |
24 |
6 |
18 |
Тестирование или устный опрос*(4) |
|
Итого |
24 |
6 |
18 |
|
Седьмой модуль | |||||
7. |
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАЦИИ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ СПОРОВ И СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ |
32 |
10 |
22 |
Тестирование или устный опрос*(4) |
|
Итого |
32 |
10 |
22 |
|
Восьмой модуль | |||||
8. |
МЕДИАЦИЯ В АДМИНИСТРАТИВНЫХ СПОРАХ И СУДЕБНАЯ МЕДИАЦИЯ |
30 |
12 |
18 |
Тестирование или устный опрос |
|
Итого |
30 |
12 |
18 |
|
Девятый модуль | |||||
9. |
МЕДИАЦИЯ В ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМ ПРАВОСУДИИ И ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ |
30 |
10 |
20 |
Тестирование или устный опрос*(4) |
|
Итого |
30 |
10 |
20 |
|
Десятый модуль | |||||
10. |
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАЦИИ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ ТРУДОВЫХ СПОРОВ |
30 |
10 |
20 |
Тестирование или устный опрос*(4) |
|
Итого |
30 |
10 |
20 |
|
11. |
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ |
|
|
|
Письменный экзамен (эссе) |
|
Итого |
312 |
110 |
202 |
|
5.1. Модуль "Работа в зоне конфликта"
Тема 1.1. Конфликт: понятие и классификации
Лекционное занятие
Понятие и функции конфликта. Правовой конфликт. Структура конфликта. Классификации конфликтов.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Тема 1.2. Работа с агрессией в медиации
Лекционное занятие
Агрессия: определение и основные теории. Типы агрессии. Социальные детерминанты агрессии. Внешние детерминанты агрессии. Превентивные меры и управление агрессией. Факторы, способствующие агрессии.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Тема 1.3. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика
Лекционное занятие
Синдром эмоционального выгорания как заболевание: симптомы и последствия. Способы профилактики синдрома эмоционального выгорания. Синдром эмоционального выгорания медиатора. Профилактика синдрома эмоционального выгорания медиатора.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Тема 1.4. Антистрессовые методики
Лекционное занятие
Стресс - необходимое переживание. Позитивная сторона стресса. Длительный стресс. Адаптационная роль стресса. Долгосрочные и краткосрочные методы борьбы со стрессом.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Тема 1.5. Работа с возражениями в медиации
Лекционное занятие
Возможности типологического подхода к личности в медиации. "Молчащий клиент". "Трудный клиент". Клиент "нет". Лингвистические способы работы с возражениями.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры. Тестирование или устный опрос.
5.2. Модуль "Коммерческая медиация"
Лекционное занятие
Виды коммерческих/бизнес-конфликтов и споров, связанных с ведением хозяйственной деятельности. Эмоции в бизнес-конфликтах и работа с ними в медиации. Особенности разрешения коммерческих споров с помощью медиации.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Тестирование или устный опрос.
5.3. Модуль "Медиация в многостороннем конфликте и при сопровождении долгосрочных проектов"
Лекционное занятие
Особенности многосторонних конфликтов. Медиация при работе с групповым конфликтом. Медиация и медиативное сопровождение долгосрочных сложных проектов.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Тестирование или устный опрос.
5.4. Модуль "Особенности применения медиации при разрешении семейных споров"
Лекционное занятие
Эффективность медиации при разрешении семейных споров. Особенности процедуры медиации при разрешении семейных споров. Участие несовершеннолетних лиц в процедуре медиации. Возможности медиации в работе органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и иных органов по делам семьи, несовершеннолетних и молодежи.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Тестирование или устный опрос.
5.5. Модуль "Медиация в сверхнакаленном конфликте"
Лекционное занятие
Особенности поведения медиатора в сверхнакаленном конфликте. Причины агрессивного поведения. Работа с собственными эмоциями медиатора. Техники работы с клиентом в сверхнакаленном конфликте.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Тестирование или устный опрос.
5.6. Модуль "Межкультурные особенности и медиация"
Лекционное занятие
Зависимость мнений от религиозной идентичности. Конфессиональные особенности и их проявление в процедуре медиации. Позиции большинства. Национальная толерантность. Религиозные проблемы России. Медиативный подход в культуре общественных отношений.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Тестирование или устный опрос.
5.7. Модуль "Особенности применения медиации при разрешении гражданско-правовых споров и споров, связанных с интеллектуальной собственностью"
Лекционное занятие
Виды гражданско-правовых договоров. Особенности разрешения гражданско-правовых споров между физическими лицами. Особенности разрешения гражданско-правовых споров между физическими и юридическими лицами. Особенности разрешения потребительских конфликтов. Особенности споров по вопросам интеллектуальной собственности. Работа Всемирной организации интеллектуальной собственности в области разрешения конфликтов с помощью процедуры медиации.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Тестирование или устный опрос.
5.8. Модуль. "Медиация в административных спорах и судебная медиация"
Лекционное занятие
Возможности медиации при разрешении административно-правовых споров. Критерии применения медиации при разрешении административных споров. Особенности процедуры медиации с участием административных органов. Возможности медиации, включенной в судебную систему. Обучение судей медиации.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Тестирование или устный опрос.
5.9. Модуль "Медиация в восстановительном правосудии и ювенальной юстиции"
Лекционное занятие
Особенности применения медиации в уголовно-правовой сфере. Возможности медиации в сфере ювенальной юстиции.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Тестирование или устный опрос.
5.10. Модуль "Особенности применения медиации при разрешении трудовых споров"
Лекционное занятие
Эффективность медиации при разрешении трудовых споров. Особенности и принципы работы штатного медиатора компании. Возможности медиации в работе кадровой службы. Медиативный подход в работе с персоналом.
Практические занятия
Упражнения и деловые игры.
Тестирование или устный опрос.
5.11. Итоговая аттестация по образовательной программе "Медиация. Особенности применения медиации" проводится в форме письменного экзамена (эссе).
5.12. Слушатель допускается к итоговой аттестации после изучения тем образовательной программы "Медиация. Особенности применения медиации" в объеме, предусмотренном для лекционных и практических занятий.
5.13. Лица, освоившие образовательную программу "Медиация. Особенности применения медиации" и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ о повышении квалификации.
5.14. Лица, успешно освоившие образовательную программу "Медиация. Особенности применения медиации", вправе вести практическую деятельность в качестве медиатора широкого профиля на профессиональной основе без права преподавания медиации. Овладение образовательной программой "Медиация. Особенности применения медиации" необходимо для поддержания и совершенствования профессиональной компетентности медиатора, ведущего деятельность на профессиональной основе.
6. Примерный учебный план образовательной программы "Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов":
N п/п |
Наименование модулей и тем образовательной программы |
Всего академических часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
лекций |
практических занятий |
||||
| |||||
1. |
ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЕДИАЦИИ |
|
|
|
Тестирование или устный опрос*(4) |
1.1. |
Программа обучения: структура и цели |
10 |
4 |
6 |
|
1.2. |
Методика обучения медиации |
10 |
3 |
7 |
|
1.3. |
Мотивационная составляющая обучения |
8 |
4 |
4 |
|
1.4. |
Дуализм навыков и компетенций |
8 |
3 |
5 |
|
|
Итого |
36 |
14 |
22 |
|
| |||||
2. |
РАБОТА С ГРУППОЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЕДИАЦИИ |
|
|
|
Тестирование или устный опрос*(4) |
2.1. |
Группа как развивающаяся система: статический и динамический подходы |
6 |
3 |
3 |
|
2.2. |
Динамика групповой работы |
8 |
3 |
5 |
|
2.3. |
Организация взаимодействия в группе |
10 |
3 |
7 |
|
2.4. |
Средства создания и поддержани |
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2011 г. N 187 "Об утверждении программы подготовки медиаторов" (утратил... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.