Судья Московского городского суда Князев А.А, рассмотрев кассационную жалобу ответчика Военного комиссариата города Москвы, подписанную его представителем Тарасовым Р.Е., поступившую в суд кассационной инстанции 09 января 2014 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 сентября 2013 года по гражданскому делу по иску Эсаулова А.Л. к Военному комиссариату города Москвы об обязании перерасчета пенсии и реализации права на медицинское обеспечение,
установил:
Эсаулов А.Л. обратился в суд с иском к Военному комиссариату города Москвы об обязании перерасчета пенсии и реализации права на медицинское обеспечение, ссылаясь на нарушение своих прав.
Решением Мещанского районного суда города Москвы от 15 февраля 2013 года в удовлетворении заявленных Эсауловым А.Л. исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 сентября 2013 года решение суда отменено; принято новое решение, которым постановлено:
- обязать Военный комиссариат города Москвы произвести перерасчет пенсии Эсаулова А.Л. с учетом надбавки за выслугу лет в размере 70% за период с июля по декабрь 2012 года;
- обязать Военный комиссариат города Москвы обеспечить реализацию права Эсаулова А.Л. на медицинское обеспечение.
В кассационной жалобе ответчик Военный комиссариат города Москвы ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии, считая его незаконным и необоснованным.
Изучив кассационную жалобу и исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из представленных документов усматривается, что Эсаулов А.Л. проходил военную службу в органах военной прокуратуры; 25 июня 2012 года в звании подполковник юстиции Эсаулов А.Л. уволен с военной службы на основании приказа Минобороны России от 30 мая 2012 года; приказом военного прокурора Власихинского гарнизона от 19 июня 2012 года Эсаулов А.Л. исключен из списков личного состава военной прокуратуры 30 июня 2012 года; выслуга полных лет Эсаулова А.Л. составила более 20 лет; с 1 июля 2012 года военным комиссариатом города Москвы Эсаулову А.Л. назначена пенсия исходя из процентной надбавки за выслугу лет 30%.
Рассматривая настоящее дело, суд, по мотивам, изложенным в решении суда, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Эсауловым А.Л. исковых требований, сославшись на то, что надбавка в указанном размере предусмотрена п. 13 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ; изменения, внесенные Федеральным законом от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ в Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", вступили в силу только с 01 января 2013 года, поэтому размеры процентной надбавки за выслугу лет, установленные военным прокурорам, применяются при исчислении пенсии лицам из их числа только с указанной даты; в части требований Эсаулова А.Л. о реализации права на медицинское обеспечение также являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Отменяя названное решение суда в апелляционном порядке и принимая новое решение об удовлетворении заявленных Эсауловым А.Л. исковых требований, судебная коллегия исходила из того, что решение суда требованиям материального закона не соответствует, так как в соответствии с п. 8 ст. 48 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и обладают правами и социальными гарантиями, установленными Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 49 Федерального закона (в редакции, действующей с 01 января 2012 года) на военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное обеспечение (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"), медицинское и другие виды обеспечения военнослужащих.
В силу ч. 1 ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Пунктом 2 ст. 49 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что денежное довольствие военных прокуроров состоит, в том числе, из процентной надбавки за выслугу лет (в размере, предусмотренном абзацами восемнадцатым - двадцать третьим пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона).
Абзацем 23 п. 1 ст. 44 Федерального закона установлена процентная надбавка за выслугу свыше 20 лет - 70%.
Таким образом, на момент увольнения Эсаулова А.Л. и назначения ему пенсии действующим законодательством прокурорским работникам при выслуге свыше 20 лет была установлена процентная надбавка в указанном размере (70%).
Частью 13 ст. 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", примененного судом при рассмотрении данного дела, военнослужащим установлена ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания в размере 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет.
Между тем, указанные положения в силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона в отношении военнослужащих органов военной прокуратуры применяются с 01 января 2013 года, следовательно, надбавка в размере 30%, установленная ч. 13 ст. 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N306-ФЗ, в отношении Эсаулова А.Л. при назначении ему пенсии не подлежала применению.
С принятием Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ размер процентной надбавки за выслугу лет, установленный п. 1 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", не изменился.
Ссылки Военного комиссариата города Москвы на то, что не подлежит применению повышенная надбавка за выслугу лет в связи с увеличением с 01 января 2012 года оклада по воинскому званию и должности, не могут быть приняты во внимание.
Ссылка Военного комиссариата города Москвы на постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" от 05 декабря 2011 года N 992 является несостоятельной, поскольку в силу п. 6 постановления оно вступает в силу с 01 января 2012 года, а в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 7 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", - с 01 января 2013 года.
Отказывая в удовлетворении требования об обязании обеспечить реализацию права Эсаулова А.Л. на медицинское обеспечение, суд, сославшись на п. 5 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, указал, что основание увольнения Эсаулова А.Л. с военной службы не позволяет сохранить за ним право на медицинское обслуживание.
Действительно, в соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
Вместе с тем, законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное обеспечение, медицинское и другие виды обеспечения военнослужащих на военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (п. 1 ст. 49 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Согласно п.п. 6 и 7 ст. 49 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарствами) работников и проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Медицинское обслуживание получающих пенсию прокурорских работников и членов их семей, а также родителей, супругов и несовершеннолетних детей погибших (умерших) прокурорских работников осуществляется в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи в лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете.
Таким образом, на Эсаулова А.Л. распространяются указанные положения, предоставляющие право на медицинское обслуживание.
Тем самым, заявленные Эсауловым А.Л. исковые требования подлежат удовлетворению.
Данные выводы в апелляционном определении судебной коллегией мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны судебной коллегии из представленных документов по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке). Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке) по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
При таких данных, вышеуказанное апелляционное определение судебной коллегии сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы ответчика Военного комиссариата города Москвы не вызывает, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для его отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы ответчика Военного комиссариата города Москвы на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 сентября 2013 года по гражданскому делу по иску Эсаулова А.Л. к Военному комиссариату города Москвы об обязании перерасчета пенсии и реализации права на медицинское обеспечение - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.