Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/270 О сроках хранения первичных документов, на основании которых определяется первоначальная стоимость амортизируемого имущества, в целях налогообложения прибыли

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 26 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/270

 

Вопрос: В соответствии со ст. 253 НК РФ к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы начисленной амортизации.

Согласно п. 3 ст. 272 НК РФ амортизация признается в качестве расхода ежемесячно, исходя из суммы начисленной амортизации, рассчитываемой в соответствии с порядком, установленным НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 259.1 НК РФ сумма начисленной за один месяц амортизации при применении линейного метода в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования.

Таким образом, в течение срока полезного использования объекта амортизируемого имущества происходит списание в расходы первоначальной стоимости ежемесячно в равном размере.

Первоначальная стоимость определяется на основании первичных учетных документов, подтверждающих сумму расходов на приобретение, сооружение, изготовление объектов основных средств.

В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ 01.01.2002 N 1, объектам основных средств может быть установлен срок полезного использования от 1 года и свыше 30 лет.

Исходя из изложенного, прошу разъяснить: правильно ли мы понимаем, что указанные первичные документы хранятся организацией в течение 4 лет?

 

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о сроках хранения первичных документов, на основании которых определяется первоначальная стоимость амортизируемого имущества, в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее.

Частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрен общий срок хранения документов, в том числе подтверждающих расходы для целей налогообложения прибыли.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

Специальный срок хранения документов, подтверждающих расходы для целей налогообложения, установлен главой 25 НК РФ.

Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 283 НК РФ при переносе убытков на будущее налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода.

Для хранения первичных документов, подтверждающих осуществление расходов в виде амортизационных начислений, установлен общий срок (4 года), исчисление которого осуществляется в специальном порядке.

С учетом требований статьи 252 НК РФ срок хранения первичных документов, отражающих формирование первоначальной стоимости амортизируемого имущества, должен исчисляться с момента завершения начисления амортизации в налоговом учете (учета расходов на приобретение такого имущества).

Одновременно сообщаем, что в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. N 558 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения" установлено, что документы об определении амортизации основных средств хранятся постоянно.

 

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин

 

Разъяснено, сколько времени нужно хранить первичные документы, на основании которых в целях налогообложения прибыли определяется первоначальная стоимость амортизируемого имущества.

Для хранения первичных документов, подтверждающих расходы в виде амортизационных начислений, установлен общий срок (4 года). Он исчисляется в специальном порядке.

Срок хранения первичных документов, отражающих формирование первоначальной стоимости указанного имущества, исчисляется так. С момента завершения амортизации (учета расходов на приобретение таких объектов).

Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухучета и бухотчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет. Это требование Закона о бухучете.

Минкультуры России утвердило перечень типовых архивных документов, в котором указаны сроки их хранения. Так, материалы об определении амортизации основных средств хранятся постоянно.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/270


Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 17 мая 2011 г. N 19, в журнале "Документы и комментарии", июль 2011 г. N 13, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 21 июня 2011 г. N 12