Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,
судей Коротковой Ю.Ю., Нефедова О.Н.,
с участием прокурора Фомичева Д.Ю.,
при секретаре Ганеевой И.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 18 июля 2012 года, по которому постановлено:
Исковые требования Прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" удовлетворить.
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" по начислению и взиманию с жителей домов N*** по проспекту Л*** N*** по бульвару Л***, N*** по проспекту А***, N*** по проспекту С*** города У***, платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, в размере 82 руб. 92 коп./м3 с 01 января 2009 года по 01 февраля 2009 года и 81 руб. 96 коп./м3 с 01 февраля 2009 года по 31 декабря 2009 года.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" произвести расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению для жителей домов N *** по проспекту Л***, N*** по бульвару Л***, N*** по проспекту А***, N*** по проспекту С*** г.У*** при базовом неизменном температурном режиме.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" произвести перерасчет жителям домов N*** по проспекту Л***, N*** по бульвару Л***, N*** по проспекту А***, N*** по проспекту С*** города У***, платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года, зачислив в счет последующих платежей, за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, незаконно начисленные и полученные суммы в виде платы за оказание услуг по горячему водоснабжению в размере 82 руб. 92 коп./м3 с 01 января 2009 года по 01 февраля 2009 года и 81 руб. 96 коп./м3 с 01 февраля 2009 года по 31 декабря 2009 года.
Заслушав доклад судьи Коротковой Ю.Ю., объяснения представителей ООО Жилстройсервис" - Загайновой О.Ф., Лямаевой С.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Фомичева Д.Ю. , полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Заволжского района города Ульяновска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" (ООО "Жилстройсервис") о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения за период с 01.01.2009 по 31.12.2009, возложении обязанности произвести перерасчет платы за указанную услугу.
Иск мотивировал тем, что он предъявлен в интересах жителей домов N *** по проспекту Л*** N *** по бульвару Л***, N *** по проспекту А***, N *** по проспекту С*** г. У***, которые находятся в управлении ООО "Жилстройсервис". В 2009 году ответчик дифференцировал расчеты с потребителями ГВС по типам подключения к системе водоснабжения, установив плату за горячее водоснабжение в отношении потребителей, подключенных к двухтрубной системе теплоснабжения, исходя из базового температурного режима свыше 75 градусов Цельсия при сохранении норматива потребления 3,9 м3 на человека, утвержденного для температурного режима в 60 градусов Цельсия. Расчет платы граждан за ГВС с применением норматива подогрева воды до температуры 60 градусов Цельсия, при сохранении величины норматива потребления горячей воды 3,9 м3 на одного человека в месяц, является нарушением норм действующего законодательства, что привело к росту размера платы за ГВС для населения по отношению к 2008 году с 01.01.2009 на 144%, составив 82 руб. 92 коп./м3, а с 01.02.2009 - на 142,4 %, составив 81 руб. 96 коп./м3. Необоснованное завышение ООО "Жилстройсервис" размера платы за горячее водоснабжение повлекло за собой формирование дополнительных материальных потерь со стороны жителей помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении общества, нарушение их прав и законных интересов.
Просил признать незаконными действия ООО "Жилстройсервис" по начислению и взиманию с жителей домов N *** по проспекту Л***, N *** по бульвару Л***, N *** по проспекту А***, N *** по проспекту С*** г. У*** платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в размере 82 руб. 92 коп./м3 с 01.01.2009 по 01.02.2009 и 81 руб. 96 коп. /м3 - с 01.02.2009 по 31.12.2009; обязать ООО "Жилстройсервис" произвести расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению для жителей домов N *** по проспекту Л***, N *** по бульвару Л***, N *** по проспекту А***, N *** по проспекту С*** г. У*** при базовом неизменном температурном режиме; обязать ООО "Жилстройсервис" возвратить жителям домов N *** по проспекту Л***, N *** по бульвару Л***, N *** по проспекту А***, N *** по проспекту С*** г. У*** суммы неосновательного обогащения, полученные в качестве платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в результате применения размера платы равного 82 руб. 92 коп./м3 с 01.01.2009 по 01.02.2009 и 81 руб. 96 коп./м3 с 01.02.2009 по 31.12.2009, путем перерасчета в счет последующих платежей за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Теплоком" (УМУП "Теплоком"), и постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО "Жилстройсервис" просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указывает на необоснованной отказ суда в удовлетворении заявления ответчика о применении срока исковой давности по настоящему спору. Суд не учел, что истец не заявлял ходатайства о восстановлении срока исковой давности, а также не представил каких-либо доказательств уважительности причин пропуска такого срока. Указанные судом заявления жителей микрорайона в Генеральную прокуратуру РФ от 22.11.2011 и прокуратуру Ульяновской области от 13.03.2012 о проведении прокурорской проверки по факту нарушения прав потребителей при взимании платы за горячее водоснабжение в 2009 году не влияют на применение срока исковой давности. Жители многоквартирных домов N *** по проспекту Л***, N *** по бульвару Л***, N *** по проспекту А***, N *** по проспекту С*** г. У***, получая с января 2009 года квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, были уведомлены о стоимости тарифа на услугу горячего водоснабжения, и в случае несогласия с его расчетом имели возможность обратиться в суд.
Кроме того, не согласен с выводом суда о том, что при расчете тарифа на ГВС в 2009 году ООО "Жилстройсервис" превысило средний по году норматив нагрева до температуры 65 градусов Цельсия. Норматив потребления горячей воды утвержден Постановлением Мэра г. Ульяновска от 19.09.2001 N 1499 в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 г. "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и составляет 3,9 куб.м на человека в месяц при температуре горячей воды у потребителей 60 градусов С. ООО "Жилстройсервис" рассчитывало стоимость услуги по данному нормативу, поскольку иные нормативы потребления горячей воды в установленном порядке не утверждены. Применение базового температурного режима в 75 градусов не может считаться нарушением, поскольку это не противоречит нормам, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 и СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий".
Оплата горячего водоснабжения производилась ООО "Жилстройсервис" по фактически потребленному теплоносителю, то есть по температуре на границе раздела, и рассчитана на максимально возможную температуру горячего водоснабжения. Произведенный расчет платы не влияет на норматив потребления ГВС в связи с тем, что в 2009 году 80% населения оплачивали услугу ГВС по квартирным приборам учета, а не по установленному нормативу потребления.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя УМУП "Теплоком", извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
На основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии с требованиями ст. ст. 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.
Из материалов дела следует, что в управлении ООО "Жилстройсервис" находятся жилые многоквартирные дома: N *** по проспекту Л***, N *** по бульвару Л***, N *** по проспекту А***, N *** по проспекту С*** г. У***, в которых установлена двухтрубная система теплоснабжения.
Согласно договору снабжения тепловой энергией в горячей воде N *** от 23.05.2007, УМУП "Теплоком" подает ООО "Жилстройсревис" через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель от источника тепловой энергии УТЭЦЦ-2, а последнее принимает и оплачивает тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель (химически очищенную воду).
В соответствии с п.3 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 ( в редакции, действовавшей на момент рассматриваемых правоотношений ) ООО "Жилстройсревис" является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, предоставляя коммунальный ресурс потребителям.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент рассматриваемых правоотношений, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, в том числе за горячее водоснабжение, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Постановлением Городского Комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска на период 2009 года в целях оказания услуг по горячему водоснабжению для потребителей при централизованной системе горячего водоснабжения установлен в размере 62 руб. 38 коп. за 1 куб.метр горячей воды (без учета НДС).
Данный тариф установлен на основании экспертного заключения N *** от 24.11.2008, в соответствии с которым принят средний по году норматив нагрева до 65 градусов Цельсия.
В соответствии с действовавшим порядком расчета размера платы, установленным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", при отсутствии в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за горячее водоснабжение определялся по формуле (3), учитывающей количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении (чел.), норматив потребления услуги (куб. м в месяц на 1 чел.); тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./куб.м).
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за горячее водоснабжение в жилом помещении определялся по формуле (6) с учетом объема коммунального ресурса, фактически потребленного по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме; объема коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в i-том нежилом помещении (за исключением помещений общего пользования), определенного в соответствии с пунктом 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам; тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации; количества граждан, проживающих в i-том жилом помещении; количества граждан, зарегистрированных по месту жительства и месту пребывания во всех жилых помещениях дома, не оборудованных индивидуальными приборами учета.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за горячее водоснабжение, определялся по выше указанной формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле 9, где учитывается объем (количество) коммунального ресурса, фактически потребленного по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме; суммарный объем коммунального ресурса, измеренный индивидуальными приборами учета; суммарный объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3; объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в i-том помещении, измеренный индивидуальными приборами учета; тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации и.
Таким образом, при определении размера платы за горячее водоснабжение закон не разграничивал потребителей по типу системы теплоснабжения многоквартирного дома.
Следовательно, в 2009 году ответчик незаконно дифференцировал расчеты с потребителями ГВС по типам подключения дома к системе водоснабжения, установив плату за горячее водоснабжение в отношении потребителей, подключенных к двухтрубной системе теплоснабжения, исходя из базового температурного режима свыше 75 градусов Цельсия при сохранении норматива потребления 3,9 куб.м на человека, утвержденного для температурного режима до 65 градусов Цельсия.
С 01.01.2009 размер платы для потребителей указанных домов составил 82 руб. 92 коп./куб.м, а с 01.02.2009 - 81 руб. 96 коп./куб.м.
Как следует из материалов дела, при двухтрубной системе водоснабжения коммунальный ресурс "тепловая энергия" поставляется УМУП "Теплоком" до цоколя здания абонента. После цоколя здания абоненты самостоятельно в своих индивидуальных пунктах (подвалах зданий) изготавливают ГВС путем подмеса вода из обратного трубопровода с горячей водой подающего трубопровода до достижения ее нормативной температуры, установленной в Приложении N 1 Постановления Правительства РФ от 23.052006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" - не менее 60 градусов Цельсия и не более 75 градусов Цельсия.
Расчет теплопотребления для абонентов УМУП "Теплоком", в домах, не имеющих приборов учета, производится балансовым методом на основании объемов фактического отпуска тепловой энергии и теплоносителя филиала ОАО "Волжская ТГК" пропорционально проектным нагрузкам абонентов, согласно Методике определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения.
Данная Методика разработана Приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 в качестве практического пособия для теплоснабжающих организаций системы жилищно-коммунального хозяйства и потребителей (абонентов) - юридических лиц, теплопотребляющие установки которых присоединены к водяным тепловым сетям систем коммунального теплоснабжения, при осуществлении коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя.
В настоящем случае коммунальный ресурс приобретался у УМУП "Теплоком" ответчиком, как исполнителем коммунальных услуг, не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги. В связи с этим вопрос о стоимости услуги ГВС для жителей многоквартирного дома должен был решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальной услуги и тарифов на нее.
До настоящего времени для потребителей действует норматив потребления 3,9 куб.м на человека в месяц, установленный Постановлением мэра города Ульяновска от 19.09.2001 N 1499 исходя из температуры горячей воды 60 градусов Цельсия.
Поскольку на 2009 год не принималось в установленном порядке иных нормативов потребления и тарифов на услугу горячего водоснабжения, произведенные ответчиком начисления платы за данную коммунальную услугу, не соответствует закону и подлежат перерасчету.
Доводы апелляционной жалобы, в том числе в части применения срока исковой давности, являлись предметом всесторонней проверки в суде первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными.
В силу изложенного выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.
Нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Таким образом, решение суда является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 18 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис"- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.