Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Шеховцовой Э.А., Строчкиной Е.А.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 18 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе В.Д.Н.
на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 12 декабря 2013 года
по иску В.Д.Н. к администрации города Ставрополя, министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о возложении на ответчиков обязанности включить семью истца в составе " ... " человек в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом 2014 году; возложении на администрацию города Ставрополя обязанности выдать семье истца свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома до 01.09.2014 года,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
В.Д.Н. обратился в суд с иском, в котором просил: обязать администрацию города Ставрополя включить семью В.Д.Н. в составе " ... " человека в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом 2014 году; обязать министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края включить семью В.Д.Н. в составе " ... " человек в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом 2014 году; обязать администрацию города Ставрополя выдать семье В.Д.Н. свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома до 01 сентября 2014 года.
В обоснование заявленных требований указал, что " ... "." ... "." ... " года постановлением главы г. Ставрополя N" ... " он с составом семьи " ... " человека признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. В связи с ограниченным размером ассигнований, выделяемых администрации города Ставрополя очередь В.Д.Н. на получение социальной выплаты по состоянию на " ... "." ... "." ... " составила N " ... ".
Ссылаясь на п.п. 3, 4, 20 Правил, разделом 5 подпрограммы, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 15.10.2012 N 390-п, заявитель полагает, что администрация города Ставрополя не исполняет указанные нормы закона, в том числе не осуществляется включение семьи В.Д.Н. в составе " ... " человека в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Семья В.Д.Н., на основании заявления от " ... "." ... "." ... " года, до настоящего времени не включена в данные списки и не предоставлена социальная выплата.
Считает, что невыполнение должностными лицами администрации города Ставрополя обязанностей по своевременному предоставлению социальной выплаты, в соответствии с Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", повлекло нарушение права семьи В.Д.Н. на социальное обеспечение.
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 12 декабря 2013 года в удовлетворении иска В.Д.Н. к администрации города Ставрополя, министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о возложении на ответчиков обязанности включить семью истца в составе " ... " человек в список молодых семей -участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом 2014 году; возложении на администрацию города Ставрополя обязанности выдать семье истца свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома до 01.09.2014 года - отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе В.Д.Н. считает, что суд при вынесении решения неверно применил нормы материального права, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает, что вывод суда о том, что его семья не имеет права на внеочередное включение в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших получить социальную выплату в 2014 году, так как не относится к льготной категории участников программы является незаконным и необоснованным. Просит решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение, об удовлетворении требований В.Д.Н.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель министерства строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Л.А.В. считает решение суда законным и обоснованным. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
До начала рассмотрения дела по существу в судебную коллегию по административным делам поступило ходатайство от представителя министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК о рассмотрении гражданского дела без их участия.
Представители администрации города Ставрополя, жилищного управления администрации города Ставрополя, в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции; сведений об уважительности причин неявки не предоставили.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения заявления, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав В.Д.Н. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 25 Постановления N 2 от 10 февраля 2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решения, совершения действия органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами, при этом, следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия, требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Судом первой инстанции установлено, что на основании постановления главы города Ставрополя от " ... "." ... "." ... " года N" ... " заявитель В.Д.Н. составом семьи " ... " человека признан нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы".
В.Д.Н. является участником муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе". По состоянию на " ... "." ... "." ... " года номер очереди его семьи - " ... ".
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", целью которой является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 21, 22 названного выше Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 года N1050 порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, постановленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.
Отказывая в удовлетворении требований В.Д.Н., суд первой инстанции исходил из того, что правом на первоочередное включение в списки молодых семей - участников Подпрограммы семья истца не обладает, поскольку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы" поставлена только " ... "." ... "." ... " года, то есть до 01.03.2005 года на таком учете не состояла.
С данным выводом суда судебная коллегия согласна, так как он основан на правильном применении норм права и соответствует обстоятельствам дела.
Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и в развитие положений Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы изданы Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050 (далее также - Правила), в которых законодатель установил условия, при которых молодая семья может быть участником Программы.
Согласно п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Приказом Минстроя Ставропольского края от 18.10.2013 N402 утвержден Порядок формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края списков молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году". Согласно указанному порядку формирование списков осуществляется на основе принципа гласности (п. 2).
Согласно п. 5 Порядка, включение молодых семей - участников Подпрограммы в списки осуществляется в следующей очередности: в первую очередь включаются молодые семьи - участники Подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи - участники Подпрограммы, имеющие трех и более детей; во вторую очередь включаются молодые семьи, признанные участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675, и не получившие социальные выплаты; в третью очередь - иные молодые семьи.
Молодая семья может иметь приоритетное право на получение социальной выплаты, в случае если она была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года.
Разрешая спор, суд руководствовался нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства, которым выводы суда соответствуют.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 12 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.