Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
Председательствующего Жаднова Ю.М.,
судей Федоровой Л.Г., Костюниной Н.В.,
при секретаре Шаряевой Л.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Радищевский район" Ульяновской области на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 12 декабря 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Радищевского района Ульяновской области удовлетворить.
Признать бездействие Муниципального дошкольного образовательного учреждения Радищевский детский сад N4, Администрации муниципального образования "Радищевский район" Ульяновской области, Отдела образования и дошкольного воспитания Администрации муниципального образования "Радищевский район" Ульяновской области, Правительства Ульяновской области в части не оборудования здания Муниципального дошкольного образовательного учреждения Радищевский детский сад N4 системой видеонаблюдения незаконным.
Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Радищевский детский сад N4, Отдел образования и дошкольного воспитания Администрации муниципального образования "Радищевский район" Ульяновской области, Правительство Ульяновской области оборудовать здание Муниципального дошкольного образовательного учреждения Радищевский детский сад N4 в срок до 01.08.2014 системой видеонаблюдения.
Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., пояснения прокурора Фомичева Д.Ю., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Радищевского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Радищевский детский сад N 4, Администрации муниципального образования "Радищевский район" Ульяновской области, Отделу образования и дошкольного воспитания Администрации муниципального образования "Радищевский район" Ульяновской области, Правительству Ульяновской области о признании незаконным бездействия в части не оборудования здания Муниципального дошкольного образовательного учреждения Радищевский детский сад N 4 системой видеонаблюдения и возложении обязанности оборудовать здание Муниципального дошкольного образовательного учреждения Радищевский детский сад N 4 в срок до 01.08.2014 года системой видеонаблюдения.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что в рамках проведенной прокурорской проверки установлено, что в помещении вышеназванного общеобразовательного учреждения отсутствует система технического контроля (видеонаблюдения), что противоречит федеральному законодательству в части ненадлежащего содержания помещения образовательного учреждения, что ставит под угрозу безопасность и стабильность общества, жизнь и здоровье детей и работников учреждения.
На основании имеющихся в распоряжении прокуратуры Радищевского района данных следует, что состояние антитеррористической защищенности образовательного учреждения находится не на должном уровне. В частности, отсутствует система видеонаблюдения. Отсутствие вышеуказанной системы в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в них граждан. Также не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.
Имеющееся нарушение требований норм антитеррористического законодательства нарушает права, свободы и интересы детей и иных лиц, посещающих образовательное учреждение. С учетом изложенного, просил признать бездействие ответчиков незаконным и возложить обязанность по устранению вышеуказанных недостатков.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО "Радищевский район" Ульяновской области с решением суда не согласна, просит его отменить. Жалобу мотивирует тем, что выводы суда о нарушении ответчиками действующего законодательства основаны на неверном толковании и применении норм права. Акты, на которые ссылается суд в решении, носят рекомендательный характер, и не конкретизируют полномочия администрации по обеспечению антитеррористической безопасности.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Радищевского района Ульяновской области решение суда считает законным и обоснованным, и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Ранее действовавший Закон РФ "Об образовании" предусматривал, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников (ст. 51).
Пункт 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", действующий в настоящее время, предусматривает, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч.13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии с пунктом 5.39 СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
Из материалов дела следует, что прокуратурой Радищевского района Ульяновской области проведена проверка исполнения Муниципальным дошкольным образовательным учреждением Радищевский детский сад N 4 законодательства по антитеррористической защищенности указанного образовательного учреждения.
В ходе проверки установлено, что в учреждении отсутствует система видеонаблюдения.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Радищевский детский сад N 4 находится в ведомственном подчинении Отдела образования и дошкольного воспитания Администрации муниципального образования "Радищевский район" Ульяновской области.
Правительством Российской Федерации 23.12.2005 года утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (в ред. от 11.03.2011 N 166), в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки Российской Федерации издан ряд приказов.
Приказом от 11.11.2009 года N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Принимая во внимание вышеуказанные акты, а также, учитывая, что отсутствие в образовательном учреждении охраны и системы видеонаблюдения способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчиков обязанность по оборудованию в здании Муниципального дошкольного образовательного учреждения Радищевский детский сад N 4 системы видеонаблюдения.
Судебная коллегия находит несостоятельным довод жалобы администрации муниципального образования "Радищевский район" о необоснованном возложении обязанности.
Согласно Уставу Муниципального дошкольного образовательного учреждения Радищевский детский сад N 4 учредителем детсада является муниципальное образование "Радищевский район", детсад является юридическим лицом, обладает на праве собственности и оперативного управления обособленным имуществом.
В силу п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий в местных бюджетах должны предусматриваться средства, направляемые на исполнение указанных расходных обязательств.
Кроме того, как следует из дела, обязанность по созданию безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях возникла у ответчиков с момента принятия Правительством Российской Федерации 23.12.2005 года Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.
В соответствии с п.2 ст. 120 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения у ответчиков обязанности по оборудованию школы системой видеонаблюдения и организации охраны) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Таким образом, администрация муниципального образования "Радищевский район", обязанная в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма и являющаяся собственником имущества бюджетного учреждения, должна создать безопасные условия для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
Судебная коллегия находит выводы суда по делу законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда.
Влекущих отмену решения нарушений материального либо процессуального права при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 12 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Радищевский район" Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.