Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Лазаревой И.В., судей Белышевой Е.Л., Щегловой Е.С.,
при секретаре Багровой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Щегловой Е.С.
дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Ивановской области на решение Ленинского районного суда города Иваново от 07 марта 2013 года по исковому заявлению Т.А.М. к Военному комиссариату Ивановской области в лице Военного комиссариата Фрунзенского района города Иваново, Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности выдать удостоверение участника боевых действий,
УСТАНОВИЛА:
Т.А.М. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ивановской области в лице Военного комиссариата Фрунзенского района города Иваново, Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - Комиссия Западного военного округа) о возложении обязанности выдать удостоверение участника боевых действий.
Иск мотивирован тем, что с 24.12.1999 года Т.А.М. проходил военную службу по призыву в войсковой части***, в период с 16.10.2000 года по 28.04.2001 года он принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики в составе подразделения указанной войсковой части Федеральных сил РФ в должности наводчика самоходных минометов. В связи с участием в боевых действиях в указанный период времени истцу выплачивалась заработная плата в повышенном размере, а за отличия при проведении боевых действий указом Президента РФ от 12.03.2002 года N266 он был награжден Медалью Жукова.
Т.А.М. неоднократно обращался в Военный комиссариат Ивановской области и его структурное подразделение - Военный комиссариат Фрунзенского района г. Иваново с заявлениями о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий, прикладывая к заявлению в подтверждение непосредственного участия в боевых действиях военный билет, содержащий записи о периоде участия в боевых действиях и получении боевой награды, а также справки войсковой части***. выданные в 2001 и в 2004 годах, подтверждающие количество оплаченных заявителю боевых дней. В удовлетворении таких заявлений Военным комиссариатом Ивановской области было неоднократно отказано по тому основанию, что заявителем не соблюдены установленные законом условия для признания его ветераном боевых действий, так как по данным Генерального штаба Вооруженных Сил РФ войсковая часть *** входила в состав Действующей Армии в иные календарные периоды, чем тот, который указан в военном билете и справках, выданных Т.А.М.
Истец полагал, что Военный комиссариат Ивановской области в лице Военного комиссариата Фрунзенского района г. Иваново незаконно препятствует в реализации его права на получение документа, удостоверяющего принадлежность к категории ветеранов боевых действий, и, ссылаясь на ст.ст. 3, 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", просил суд возложить на ответчика обязанность выдать ему удостоверение участника боевых действий.
Решением Ленинского районного суда г. Иваново от 07.03.2013 года исковые требования Т.А.М. удовлетворены частично. На Военный комиссариат Ивановской области, Комиссию Западного военного округа возложена обязанность выдать Т.А.М. удостоверение участника боевых действий. В удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату Фрунзенского района г. Иваново отказано.
05.04.2013 года представитель Военного комиссариата Ивановской области М.Е.А., действующая на основании доверенности от 24.12.2012 года, обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просила решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Военного комиссариата Ивановской области С.О.В., действующая на основании доверенности от 28.01.2013 года, жалобу поддержала в полном объеме по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании 03.06.2013 года истец и его представитель Л.Н.Е. возражали против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Ответчик - Комиссия Западного военного округа, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, по неизвестной причине своего представителя в суд апелляционной инстанции не направил, ходатайств об отложении судебного разбирательства или о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не направил, не воспользовался правом представления письменных объяснений по существу апелляционной жалобы Военного комиссариата Ивановской области.
Выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Из материалов дела следует, что в период с 2005 года по настоящее время Т.А.М. неоднократно обращался в Военный комиссариат Ивановской области и его структурное подразделение - Военный комиссариат Фрунзенского района г. Иваново с заявлениями о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий.
Ответчиками не оспаривалось, что в качестве документов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях, к заявлениям Т.А.М. прилагались:
- военный билет серии *** от 22.12.1999 года, содержащий записи об участии в боях на территории Чеченской Республики в составе Федеральных сил РФ войсковой части *** в должности наводчика самоходных минометов в период с 16.10.2000 года по 28.04.2001 года, а также с записями о награждении Медалью Жукова согласно указу Президента РФ от 12.03.2002 года N 266.
- справки войсковой части *** N 315 от 10.05.2001 года, N 1643 от 29.11.2004 года, которыми подтверждается прохождение Т.А.М. военной службы в условиях вооруженного конфликта на территории Республики Чечня и его непосредственное участии в течение 111 дней в боевых действиях c оплатой указанных дней как боевых.
Письмом Военного комиссариата Фрунзенского района г. Иваново от 14.06.2005 года, письмами Военного комиссариата Ивановской области от 10.07.2006 года, от 20.07.2006 года, от 18.12.2006 года Т.А.М. отказано в удовлетворении его заявлений со ссылкой на отсутствие оснований для признания его ветераном боевых действий, так как по данным Генерального штаба Вооруженных Сил РФ войсковая часть *** входила в состав Действующей Армии в иные календарные периоды, чем тот, который указан в военном билете и справках, выданных Т.А.М.
Из объяснений сторон в суде первой и апелляционной инстанции следует, что в период с 2005 года по настоящее время Военный комиссариат Ивановской области не направлял в Комиссию Западного военного округа заявление Т.А.М. о выдаче удостоверения ветерана боевых действий с приложенными к нему документами, поскольку не признавал за истцом право на получение такого удостоверения по тем же причинам, что были указаны в письмах 2006 года.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и приложением к Закону к ветеранам боевых действий относятся, в том числе военнослужащие, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации и выполнявшие задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, реализация которых, в силу ст. 28 того же Закона, осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца.
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В период обращений Т.А.М. с 2005 по 2012 год с заявлениями о выдаче удостоверения ветерана боевых действий порядок выдачи такого удостоверения в Вооруженных Силах РФ был регламентирован приказами Министра обороны Российской Федерации от 15.03.2004 года N 77, от 02.11.2009 года N 1177, от 11.08.2012 года N 2288.
Анализ названных нормативных правовых актов в их взаимосвязи и хронологической последовательности указывает на то, что на протяжении всего периода обращений истца с заявлениями к ответчику основанием выдачи удостоверения ветерана боевых действий военнослужащим, принимавшим участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации и выполнявшим задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года, являлся документально подтвержденный факт непосредственного участия в выполнении таких задач.
В апелляционной жалобе Военный комиссариат Ивановской области оспаривает выводы суда первой инстанции о наличии у Т.А.М. права на получение удостоверения ветерана боевых действий, полагая, что в отсутствие директивы Генерального штаба Вооруженных Сил РФ о включении войсковой части *** в состав Действующей армии РФ в указанный истцом период факт награждения истца медалью Жукова не может быть принят в качестве доказательства выполнения истцом задач в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона. В обоснование своей позиции ответчик ссылается на постановление Правительства РФ от 31.03.1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций".
Эти доводы жалобы представляют собой позицию ответчика по существу спора, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили подробную и правильную оценку в обжалуемом решении, основанную на верном применении норм законодательства РФ, определяющих порядок и условия выдачи удостоверения ветеран боевых действий лицам, проходившим военную службу и выполнявшим задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.
Разрешая настоящий спор, суд обоснованно исходил из того, что законодательство РФ, действовавшее в период с 2005 года по настоящее время, относило к документам, подтверждающим непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач), для лиц, проходивших военную службу по призыву и выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона не только выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, но и реализованный наградной материал.
Судебная коллегия также полагает, что системный анализ положений перечисленных выше нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что законом не исключена возможность для получения лицом, указанным в ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", удостоверения ветерана боевых действий, использовать в качестве документа, подтверждающего непосредственное участие в боевых действиях лиц, выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, реализованный наградной материал наряду с документами, выданными органами военного управления Министерства обороны РФ.
В силу п. 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 11.08.2012 года N 2288 (далее по тексту - Порядок N 2288), к реализованному наградному материалу относятся: копия орденской книжки (удостоверения к государственной награде (награде) либо выписка из соответствующего указа (приказа) о награждении. При этом в обязательном порядке представляется копия наградного листа (представления к награждению) либо выписка из наградного листа (представления к награждению), подтверждающего факты непосредственного участия в боевых действиях (выполнения задач). Ответственность за подготовку документов (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к обращению, возлагается для лиц, не относящихся к категории военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, на военных комиссаров по месту постановки заявителя на воинский учет (по месту жительства обратившегося). В случае отсутствия у заявителя таких документов, военные комиссары направляют соответствующие запросы для их получения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что в нарушение требований п. 9 Порядка N 2288, Военный комиссариат Ивановской области, не исполнил свою обязанность по направлению запросов для розыска наградного листа и выписки из указа Президента РФ от 12.03.2002 года N 266, послуживших основанием для награждения Т.А.М. Медалью Жукова, и необоснованно не принял во внимание как реализованный наградной материал факт награждения Т.А.М. Медалью Жукова.
Вместе с тем, согласно указу Президента РФ от 07.09.2010 года N 1099 (в ред. от 29.03.2013 года) "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации (вместе с "Положением о государственных наградах Российской Федерации", "Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации, почетных званиях Российской Федерации, описаниями названных государственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации") Медалью Жукова награждаются военнослужащие за отвагу, самоотверженность и личное мужество, проявленные в боевых действиях при защите Отечества и государственных интересов Российской Федерации, за особые отличия при несении боевой службы, боевого дежурства и при участии в учениях и маневрах, за отличные показатели в боевой подготовке.
Оценив в совокупности и взаимной связи представленные по делу доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, в том числе: письменные доказательства - военный билет и справки, в которых имеются записи о выполнении Т.А.М. боевых задач на территории Чеченской Республики в указанный в иске период в должности наводчика самоходных минометов, а также о награждении истца Медалью Жукова указом Президента РФ от 12.03.2002 года N 266; показания допрошенного в качестве свидетеля Ш.Г.В., проходившего военную службу в войсковой части ***, выполнявшего в период с 16 октября 2000 года по 28 апреля 2001 года задачи в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона в Чеченской Республике, получившего удостоверение ветерана боевых действий 25.06.2004 года в Военном комиссариате Ивановской области, который подтвердил факт выполнения Т.А.М. в период с 16 октября 2000 года по 28 апреля 2001 года боевых задач в Чеченской Республике в составе отдельного подразделения войсковой части***, суд пришел к верному выводу, что эти доказательства, достоверность содержания которых не опровергнута ответчиками, являются достаточным подтверждением факта участия Т.А.М. в период с 16 октября 2000 года по 28 апреля 2001 года в выполнении задач в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона.
При таких обстоятельствах, суд правомерно признал за истцом право на получение удостоверения ветерана боевых действий.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Военного комиссариата Ивановской области полномочий по принятию решения по заявлению Т.А.М. о выдаче удостоверения ветерана боевых действий и неправомерности возложении на данного ответчика обязанности по выдаче истцу такого удостоверения, не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, которым спор по существу разрешен верно.
Установив, что Военный комиссариат Ивановской области необоснованно уклонился от исполнения установленных п.п. 8, 9 Порядка N 2288, обязанностей по подготовке и направлению на рассмотрение в Комиссию Западного военного округа заявления Т.А.М. о выдаче удостоверения ветерана боевых действий и приложенных к нему документов, с учетом позиции данного ответчика, оспаривавшего в суде право истца на получение такого удостоверения, позиции второго ответчика по делу - Комиссии Западного военного округа, не представившей возражений по существу требований Т.А.М., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что право истца на получение удостоверения ветерана боевых действий нарушено обоими ответчиками и подлежит восстановлению путем возложения на них обязанности по выдаче соответствующего удостоверения с соблюдением Порядка N 2288.
В случае неясности решения суда Военный комиссариат Ивановской области вправе обратиться за его разъяснением в суд, принявший решение, в порядке ст. 202 ГПК РФ.
Выводы суда в пределах исковых требований соответствуют фактическим обстоятельствам дела, достаточно аргументированы, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, что указывает на отсутствие оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда Ивановской области от 07 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата ивановской области - без удовлетворения.
Председательствующий Лазарева И.В.
Судьи Белышева Е.Л.
Щеглова Е.С.
Версия 4.0
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.