Заместитель председателя Алтайского краевого суда Ермаков Э.Ю., рассмотрев в порядке надзора жалобу Романчука М.М. на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Тальменского района Алтайского края от 02 сентября 2013 года, которым
Романчук М.М. , ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженец "адрес" Алтайского края, проживающий по адресу: "адрес" , работающий "данные изъяты" ,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" ,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГ государственным инспектором "адрес" по пожарному надзору З. в адрес "данные изъяты" Романчука М.М. вынесено предписание N 26/3/26/7, согласно которому последнему в срок до 01 июля 2013 года было необходимо устранить ряд нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
1. Отсутствие плана гражданской обороны;
2. Отсутствие запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны;
3. Отсутствие плана мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
4. Отсутствие запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов;
5. Отсутствие запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения;
6. Отсутствие приказа о назначении ответственного за проведение своевременного отбора образцов средств индивидуальной защиты и доставку их в метрологические органы;
7. Отсутствие плана по осуществлению комплексной маскировки территории.
Согласно акту проверки от 08 августа 2013 года N 21 пункты 2, 4-5 указанного выше предписания Романчуком М.М. не исполнены.
08 августа 2013 года государственным инспектором "адрес" и районов по пожарному надзору З. в отношении Романчука М.М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившемся в невыполнении в установленный срок пунктов 2, 4-5 предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
В порядке ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление мирового судьи не обжаловалось.
В надзорной жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, Романчук М.М. просит об отмене постановления мирового судьи и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что предписание является незаконным, поскольку вынесено в области выполнения мероприятий по гражданской обороне неуполномоченным на то лицом - государственным инспектором по пожарному надзору.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии с частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Исходя из содержания приведенной нормы, мировой судья при рассмотрении данного дела об административном правонарушении должен был выяснить законность вынесенного предписания.
Между тем, делая вывод о наличии в действиях Романчука М.М. состава вмененного правонарушения, мировой судья не проверил законность вышеуказанного предписания.
В соответствии с п.п.5, 8 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 июня 2012 года N 375, предметом государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами является, в частности, соблюдение ими требований пожарной безопасности; выполнение предписаний органов ГПН. Должностные лица органов ГПН, при исполнении государственной функции, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, предписания в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов; составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
В силу п.п.9-10 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года N 290, правом выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара наделены, в частности, государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители.
Согласно п.п.4, 6 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 июня 2012 года N 358, предметом государственного надзора в области гражданской обороны является проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), а также должностными лицами и гражданами (далее - субъекты надзора) требований и мероприятий в области гражданской обороны, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Должностные лица надзорных органов при исполнении государственной функции вправе выдавать руководителям, иным должностным лицам или уполномоченным представителям субъектов надзора обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений в части выполнения требований и мероприятий в области гражданской обороны; составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичные положения относительно прав должностных лиц органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций содержатся и в подп. "в", "ж" п.6 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2005 года N 712.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31 октября 2011 года N 652 утвержден Перечень должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области гражданской обороны, к числу которых в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации не отнесено такое должностное лицо, как государственный инспектор по пожарному надзору.
Из смысла данных норм права следует, что перечень должностных лиц, уполномоченных выдавать предписания в области пожарной безопасности, отличен от круга должностных лиц, уполномоченных выдавать предписания в области гражданской обороны.
Из протокола об административном правонарушении от 08 августа 2012 года следует, что основанием для привлечения к административной ответственности Романчука М.М. за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило невыполнение им в срок до 01 июля 2013 года требований пунктов 2, 4-5 предписания об устранении нарушений требований в области гражданской обороны, предусмотренных ст.8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", п.п.15.10, 15.12 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года N 687 (л.д.2).
При этом из содержания предписания *** от 12 сентября 2012 года усматривается, что оно выдано государственным инспектором "данные изъяты" Алтайского края по пожарному надзору З. , который в силу вышеприведенных норм права уполномочен выдавать предписания в другой области (л.д.3).
В связи с этим предписание по устранению нарушений требований в области гражданской обороны выдано не уполномоченным на то лицом, на что верно указано в надзорной жалобе заявителя.
При таких обстоятельствах предписание государственного инспектора "адрес" Алтайского края по пожарному надзору З. от ДД.ММ.ГГ *** нельзя признать законным, а в связи с этим невыполнение Романчуком М.М. требований данного предписания не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ч. 2 ст. 30.13 и п. 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
надзорную жалобу Романчука М.М. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 1 Тальменского района Алтайского края от 02 сентября 2013 года, вынесенное в отношении Романчука Михаила Михайловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя
Алтайского краевого суда Э.Ю. Ермаков
Справка:
мировой судья Тронина С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.