Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Решетниковой И.Ф., Варнавского В.М.
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления Федеральной миграционной службы России по Алтайскому краю на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 18 декабря 2013 года по делу
по иску Маловой О.В. , Маловой Р.Ф. , Малова В,В. действующего за себя и в интересах несовершеннолетних детей Малова М.В. , Малова Н.В. к УФМС России по Алтайскому краю о признании действий незаконными, возложении обязанности выплатить пособия и денежную компенсацию расходов.
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Малов В.В., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Малова М.В. , Малова Н.В. , Малова А.В., Малова Р.Ф. обратились в суд с иском к УФМС Росси по Алтайскому краю указывая, что Малов В.В. и члены его семьи Малова О.В., Малов Н.В., Малов Н.В., Малова Р.Ф. являются участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом и имеют право на соответствующие льготы и компенсации, установленные для данной категории граждан.
Обратившись к ответчику с заявлением о компенсации понесенных расходов и единовременного пособия на обустройство (подъемных), предусмотренных указанной государственной программой, получили отказ в связи с утратой ими статуса участников Государственной программы по причине выезда с территории вселения - города Рубцовска.
Полагают, у ответчика отсутствовали основания для отказа в предусмотренных выплатах, в связи с чем с учетом уточнения просили признать отказ УФМС России по Алтайскому краю в компенсационных выплатах от 25 июля 2013года незаконным, возложить на ответчика обязанность выплатить Малову В.В., действующему за себя и несовершеннолетних детей Максима и Никиты, Маловой О.В., Маловой Р.Ф. компенсацию понесенных расходов в размере "данные изъяты" рублей, а также единовременного пособия на обустройство ("подъемных") в размере "данные изъяты" рублей, из которых: Малову В.В. "данные изъяты" рублей, "подъемных" "данные изъяты" рублей и за несовершеннолетних детей "данные изъяты" рублей; Маловой О.В. - "данные изъяты" рублей, "подъемных" "данные изъяты" рублей; Маловой Р.Ф. - "данные изъяты" рублей, "подъемных" "данные изъяты" рублей.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 18 декабря 2013 года исковые требования Маловой О.В. , Маловой Р.Ф. , Малова В.В. действующего за себя и в интересах несовершеннолетних детей Малова М.В. , Малова Н.В. удовлетворены частично.
Признать отказ УФМС России по Алтайскому краю в выплате пособий и денежных компенсаций расходов на проезд и по уплате государственной пошлины участнику Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом Малову В.В. и членам его семьи Малову М.В., Малову Н.В., Маловой О.В., Маловой Р.Ф. незаконным.
Обязать УФМС России по Алтайскому краю выплатить Малову В.В. единовременное пособие на обустройство его и несовершеннолетних детей Малова Н.В. и Малова М.В. в сумме "данные изъяты" руб., компенсацию расходов на проезд "данные изъяты" рублей, компенсацию расходов по уплате государственной пошлины "данные изъяты" рублей.
Обязать УФМС России по Алтайскому краю выплатить Маловой О.В. единовременное пособие на обустройство в размере "данные изъяты" рублей, компенсацию расходов на проезд "данные изъяты" рублей, компенсацию расходов по уплате государственной пошлины "данные изъяты" рублей.
Обязать УФМС России по Алтайскому краю выплатить Маловой Р.Ф. единовременное пособие на обустройство в размере "данные изъяты" рублей, компенсацию расходов на проезд "данные изъяты" рублей, компенсацию расходов по уплате государственной пошлины "данные изъяты" рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с УФМС России по Алтайскому краю в пользу Малова В.В. , Маловой О.В. , Маловой Р.Ф. судебные расходы по уплате государственной пошлины "данные изъяты" рублей в равных долях.
В апелляционной жалобе УФМС России по Алтайскому краю просит решение отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что после приобретения гражданства истцы выбыли с территории вселения и зарегистрировались в г.Барнауле, который не имеет отношения к программе Алтайского края по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, на 2009-2012 годы, следовательно, утратили право на получение предусмотренных данной программой компенсационных выплат. Указ президента РФ от 14 сентября 2012 года N 1289 распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 года и в нем определены не три, а две категории вселения, порядок и условия выплат отличаются от предусмотренных указом предыдущей редакции.
В судебном заседании представители ответчика Федосова А.В., Жакипова Т.Н. поддержали доводы жалобы.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
На основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей ответчика, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Малов В.В. является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, что подтверждается свидетельством участника государственной программы от 20 июля 2012 года, в котором в качестве субъекта РФ выбранного для постоянного места жительства указан Алтайский край. 14 января 2013 года истец вместе со своими членами семьи, указанными в свидетельстве участника прибыли на территорию вселения в г.Рубцовск Алтайского края, которая отнесена к территории вселения категории "А" и зарегистрировались в установленном порядке, следовательно, на них распространяются гарантии, установленные для данной категории граждан.
Впоследствии истец вместе со своей семьей выбыл из территории вселения в г.Барнаул, получил гражданство России и с 01 июля 2013 года зарегистрировался по адресу: "адрес" . Обратившись к ответчику с заявлением о выплате полагающихся истцу, как участнику Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом и членам его семьи предусмотренных выплат, получил отказ, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что истец, являющийся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом и члены его семьи имеют право на получение компенсации понесенных ими расходов, установленных данной программой.
При этом суд исходил из того, что выезд участника из территории вселения в другое место жительства в пределах субъекта Российской Федерации не является основанием для отказа в предоставлении истцу и членам его семьи, предусмотренных законом выплат.
Судебная коллегия такой вывод суда первой инстанции находит соответствующим закону.
В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (далее Закон N 99-ФЗ) соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:
лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (п.3 ст.1 Закона N 99-ФЗ).
Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию (ч.3 ст.5 Закона N 99-ФЗ).
В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, которой установлено, что свидетельства участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа), выданные до 1 января 2013 года, действительны до 1 января 2015 года.
За участниками Государственной программы, которым свидетельство участника Государственной программы выдано до 1 января 2013 года, и членами их семей на период с 1 января 2013 года до 1 января 2015 года сохраняется право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной категории территории вселения и в объемах, установленных Государственной программой по состоянию на 30 декабря 2012 года.
Из содержания положений п.18 Государственной программы следует, что участнику Государственной программы выдается свидетельство установленного Правительством РФ образца сроком на три года. По истечении срока действия свидетельства соотечественник теряет статус участника Государственной программы, а члены его семьи, указанные в свидетельстве, - статус членов семьи участника Государственной программы.
Пунктом 20 Государственной программы установлено, что участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной территории вселения, в том числе:
а) на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания, включая оплату проезда и провоз личных вещей в соответствии с разделом VII Государственной программы;
б) на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации;
в) на получение за счет средств федерального бюджета подъемных;
г) на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации (но не более чем в течение шести месяцев). Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N666 "О выплате пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению граждан в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, которым свидетельство участника Государственной прграммы выдано до 01 января 2013 года" Федеральная миграционная служба обеспечивает до 1 января 2015 года осуществление выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, которым выдано свидетельство участника Государственной программы до 1 января 2013 года, и членам их семей единовременно в соответствии с правилами и в размерах, которые действовали до 31 декабря 2012 года.
Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007г. N7 (в редакции от 19.11.2008г.) "О порядке выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей" установлено, что единовременное пособие на обустройство участникам Государственной программы выплачивается в следующем размере:
в отношении лиц, переселяющихся на территорию вселения категории "А", кроме районов Дальнего Востока и Забайкалья, - 60000 рублей участнику Государственной программы и по 20000 рублей членам его семьи, а в отношении лиц, переселяющихся на территорию вселения категории "А" в районы Дальнего Востока и Забайкалья, - 120000 рублей участнику Государственной программы и по 40000 рублей членам его семьи.
Порядок и условия выплаты участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, компенсации расходов, которые несут участники Государственной программы и члены их семей в связи с оформлением визы, проездом и провозом личного имущества от места их постоянного проживания на территории иностранного государства до места постановки на учет по месту пребывания (для иностранных граждан) либо регистрации по месту пребывания (для граждан Российской Федерации) в субъекте Российской Федерации, выбранном участником Государственной программы для переселения, определен в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2007г. N150.
В соответствии с Правилами, подлежащие компенсации расходы, включают в себя:
а) уплату консульского сбора за оформление визы;
б) оплату проезда участника Государственной программы и (или) членов его семьи железнодорожным, воздушным, внутренним водным, морским, а также автомобильным транспортом при условии использования регулярных маршрутов пассажирских перевозок;
в) оплату провоза личного имущества участника Государственной программы и (или) членов его семьи железнодорожным или морским транспортом при условии использования регулярных маршрутов грузовых перевозок, в том числе уплату таможенных платежей и налогов, связанных с перемещением личного имущества участника Государственной программы и (или) членов его семьи, при вывозе личного имущества с территории иностранного государства в Российскую Федерацию.
Компенсации подлежат фактические расходы на проезд участника Государственной программы и (или) членов его семьи, подтвержденные проездными документами, но не выше тарифов, предусмотренных при прямом беспересадочном сообщении, а при отсутствии такового - в пределах стоимости проезда по соответствующему маршруту. Расходы, понесенные участником Государственной программы и (или) членами его семьи в связи с уплатой страховых взносов и иных дополнительных услуг, в том числе связанных с оформлением проездных документов, не компенсируются.
Постановлением Правительства РФ от 25.09.2008г. N715 утверждены Правила выплаты участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей компенсации за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации, в соответствии с которыми компенсации подлежат расходы участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов его семьи на уплату государственной пошлины:
за выдачу иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание;
за выдачу вида на жительство иностранному гражданину или лицу без гражданства;
за рассмотрение заявлений о приеме в гражданство, приобретении гражданства, восстановлении в гражданстве, заявлений об определении принадлежности к гражданству, включая выдачу соответствующих документов;
за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации.
Постановлением администрации Алтайского края от 23.03.2010г. N109 (в ред. Постановлений Администрации Алтайского края от 01.11.2010 N478, от 30.03.2011 N156) утверждена Программа Алтайского края по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2009 - 2012 годы.
В разделе 2 Программы содержится описание проектов переселения Алтайского края.
В частности предлагается в 2009 - 2012 годах реализовать на территории края проект переселения "Город Рубцовск и Рубцовский район".
Данный проект переселения запланирован к реализации на территории двух муниципальных образований - г. Рубцовска и Рубцовского района.
Распоряжением Правительства РФ от 03.02.2010г. N136-р проект программы Алтайского края по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом согласован.
Определено, что территория вселения в рамках реализации проекта переселения "Город Рубцовск и Рубцовский район", относится к категории "А", установленной Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
Во исполнение Постановлений Правительства РФ от 10.03.2007г. N150, от 15.01.2007г. N7 и от 25.09.2008г. N715, приказами ФМС России от 04.07.2007г. N144, от 04.07.2007г. N145 и от 24.12.2008г. N407 утверждены Инструкции по организации работы по выплатам участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей компенсации транспортных расходов, единовременного пособия на обустройство, и компенсации расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что установленные Государственной программой компенсации выплачиваются участнику Государственной программы и членам его семьи, указанным в свидетельстве участника Государственной программы, прибывшим на территорию вселения в субъект Российской Федерации, выбранный участником программы, сведения о котором вносятся в данное свидетельство. То есть, основными критериями для получения таких выплат на момент возникновения спорных правоотношений является наличие обстоятельств, подтверждающих статус участника государственной программы и переселение его на территорию вселения, определенной Государственной программой.
По мнению судебной коллегия данные обстоятельства истцом и членами его семьи соблюдены, истец имеет статус участника государственной программы переселения, переселился на территорию вселения, предусмотренную законом вместе со своими членами семьи, включенными в свидетельство участника, следовательно, наделен правом на получение предусмотренных законом компенсаций.
Доводы жалобы о том, что выезд истца с территории вселения - г.Рубцовск и Рубцовский район, установленной Государственной программой, является основанием для отказа истцу и членам его семьи в выплате полагающихся компенсаций, по мнению судебной коллегии является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права. Действующим законодательством не предусмотрен отказ участнику государственной программы и членам его семьи в предоставлении причитающихся выплат по основаниям выезда из территории вселения на территорию, не относящуюся к таковой в пределах субъекта Российской Федерации.
Указанная правовая позиция подтверждается п.п. 25, 26 Государственной программы, которые не содержат в качестве такого основания для отказа в выплате полагающихся компенсаций.
Кроме того, п.п. 21, 22 Государственной программы предусмотрено, что участнику Государственной программы и членам его семьи, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории приоритетного заселения, государственные гарантии и социальная поддержка, указанные в настоящем разделе, предоставляются в полном объеме, а участнику Государственной программы и членам его семьи, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории, не относящиеся к территориям приоритетного заселения, предоставляются указанные в настоящем разделе государственные гарантии и социальная поддержка, за исключением ежемесячного пособия, выплачиваемого при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности.
Таким образом, судебная коллегия находит, что действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не содержит запрета на выплату предусмотренных законом компенсаций участнику Государственной программы в связи с его выездом с территории вселения на другую территорию в пределах одного субъекта Российской Федерации, так как от выбранной территории вселения зависит лишь объем предоставляемых гарантий.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика подтвердил указанные обстоятельства. Разъяснил, что с 01 января 2013 года действует новый Указ Президента РФ, наделяющий Алтайский край правом на самостоятельный выбор территории вселения, определенной Государственной программой. Такой территорией является весь Алтайский край.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о наличии у суда оснований для удовлетворения заявленных истцами требований.
Произведенный судом расчет полагающихся стороне истца выплат судебной коллегией проверен, является правильным, сторонами не оспорен.
Иных доводов, влекущих отмену постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Управления Федеральной миграционной службы России по Алтайскому краю на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 18 декабря 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.