Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Костиной Л.И.,
судей областного суда Лапшиной Л.Б., Радкевича А.Л.,
при секретареБоковой А.Д.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Лапшиной Л.Б.
дело по апелляционной жалобе Государственного Учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинскомрайоне Астраханской областина решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 24 декабря 2013 года по иску КамешовойМайрыМуташовнык ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районеАстраханской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии по старости и включении в специальный стаж периодов трудовой деятельности,
УСТАНОВИЛА:
Камешова М.М. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что ей необоснованно отказано в назначении пенсии, связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Из специального стажа исключены периоды работы: в должности диетсестры в "данные изъяты" и в должности медицинской сестры детского отделения во время работы группы по оздоровлению детей "данные изъяты", а также курсы повышения квалификации.
Истец считает, что ответчиком нарушено ее право на получение досрочной пенсии, поэтому просит признать решение пенсионных органов незаконным, обязать ответчика включить спорные периоды в специальный стаж, исчислив их в льготном порядке как 1 год за 1 год и 3 месяца работы, и назначить пенсию с момента первоначального обращения за пенсией, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Камешова М.М. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель Управления Пенсионного фонда в Харабалинскомрайоне Астраханской областиИльязова О.З. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Решением Харабалинскогорайонного суда Астраханской области от 24 декабря 2013 года исковые требования Камешовой М.М. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации вХарабалинском районеАстраханской области ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку такая должность какдиетсестра и медсестра детского отделения во время работы группы по оздоровлению детей не поименованы Списком учреждений и должностей, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости. Кроме того, в период нахождения на курсах повышения квалификации Камешова М.М. непосредственно не осуществляла полный рабочий день лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, поэтому указанные периоды также не подлежат включению в специальный стаж работы, для назначения льготной пенсии.
Заслушав докладчика, объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области Беляеву Е.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Камешовой М.М., ее представителя по доверенности Паньковой Л.И., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы,изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда и приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа игородах не менее 30 лет, независимо от их возраста.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Камешова М.М. со ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет лечебную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, работая в должностях медицинской сестры "данные изъяты", участковой больницы "данные изъяты"
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинскомрайоне Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N N Nв назначении досрочной трудовой пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
На момент обращения к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости специальный стаж Камешовой М.М. составлял 29 лет 5 месяцев 26 дней.
В специальный стаж не включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности диетсестры "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры детского отделения на время работы группы по оздоровлению детей "данные изъяты", время нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Удовлетворяя исковые требования Камешовой М.М. о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности диетсестры "данные изъяты", суд первой инстанции правильно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" и Постановлением от22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью" определялось право на назначение пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения до 14 ноября 2002 года
Согласно разделу 3 указанной Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377, должность медицинской сестры диетической отнесена к среднему медицинскому персоналу.
Следует учесть, что общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (1 86016), утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 27 августа 1986 года N 016 (утратил силу 1 января 1996 года), Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (выпуск I), утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27 марта 1986 года N 102/6-142 (утратил силу 21 августа 1998 года), была предусмотрена такая должность как "сестра медицинская диетическая" (код 24719).
Разделом наименование должностей в действующих штатных нормативах Приказа Министерства здравоохранения СССР от 25 июня 1981 года N 693 "О внесении изменений в действующие штатные нормативы медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения" должность диетическая сестра, сестра по диетпитанию, медсестра по диетпитанию, изменена на должность в соответствии с номенклатурой - диетическая медицинская сестра.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 апреля 1985 года N 540 (утратил силу с 5 августа 2003 года) установлены требования к должности диетической медицинской сестре лечебно-профилактического учреждения, согласно которым диетическая медицинская сестра должна иметь среднее медицинское образование; практический стаж и достаточные знания в области технологии приготовления диетических блюд, а также в вопросах лечебного питания, осуществлять контроль за работой пищеблока, за соблюдением санитарно-гигиенических правил (п. 1, 2 приложения N 4 к приказу).
Кроме того, названные периоды работы подлежат включению в специальный трудовой стаж Камешовой М.М. в соответствии с разделом 2 (врачи и другие медицинские работники) Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397), действовавшего в период работы истицы в качестве диетсестры, которым предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение для медицинских сестер больничных учреждений всех типов вне зависимости от наименования должности.
Указанный спорный период на основании пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" и пункта 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связис лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" подлежит включению в специальный стаж работы истца в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца работы.
Указанный Перечень подлежит применению в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 5 ноября 2002 года N 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Доводы апелляционной жалобы о незаконном включении в специальный стаж работы Камешовой М.М. периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры детского отделения на время работы группы по оздоровлению детей "данные изъяты" также являются несостоятельными, так как согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются медицинские сестры, фельдшеры больниц всех наименований, амбулаторий, поликлиник всех наименований.
Поскольку письменными доказательствами, имеющимися в деле: трудовой книжкой Камешовой М.М., актами документальной проверки Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области N от ДД.ММ.ГГГГ, справкой, уточняющей период медицинской деятельности, выданной ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" подтверждается, что Камешова М.М. полный рабочий день, занимая должность медицинской сестры районной больницы осуществляла лечебную деятельность, спорные периоды подлежат зачету в ее специальный стаж.
Установив указанные обстоятельства, суд правильно обязал ответчика включить в специальный стаж истца спорные периоды работы.
Доводы апелляционной жалобы о незаконном включении в специальный стаж работы ФИО4, судебная коллегия считает необоснованными, так как они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Так, в соответствии с пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года, в стаж такой работы засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что истец находился на курсах повышения квалификациис ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд обоснованно, с учетом требований статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации, правомерно включил в специальный стаж для назначения льготной пенсии, указав, что поскольку во время нахождения на специализации за работником сохраняется место работы, выплачивается заработная плата, с которой производятся все причитающиеся отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд Российской Федерации, то указанные периоды также должны быть учтены при исчислении льготного стажа.
При этом прохождение работниками ряда специальностей курсов повышения квалификация является обязательным условием дальнейшего исполнения ими должностных обязанностей.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции законно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Камешовой М.М. о включении в ее специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
С учетом того, обстоятельства, что истец, находясь на курсах повышения квалификации занимал должности, подлежащие включение в специальный медицинской стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца работы, курсы повышения квалификации также правильно включены районным судом в специальный стаж в льготном исчислении.
С учетом включения в специальный стаж Камешовой М.М. вышеуказанных периодов работы общая продолжительность ее лечебной деятельности на дату обращения в пенсионный орган за назначением пенсии, ДД.ММ.ГГГГ, превышала 30 лет, поэтому судом первой инстанции принято правильное решение на основании статьи 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" о назначении ей досрочной трудовой пенсии с указанной даты.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводы
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 24 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.