Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Алексеевой Е.Д.
судей Герман М.В. и Насиковской А.А.
при секретаре Мельниковой О.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 11 декабря 2013 года, которым удовлетворены исковые требования Лапсаниной В. А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области и обязании назначить социальную пенсию.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Герман М.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Лапсанина В.А. обратилась в суд с иском к УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области о признании незаконным решения УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N и обязании назначить ей социальную пенсию с даты наступления права на социальную пенсию.
В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области о назначении ей социальной пенсии. Оспариваемым решением пенсионного органа ей было отказано в назначении социальной пенсии. Полагает отказ незаконным, нарушающим ее права, поскольку она по национальности вепс, с даты рождения постоянно проживает на территории "адрес", достигла возраста "данные изъяты" лет, получателем пенсии по старости не является, все необходимые документы, подтверждающие ее принадлежность к малочисленным народам Севера представила. Имеет огород, где выращивает картофель и разные овощи, ранее содержала скот- корову, теленка, поросят, овец, кур. Занимается сбором дикорастущих ягод и грибов, их переработкой. Умеет ткать домашние половики, вязать носки.
Представитель ответчика- УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области исковые требования не признала и пояснила, что льгота по установлению социальной пенсии в 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) должна предоставляться только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые проживают на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностям и ведут традиционный образ жизни малочисленных народов, в частности вепсов.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,- администрации МО "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" в судебном заседании суда первой инстанции не участвовал.
Судом постановлено указанное выше решение, которым исковые требования Лапсаниной В.А. удовлетворены. Решение УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N признано незаконным. УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области обязано назначить Лапсаниной В.А. социальную пенсию по старости как лицу из числа малочисленных народов Севера в соответствии с п/п. 4 п. 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области просит указанное решение суда отменить и принять новое решение или направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы ссылается на то, что при вынесении решения судом были нарушены нормы материального права, подменены понятия "Перечень районов традиционного расселения коренных малочисленных народов Севера", которого не существует, и "Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации". Кроме того, в суде не было установлено, что истец относится к малочисленным народам именно Севера. Истица не подтвердила одно из условий для назначения социальной пенсии в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"- свое проживание непосредственно в районах Севера.
Согласно ч. 1 ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке.
Участники судебного разбирательства надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о чем имеются телефонограммы и извещение по факсимильной связи. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки в суд апелляционной инстанции, не представили.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации: граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Пенсионное обеспечение соответствующей категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, малочисленные народы Российской Федерации пользующиеся мерами социальной поддержки со стороны государства.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" коренные малочисленные народы Российской Федерации- народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами, а так же на лиц, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления (ч. 1 ст. 3).
Суд первой инстанции правильно указал, что пенсионное обеспечение указанной выше категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, какие малочисленные народы Российской Федерации пользуются мерами социальной поддержки со стороны государства.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.
В указанный перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года N 255 включены вепсы, проживающие на территории Республики Карелия, Ленинградской и Вологодской областей.
Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 года N 536-р утвержден Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому к таким народам относятся вепсы.
Также распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 года N 631-р, в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" утвержден перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
При этом к соответствующим местам проживания и деятельности отнесено Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области, а к видам деятельности: рыболовство, земледелие (огородничество), собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
Из правового анализа норм Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" следует, что назначение пенсии коренным малочисленным народам связано с их национальной принадлежностью, с постоянным местом проживания в определенных районах Севера с сохранением мест традиционного расселения предков, а также ведением самобытного образа жизни (традиционной хозяйственной деятельности).
Предусматривая возможность назначения социальной пенсии по старости для граждан из числа малочисленных народов Севера по достижении определенного возраста, законодатель исходил из сложившихся для них неблагоприятных социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов.
Таким образом вепсам, проживающим на территории Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области, для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности, как гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера, по достижении 55 лет (мужчины), предоставлено право на социальную пенсию в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Судом установлено и из материалов дела следует, что Лапсанина (добрачная фамилия "данные изъяты") Н.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее мать- Р.Ф. указана как вепсы по национальности, что подтверждается свидетельством о рождении истицы.
Согласно справке Администрации МО "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" от ДД.ММ.ГГГГ N и справке о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ Лапсанина В.А. проживает на территории "данные изъяты" сельского поселения с даты рождения по настоящее время.
По сведениям, представленным администрацией МО "Винницкое сельское поселение" в справке от ДД.ММ.ГГГГ N от ДД.ММ.ГГГГ N, Лапсанина В.А., проживая в сельской местности, соблюдает традиции вепсского народа и занимается земледелием (огородничеством), выращивает сельскохозяйственную продукцию на личном подсобном хозяйстве (картофель, лук, морковь, чеснок, свеклу, редьку, капусту, огурцы, помидоры), животноводством (раньше содержала скот- корову, теленка, куриц, свиней, овец), занималась заготовкой сена для скота, все делали вручную- косили, сгребали, убирали в стога, занималась переработкой молочной и мясной продукции (делала масло, творог, сметану), занимается сбором дикорастущих ягод и грибов, их переработкой, заготавливает березовые веники, занимается художественными промыслами (вяжет носки, раньше ткали домашние половики и шили стеганые одеяла). Готовит изделия вепсской кухни, печет пироги, калитки, сканцы, сладкие пироги, капустники.
Указанные обстоятельства подтверждены также актом обследования, составленным администрацией МО "Винницкое сельское поселение", о занятии Лапсаниной В.А. традиционной хозяйственной деятельностью вепсского народа.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Лапсанина В.А., достигшая возраста "данные изъяты" лет, являющаяся вепсом по рождению, постоянно проживающая на территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вепсов, занимающаяся традиционным хозяйствованием вепсов (коренного малочисленного народа Севера), имеет право на социальную пенсию, в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
ДД.ММ.ГГГГ Лапсанина В.А. обратилась в УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области с заявлением о назначении социальной пенсии как гражданин из числа малочисленных народов Севера в соответствии с п.4 ч.1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Решением УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области от 16 октября N Лапсаниной В.А. было отказано по тем основаниям, что данный вид пенсии устанавливается только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые фактически проживают на территории традиционного расселения предков. Эти территории определены в Перечне районов проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года N 536-р. Данный перечень содержит наименование народности "вепсы", но не указывает принадлежность вепсов именно к малочисленным народам Севера, как того требует подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Согласно Перечню районов Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029, Ленинградская область не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Поскольку истица постоянно не проживает в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, право на социальную пенсию у нее отсутствует.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено наличие всех необходимых условий для назначения Лапсаниной В.А. социальной пенсии, суд обоснованно признал указанное решение пенсионного органа незаконными и обязал пенсионный орган назначить истице социальную пенсию в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в пенсионный орган с соответствующим заявлением о назначении пенсии истица обратилась ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, оценил представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, и постановил решение в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при точном соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, оспаривание выводов суда об установленных им обстоятельствах без достаточных оснований, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит. В силу ст. 327.1 ГПК РФ судебной коллегией проверена законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 11 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Устюжина Н.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.