Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Герман М.В.,
судей Алексеевой Е.Д., Насиковской А.А.,
при секретаре Дадашевой М.З.,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 15 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Алексеевой Е.Д., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Костина Л.Е. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного
фонда Российской Федерации в Подпорожском районе Ленинградской области о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Подпорожском районе от ДД.ММ.ГГГГ за N и обязании назначить ей социальную пенсию с даты наступления права на социальную пенсию.
В обоснование своих требований указала на то, что она по
национальности вепс и относится к коренным малочисленным народам
Севера, проживает постоянно на территории Российской Федерации в месте их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности - на территории Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области. На ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ о назначении социальной пенсии, как лицу, достигшему 50 лет, пенсионный орган решением от ДД.ММ.ГГГГ ответил отказом. Считает, что позиция ответчика противоречит федеральному законодательству.
Представитель ответчика иск не признал, сославшись на то, что закон не содержит указания на то, какие из малочисленных народов Российской Федерации относятся к малочисленным народам Севера. Гарантии и компенсации для граждан, относящихся к малочисленным народам Севера, предоставляются на основании Федерального закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Соответствующая социальная льгота должна предоставляться только тем гражданам, из числа малочисленных народов Севера, которые проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Документы, подтверждающие факт принадлежности истца к национальности - вепс, истцом представлены не были. В свидетельстве о рождении истца отсутствует указание на его национальность, соответствующей справки, выданной общиной малочисленных народов Сервера или органом местного самоуправления, представлено не было.
ДД.ММ.ГГГГ Подпорожским городским судом постановлено решение, которым иск Костиной Л.Е. удовлетворен. Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области обязано назначить Костиной Л.Е. социальную пенсию по старости как лицу из числа малочисленных народов Севера, в соответствии с п.4 ч.1 ст.11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Подпорожском районе не согласившись с законностью и обоснованностью решения суда, подало на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в обоснование требований указав доводы, аналогичные указанным возражениях на иск и дополнив доводы тем, что Ленинградская область не отнесена к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Вывод суда о том, что необходимым условием для назначения лицам из числа коренных малочисленных народов Севера социальной пенсии является их постоянное проживание в местах традиционного расселения своих предков, является неверным. Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, а также Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, были утверждены Правительством РФ не в целях пенсионного обеспечения указанной категории граждан. В суде не установлено, что истец относится к малочисленным народам именно Севера.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации: граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Пенсионное обеспечение соответствующей категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, малочисленные народы Российской Федерации пользующиеся мерами социальной поддержки со стороны государства.
В соответствии с п. 1ст. 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами, а так же на лиц, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления (ч. 1 ст. 3).
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.
В указанный перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 за N 255, включены вепсы, проживающие на территории Республики Карелия, Ленинградской и Вологодской областей.
Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 за N 536-р утвержден Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому к таким народам относятся вепсы.
Также распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р, в соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" утвержден перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
При этом к соответствующим местам проживания и деятельности отнесено Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области, а к видам деятельности: рыболовство, земледелие (огородничество), собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
Из правового анализа Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" следует, что назначение пенсии коренным малочисленным народам связано с их национальной принадлежностью, с постоянным местом проживания в определенных районах Севера с сохранением мест традиционного расселения предков, а также ведением самобытного образа жизни (традиционной хозяйственной деятельности).
Предусматривая возможность назначения социальной пенсии по старости для граждан из числа малочисленных народов Севера по достижении определенного возраста, законодатель исходил из сложившихся для них неблагоприятных социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов.
Таким образом, вепсам, проживающим на территории Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области, для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности, как гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера, по достижении 50 лет (женщины), предоставлено право на социальную пенсию в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Материалами дела подтверждается, что истица Костина Людмила Егоровна, родилась 15 декабря 1960 года. Её родители: отец- Костин Е.М. и мать - Костина Т.А ... - указаны про национальности вепсы.
Согласно справке Администрации МО "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" от ДД.ММ.ГГГГ за N Костина Л.Е. с рождения и по настоящее время проживает на территории Винницкого сельского поселения Подпорожского района Ленинградской области.
Сведениями администрации муниципального образования "Винницкое сельское поселение" подтверждается, что Костина Л.Е., проживая в сельской местности, соблюдает традиции вепского народа, занимается земледелием (огородничеством), сбором дикорастущих ягод и грибов, их переработкой, содержит крупный рогатый скот, изготавливает продукцию в традициях вепского народа.
При таких обстоятельствах Костина Л.Е., как достигшая возраста 50 лет, являясь вепсом по рождению, постоянно проживая на территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вепсов, занимаясь традиционным хозяйствованием вепсов (коренного малочисленного народа Севера), имеет право на социальную пенсию, в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в то время как решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Подпорожском районе от ДД.ММ.ГГГГ. Костиной Л.Е. было отказано в назначении социальной пенсии, в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
С учетом изложенного, судом первой инстанции был сделан правильный вывод о незаконности указанного решения пенсионного органа, и в соответствии с вышеуказанными требованиями закона и положениями ст. 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", обосновано принято решение об обязании пенсионного органа назначить истцу социальную пенсию в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 01.09.2013, при имевшем месте обращении истца в пенсионный орган с соответствующим заявлением 02.09.2013.
Утверждения пенсионного органона о том, что истец не относится к малочисленным народам Севера, а соответствующая социальная льгота должна предоставляться только тем гражданам, из числа малочисленных народов Севера, которые проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не основаны на нормах закона и противоречат материалам дела.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 15 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья: Устюжина Н.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.