Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Косарева И.Э.
судей Алексеевой Г.Ю., Свирской О.Д.
при секретаре Шацких С.Г.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 18 декабря 2013 года, которым удовлетворен иск Богданова Михаила Петровича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области, об обязании назначить социальную пенсию.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Свирской О.Д., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Богданов М.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Подпорожском районе Ленинградской области о признании незаконным решения от 21.02.2013 года N об отказе в назначении социальной пенсии, обязании ответчика назначить ему указанную пенсию с даты наступления права на нее в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ.
В обоснование заявленных требований истец указал, что по достижении пенсионного возраста - 55 лет обратился в УПФ РФ (ГУ) в Подпорожском районе Ленинградской области с заявлением о назначении социальной пенсии по старости, указывая, что он по национальности является вепсом и относится к коренным малочисленным народам Севера, проживает на территории Винницкого сельского поселения Подпорожского района Ленинградской области, а потому в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ имеет право на назначение социальной пенсии с 55-летнего возраста. Несмотря на это, решением УПФ РФ (ГУ) в Подпорожском районе Ленинградской области от 21.02.2013 года N в назначении такой пенсии истцу отказано ввиду того, что он не проживает в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Истец полагает такой отказ незаконным, нарушающим его права, в связи с чем он вынужден обратиться в суд с данным требованием за защитой нарушенного права.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Подпорожском районе Ленинградской области исковые требования не признала, представила возражения, в которых указано, что льгота по установлению социальной пенсии с 55 и 50 лет (соответственно мужчинам и женщинам) должна предоставляться только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые проживают на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и ведут традиционный образ жизни. Назначение досрочной социальной пенсии лицам, относящимся к числу указанных народов, но проживающим не в пределах указанной территории, противоречит сути дополнительной социальной поддержки коренных малочисленных народов Севера, предоставляемой в связи с особенностями их жизнедеятельности и хозяйствования, и при этом ставит данных лиц в привилегированное положение по отношению к местным жителям иных национальностей, что противоречит статье 19 Конституции РФ.
Представитель третьего лица Администрации МО "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" исковые требования поддержал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 18 декабря 2013 года исковые требования Богданова М.П. удовлетворены. Решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Подпорожском районе Ленинградской области от 21.02.2013 N признано незаконным. Суд обязал Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Подпорожском районе назначить истцу социальную пенсию по старости с 01 февраля 2013 года.
В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области просит постановленное по делу решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и указывая, что поскольку Ленинградская область, на территории которой истец постоянно проживает (а именно, с. "адрес"), не отнесена к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, у истца отсутствует право на досрочное назначение пенсии (с 55 лет) на основании п.п. 4 п. 1 статьи 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ.
Проверив материалы дела, определив рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения жалобы и отмены определения, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
При рассмотрении дела судом установлено, что Богданов М.П. ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец "адрес", по национальности вепс, постоянно проживающая на территории "адрес", 19 февраля 2013 года обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении социальной пенсии по старости в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" как лицу из числа малочисленных народов Севера.
Решением УПФ в Подпорожском районе Ленинградской области от 21 февраля 2013 года в назначении указанной пенсии Богданову М.П. отказано по тем основаниям, что данный вид пенсии устанавливается только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые фактически проживают на территории традиционного расселения предков. В "Перечне районов проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ", утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 536-р, содержится народность "вепсы", но не указывается на принадлежность народности вепсов к народам Севера, как того требует подпункт 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ. Согласно "Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера", утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029, Ленинградская область не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Поскольку Богданов М.П. постоянно не проживает в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, УПФ в Подпрожском районе пришло к выводу об отсутствии у него права на социальную пенсию с 55-летнего возраста.
Решением вышестоящего пенсионного органа - УПФ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 06.03.2013 N подтверждена обоснованность отказа Богданову М.П. в назначении пенсии в соответствии с п.п. 4 п. 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ.
Разрешая исковые требования и принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, верно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, пришел к обоснованному выводу о том, что при достижении Богдановым М.П. возраста 55 лет у нее возникло право на назначение пенсии, поскольку истцом доказаны как факты принадлежности к числу коренных малочисленных народов Севера и занятия традиционными видами хозяйственной деятельности этой народности, так и факт постоянного проживания на территории Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области, которое в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р отнесено к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается гражданам, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют нетрудоспособные граждане.
Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам определены в статье 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 11 названного Федерального закона право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Пенсионное обеспечение этой категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, какие малочисленные народы Российской Федерации пользуются мерами социальной поддержки со стороны государства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на получение социальной пенсии имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), отнесенные к категории малочисленных народов специальным Федеральным законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30.04.1999 г. N 82-ФЗ и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации во исполнение указанного Федерального закона был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 (с последующими изменениями). В этот перечень включены вепсы, проживающие на территории Республики Карелия, Ленинградской и Вологодской областях.
Вепсы включены также в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 53б-р.
Кроме того, необходимым условием для назначения лицам из числа коренных малочисленных народов Севера социальной пенсии является их постоянное проживание в местах традиционного расселения своих народов. Перечень районов традиционного расселения коренных малочисленных народов Севера устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации").
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" было издано распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2009 N 631-р, которым утвержден "Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации". В этот Перечень включены, в числе прочих, Подпорожский муниципальный район Ленинградской области (Винницкое сельское поселение).
Таким образом, вепсам, проживающим на указанной территории, гарантируется предоставление мер социальной защиты, как лицам из числа малочисленных народов Севера, в связи с чем они имеют право на получение социальной пенсии при достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Предусматривая возможность назначения социальной пенсии по старости для граждан из числа малочисленных народов Севера по достижении определенного возраста, законодатель исходил из сложившихся для них неблагоприятных социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов.
Как установлено судом первой инстанции, Богданов М.П. является вепсом, что подтверждается свидетельством о его рождении, относится к коренным малочисленным народам, постоянно проживает на территории Винницкого городского поселения Подпорожского муниципального района, достиг возраста 55 лет, занимается традиционной хозяйственной деятельностью вепсов: занимается земледелием, имеет огород 12 соток, где выращивает картофель, лук, морковь, свеклу и многое другое, раньше держал овец, коз, кур, поросенка, занимался переработкой мясной продукции, занимается сбором дикорастущих ягод и грибов, их переработкой, занимается рыбалкой и охотой.
С учетом изложенного, судом первой инстанции был сделан правильный вывод о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда в Российской Федерации (ГУ) в Подпорожском районе Ленинградской области от 21.02.2013 года N об отказе в назначении социальной пенсии Богданову М.П.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального права, были в суде первой инстанции предметом исследования и оценки, с которой судебная коллегия согласна, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, и по мотивам, приведенным выше, являются необоснованными.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 18 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Н.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.