Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Усовой Е.И.
судей Дьякова А.Н., Будылка А.В.
при секретаре Квасовой Ю.С.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства труда и социального развития Омской области - Тереховой Н. Ю.
на решение Колосовского районного суда Омской области от 26 декабря 2013 года, которым постановлено:
Возложить обязанность на Казенное учреждение Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Колосовскому району Омской области" и Министерству труда и социального развития Омской области предоставить социальную поддержку в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг работнику БУЗОО "Колосовская ЦРБ" Красниковой Н. В. и её несовершеннолетнему ребенку Красникову М. В. за период с 01.01.2013 г. по 12.11.2013 года.
Взыскать с Казенного учреждения Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Колосовскому району Омской области" в пользу Красниковой Н. В. компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг в размере " ... ".
При недостаточности находящихся в распоряжении Казенного учреждения Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Колосовскому району Омской области" денежных средств субсидиарную ответственность по данному обязательству возложить на Министерство труда и социального развития Омской области.
Заслушав доклад судьи Дьякова А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Колосовского района Омской области обратился в суд в интересах Красниковой Н.В. с иском к Казенному учреждению Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Колосовскому району Омской области" и Министерству труда и социального развития Омской области о возложении обязанности представить меры социальной поддержки. В обоснование требований указывалось, что Красникова Н.В. является работником БУЗОО "Колосовская ЦРБ". Решением КУ Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Колосовскому району Омской области" от 15.12.2011 года ей назначены меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. С 01.01.2013 года плату за коммунальные услуги Красникова Н.В. осуществляла самостоятельно, поскольку распоряжением руководителя Казенного учреждения от 10.01.2013 года Красниковой Н.В. с указанной даты предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг прекращено. С учетом уточнения заявленных исковых требований просил возложить на ответчиков обязанность представить Красниковой Н.В. меры социальной поддержки, взыскать компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг, твердого топлива и сжиженного газа в баллонах за период с 01.01.2013 года по 12.11.2013 года в размере " ... ".
В судебном заседании помощник прокурора Колосовского района Омской области Тюнев Ю.С. уточненные требования поддержал. Истец Красникова Н.В. в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Омской области в судебном заседании участия не принимал при его надлежащем извещении. В письменных возражениях на иск заявленные требования не признал, указав на отсутствие оснований для предоставления мер социальной поддержки, поскольку с 01.01.2013 года приостановлено действие правовой нормы, предусматривающей предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам, проживающим в сельской местности. Указанная норма признана недействующей только с 13.11.2013.
Представитель ответчика КУ Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Колосовскому району Омской области" в суд не явился, был извещен надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель Министерства труда и социального развития Омской области, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Полагает, что правовые основания для предоставления истцу мер социальной поддержки с 01.01.2013 года отсутствуют, поскольку решением Омского областного суда от 08.07.2013 года статья 2 Закона Омской области от 06.12.2012 года в части приостановления действия статьи 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан признана недействующей с момента вступления решения в законную силу, т.е. с 13.11.2013 года. Кроме того, финансирование для осуществления соответствующих выплат в бюджете на 2013 год и плановый период 2014 года не предусмотрено.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Колосовского района Омской области просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 78-80), в судебное заседание не явились Красникова Н.В., представитель ответчика КУ Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Колосовскому району Омской области", о причинах неявки не сообщили, доказательства уважительности этих причин не представили. Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства труда и социального развития Омской области по доверенности Верейкиной Ю.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Омской области Биенко Н.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судебным разбирательством и следует из материалов дела, Красникова Н.В. работает в Бюджетном учреждении здравоохранения Омской области "Колосовская центральная районная больница" врачом стоматологом (л.д. 20,21-22). Зарегистрирована и проживает вместе со своим несовершеннолетним сыном Красниковым М. В., " ... " года рождения, по адресу: Омская область, " ... " (л.д. 19,24,57).
Решением Казенного учреждения Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Колосовскому району Омской области" Красниковой Н.В. и ее несовершеннолетнему сыну в соответствии со ст. ст. 34-36 Закона Омской области от 04 июля 2008 года N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" с 01.01.2012 года назначены льготы по оплате коммунальных услуг, топлива и сжиженного газа в баллонах (л.д. 12-15).
Поскольку за период с 01.01.2013 года по 12.11.2013 года истице не были предоставлены названные меры социальной поддержки, она обратилась с заявлением к прокурору для защиты ее интересов в судебном порядке (л.д. 10).
Согласно справке КУ Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Колосовскому району Омской области" меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, топлива и сжиженного газа в баллонах в период с 01.01.2013 года по 12.11.2013 года Красниковой Н.В. не предоставлялись. Задолженность за указанный период составила " ... " (л.д. 56).
Обжалуя решение суда, представитель Министерства труда и социального развития Омской области указывает на отсутствие правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности предоставить указанным медицинским работникам меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате твердого топлива и сжиженного газа в баллонах и по оплате коммунальных услуг. Также ссылается на отсутствие финансирования выплат мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг работникам государственных учреждений здравоохранения как в 2013 году, так и в 2014 году.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 года N 5487-1, в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Общих принципах организации местного самоуправления" указанная норма признана утратившей силу, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Согласно ч. 5 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в редакции Федерального закона N 122-ФЗ, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденные Верховным Советом РФ 22.07.1993 года N 5487-1, утратили силу в связи с принятием Федерального закона 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Таким образом, предоставление органам государственной власти субъекта РФ права устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам не означает, что ранее установленные в соответствии с федеральным законодательством гарантии и меры социальной поддержки в отношении указанной категории граждан подлежат приостановлению или отмене.
Статьей 153 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 года; при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в своих постановлениях, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (Постановления от 16 декабря 1997 г. N 20-П, от 24 мая 2001 г. N 8-П, от 19 июня 2002 г. N 11-П, от 23 апреля 2004 г. N 9-П, определения от 4 декабря 2003 г. N 415-О, от 15 февраля 2005 г. N 17-О, от 1 декабря 2005 г. N 521-О, от 7 февраля 2008 г. N 383-О-П, от 3 февраля 2010 г. N 136-О-П и др.).
Исходя из анализа приведенных выше правовых положений следует, что федеральным законодательством установлено по существу не право, а обязанность органов государственной власти субъектов РФ установить меры социальной поддержки проживающим в сельской местности работникам медицинских организаций, находящимся в их ведении, которые предоставлялись им по состоянию на 01.01.2005 года.
В целях обеспечения реализации прав граждан, проживающих на территории Омской области, Постановлением Законодательного Собрания Омской области принят Закон Омской области от 4 июля 2008 года N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан".
Статьей 36 Закона Омской области от 4 июля 2008 года N 1061-ОЗ установлены меры социальной поддержки, порядок и условия их предоставления работникам отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, постоянно проживающих в сельской местности
В соответствии со ст. 36 Кодекса Омской области право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящей статьей, имеют постоянно проживающие в сельской местности, в том числе, работники, осуществляющие свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения, культуры, а также в муниципальных учреждениях культуры Омской области в соответствии с перечнями должностей работников, утверждаемых соответственно органом исполнительной власти Омской области в сфере здравоохранения, органом исполнительной власти Омской области в сфере культуры по согласованию с финансовым органом исполнительной власти Омской области (далее - работники).
Работникам и неработающим пенсионерам предоставляются следующие меры социальной поддержки: денежный эквивалент расходов на оплату общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м. на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв.м. на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера); денежный эквивалент расходов на оплату отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления); денежный эквивалент расходов на оплату освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), рассчитываемый исходя из расхода электрической энергии на одного потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, в пределах норматива потребления электроснабжения, утвержденного в установленном законодательством порядке.
Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Статьей 2 Закона Омской области от 6 декабря 2012 года N 1494-ОЗ "О внесении изменений в Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2013 года действие статьи 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан.
В связи с чем, на основании распоряжения Казенного учреждения Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Колосовскому району Омской области" от 01.01.2013 года с 01.01.2013 года истцу прекращены выплаты по льготе по оплате коммунальных услуг (л.д. 16-17).
Таким образом, Красникова Н.В. в 2013 году не получала меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и твердого топлива (л.д. 25-26).
Решением Омского областного суда от 02.07.2013, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 13.11.2013, ст. 2 Закона от 06.12.2012 в части приостановления действия статьи 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан признана недействующей. При этом суд указал, что законодатель субъекта Российской Федерации, приостанавливая на один календарный год действие правовой нормы, предусматривающей меры социальной поддержки медицинских работников, проживающих в сельской местности, фактически прекратил предоставление им льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, что привело к утрате гарантированного государством права на получение мер социальной поддержки социально незащищенных граждан.
В соответствии со ст. 39 Кодекса Омской области порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, установленным главой 4 Кодекса Омской области, определяется Правительством Омской области в части, не урегулированной настоящей главой.
Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Омской области утвержден постановлением Правительства Омской области от 02.12.2009 года N 229-п (далее Порядок).
Приложением к Порядку определены категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, к числу которых отнесены работники, постоянно проживающие в сельской местности и осуществляющие свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях здравоохранения Омской области.
Согласно п. 3, 12 Порядка для назначения мер социальной поддержки граждане обращаются в уполномоченное государственное учреждение Омской области, находящееся в ведении Министерства труда и социального развития Омской области по месту жительства с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по форме, утверждаемой Министерством труда и социального развития Омской области. Меры социальной поддержки (за исключением меры социальной поддержки по приобретению и доставке твердого топлива, а также сжиженного газа в баллонах) предоставляются гражданину с даты принятия учреждением решения о назначении мер социальной поддержки.
Согласно п. 1.3 Устава КУ Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Колосовскому району Омской области" учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации полномочий Министерства труда и социального развития Омской области в сфере предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в сфере предоставления мер социальной поддержки, установленных законодательством, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы (л.д. 28).
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, работник БУЗОО "Колосовская ЦРБ" Красникова Н.В. имеет право на получение данной меры социальной поддержки, поскольку имеет образование соответствующего уровня, занимает соответствующую должность по заключенному трудовому договору с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в муниципальном учреждении здравоохранения, расположенном в сельской местности.
При таких обстоятельствах дела, учитывая, что законодатель субъекта Российской Федерации, приостанавливая действие ст. 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, нарушил приведенные выше требования федерального законодательства, суд пришел к верному выводу о необходимости восстановления права истца на получение компенсации расходов по оплате коммунальных услуг с момента нарушения этого права.
Указание в жалобе на отсутствие правовых оснований для предоставления истцу мер социальной поддержки с 01.01.2013 года, поскольку решением Омского областного суда от 08.07.2013 года ст. 2 Закона Омской области от 06.12.2012 года в части приостановления действия ст. 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан признана недействующей с момента вступления решения в законную силу, т.е. с 13.11.2013 года, подлежит отклонению, поскольку признанный недействительным нормативно правовой акт нарушал права граждан, предусмотренные федеральным законодательством, в период всего своего действия, что установлено указанным решением суда. При этом отказ в предоставлении мер социальной поддержки приведет к невозможности реализации возникших у указанной категории граждан прав на предусмотренные законодательством и гарантированные государством льготы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действующим федеральным законодательством не предусмотрена обязанность субъекта РФ по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам государственных учреждений здравоохранения, проживающим в сельской местности, в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением, в связи с чем приостановление действия таких льгот является правом законодательного органа субъекта РФ, направлены на иное толкование приведенных правовых норм и состоятельными не являются.
Ссылка апеллятора на отсутствие в бюджете субъекта РФ на 2013 год денежных средств для осуществления соответствующих выплат на правомерность постановленного решения не влияет, поскольку отсутствие финансовых средств не может являться основанием для нарушения социальных прав граждан, предусмотренных законом.
Таким образом, доводы жалобы фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции и наличии оснований для отмены либо изменения судебного постановления.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Колосовского районного суда Омской области от 26 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.