Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Утенко Р.В.,
судей областного суда: Ивановой В.П., Осадчей Е.А.,
при секретаре судебного заседания Павленко Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 февраля 2014 г. дело по апелляционной жалобе начальника Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в Полтавском районе Омской области Е.В.Галагана на решение Полтавского районного суда Омской области от 12 декабря 2013 г., которым постановлено:
"Исковое заявление Клипперт Л. А. к ГУ УПФР в " ... " о включении периода работы в качестве члена КФХ в страховой стаж удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в " ... " включить Клипперт Л. А. в страховой стаж периоды работы членом крестьянского (фермерского) хозяйства " Клипперт" - " ... " год, " ... " год, " ... " год, " ... " год, " ... " год, " ... " год, " ... " год, " ... " год, " ... " год.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в " ... " произвести перерасчет пенсии Клипперт Л. А. с учетом включения в страховой стаж указанных периодов работы со дня вступления настоящего решения в законную силу".
Заслушав доклад судьи областного суда Утенко Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Клипперт Л.А. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в " ... " Омской области о включении периодов работы в страховой стаж и перерасчете трудовой пенсии по старости. Истец указала, что с " ... " г. по " ... " гг. являлась членом Крестьянско-фермерского хозяйства " Клипперт", в котором осуществляла трудовую деятельность.
С " ... " г истец является пенсионером, ее трудовой стаж определен пенсионным органом равным " ... " годам.
В период работы истца членом КФХ, глава хозяйства Клипперт Ф.Т. перечислял все налоги и страховые платежи через налоговую инспекцию за себя и за истца, однако у истца сохранилась только часть документов за период с " ... " г. по " ... " г., в налоговой инспекции такие документы не сохранились. Документов об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд за " ... ", " ... ", " ... " и " ... " гг. не сохранились, однако в указанные периоды деятельность хозяйства велась.
Клипперт Л.А. не может нести неблагоприятные последствия в виде невключения периодов работы в страховой стаж в связи с тем, что государственные органы - налоговая инспекция и пенсионный фонд - в период их формирования и определения порядка регистрации граждан и юридических лиц, изменения законодательства, надлежащим образом не вели учет и контроль за отчислениями, производимыми физическими и юридическими лицами, что привело к утрате сведений, подтверждающих (или опровергающих) факт внесения застрахованным лицом платежей, размеры их доходов, размеры платежей, которые должны были аккумулироваться в специально созданных органах, на личных счетах застрахованных лиц.
Истец просила суд обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в " ... " включить в ее страховой стаж период работы с " ... " по " ... " членом крестьянского (фермерского) хозяйства " Клипперт", обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом включения в страховой стаж периодов работы с " ... " по " ... " членом крестьянского (фермерского) хозяйства " Клипперт" с момента возникновения права на пенсию, т.е. с " ... " г.
В судебном заседании истица Клипперт Л.А. иск уточнила - просила включить в страховой стаж периоды работы членом крестьянского (фермерского) хозяйства " Клипперт" за " ... " г., " ... " г., " ... " г., " ... " г., " ... " г., " ... " г., " ... " г., " ... " г., " ... " г.
Представитель ответчика ГУ УПФР в " ... " Омской области - Тищенко Л.В. иск не признала, указав, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник ГУ УПФ РФ в " ... " Омской области Е.В. Галаган просит отменить решение суда, отказав в удовлетворении иска. Апеллянт указывает на отсутствие сведений об уплате страховых взносов членами КФХ " Клипперт" в базе данных Пенсионного Фонда. Представленные истцом документы об осуществлении КФХ хозяйственной деятельности в определенные периоды сами по себе не могут свидетельствовать об уплате за эти периоды страховых взносов в пенсионный орган. Налоговые органы сведениями о доходах КФХ " Клипперт" за спорный период не располагают.
В судебное заседание стороны по делу не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части в соответствии со ст. 330 ГПК РФ.
В судебном заседании установлено, что с " ... " по " ... " Клипперт ЛА. являлась членом крестьянского фермерского хозяйства " Клипперт".
" ... " Клипперт Л.А., " ... " " ... ", по предложению Казенного учреждения Омской области "Центр занятости населения Полтавского района" назначена трудовая пенсия по старости досрочно в соответствии со ст. 32 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации".
" ... " по достижении Клипперт Л.А. пенсионного возраста последней назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 7.1 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ".
Поскольку за " ... " г., " ... " г., " ... " г., " ... " г., " ... " г., " ... " г., " ... " г., " ... " г., " ... " г. в ГУ-УПФР отсутствуют документальные сведения об уплате страховых взносов в пенсионный фонд КФХ " Клипперт" за истца, периоды работы последней в указанные годы не включены ответчиком в общий трудовой стаж истицы, учитываемый при назначении пенсии. При этом факт работы истицы в спорный период ответчиком не оспаривается.
При рассмотрении спора суд первой инстанции со ссылкой на с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правильно исходил из того, что в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии со ст. 25 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и пунктом 15 главы 3 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года N 555, время работы Главы крестьянского хозяйства, а также членов крестьянского хозяйства, включается в страховой стаж на основании документов, подтверждающих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ является обязательным условием для зачета в общий стаж работы, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 октября 1993 года N 1020 "О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами малолетних народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ", крестьянские хозяйства должны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля последующего года. Сведения о доходе от указанной деятельности предоставляются государственными территориальными налоговыми инспекциями уполномоченным Пенсионного фонда.
Согласно пункту 1 Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденного Постановлением Верховного Совета РСФСР от 30.01.1991 года N 556-1, в 1991 году все предприятия и организации независимо от форм собственности и подчиненности, находящиеся на территории РСФСР, вносят в Пенсионный фонд РСФСР страховые взносы в размере 20,6% по отношению к начисленной заработной плате труда; граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеры, в размере 5% их дохода; работающие граждане - в размере 1% заработка.
Согласно пункту 2 данного Порядка, члены КХ (фермеры) уплачивают страховые взносы в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР N 308 "О порядке уплаты членами крестьянских (фермерских) хозяйств страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР" от 04.06.1991 г., страховые взносы вносятся крестьянскими (фермерскими) хозяйствами по результатам деятельности в целом за год после представления государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам декларации о доходах, но не позднее 01 апреля последующего года.
В силу п. 3 Постановления доход крестьянского (фермерского) хозяйства в денежной и натуральной формах для исчисления страхового взноса определяется как разность между валовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными им расходами, связанными с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии со ст. 257 ГК РФ имущество КФХ принадлежит его членам на праве совместной собственности, а плоды, продукция и доходы, полученные в результат деятельности КФХ, являются общим имуществом членов КФХ и используются по соглашению между ними.
Следовательно, имея одинаковые имущественные права и вместе отвечая за финансовый результат крестьянского хозяйства - член и глава КФХ имеют и одинаковые права на пенсионное обеспечение.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 950-О-О, гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Основанием для отказа во включении спорный периодов в страховой стаж истца ответчик указал отсутствие сведений о взносах за указанный период в базе данных Пенсионного Фонда. Вместе с тем истцом представлены доказательства в виде квитанций и платежных поручений, свидетельствующие о перечислении платежей в пенсионный орган за " ... " г., " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... " гг.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в данной части, возложении на ответчика с учетом положений ст. 20 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии истца.
Доказательств уплаты истцом взносов в Пенсионный Фонд за " ... ", " ... " и " ... " гг. истцом суду не представлено.
Вместе с тем, неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями, исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Причины, по которым они не уплачивались, обстоятельства контроля за деятельностью хозяйств со стороны государственных органов, не являются основанием для включения спорных периодов в страховой стаж указанных лиц.
В этой связи сам по себе не оспариваемый факт осуществления хозяйственной деятельности КФХ " Клипперт" в " ... ", " ... " и " ... " гг. при отсутствии доказательств уплаты за данные периоды страховых взносов в пенсионный фонд не может явиться основанием для возложения на ответчика обязанности учесть данные периоды в качестве страхового стажа истца.
Ссылка суда на нормы ст. 237 КЗот РСФСР, в соответствии с которой неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, не применима к правоотношениям в рамках рассматриваемого спора. Истец не являлась наемным работником, а статус члена КФХ предусматривает равный объем обязанностей с главой хозяйства в части уплаты страховых взносов.
В связи с ошибочным применением судом норм материального права, обжалуемый судебный акт в части возложения на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Полтавском районе Омской области обязанности включить Клипперт Л. А. в страховой стаж периоды работы членом крестьянского (фермерского) хозяйства в " ... ", " ... ", " ... " гг. подлежит отмене с вынесением иного решения об отказе в удовлетворении иска в данной части.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Полтавского районного суда Омской области от 12 декабря 2013 г. в части удовлетворения требований Клипперт Л. А. о возложении на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Полтавском районе Омской области обязанности включить Клипперт Л. А. в страховой стаж периоды работы членом крестьянского (фермерского) хозяйства в " ... ", " ... ", " ... " гг. отменить.
Изложить абзац второй резолютивной части решения суда в следующей редакции:
"Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в " ... " в Омской области включить Клипперт Л. А. в страховой стаж периоды работы членом крестьянского (фермерского) хозяйства " Клипперт" в " ... " г., " ... " г., " ... "- " ... " гг."
В остальной части решение Полтавского районного суда Омской области от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в Полтавском районе Омской области Е.В.Галагана - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.