Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Ефимовой И.В.,
судей Перовой Т.А., Тришкиной М.А.,
при секретаре Павловой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску Юрлавина ТВ. к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, Елышеву Ю.П. о признании незаконными отказа в предоставлении земельного участка, постановления о предоставлении земельного участка в аренду, о признании недействительным договора аренды земельного участка, о прекращении права аренды земельного участка по апелляционной жалобе представителя Юрлавиной Юрлавина ТВ. - Шмагина А.В. на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 11 декабря 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Юрлавиной Юрлавина ТВ. - Шмагина А.В., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя Елышеву Ю.П. - Бурметьева С.А., возражавшей относительно удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Юрлавина (до заключения брака - Чемезова) Т.В. обратилась в суд с иском к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, Елышеву Ю.П. о признании незаконными отказа в предоставлении земельного участка, постановления о предоставлении земельного участка в аренду, признании недействительным договора аренды земельного участка, о прекращении права аренды земельного участка.
В обоснование требований истец указала, что "дата" она обратилась в администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области с заявлением о предоставлении на праве аренды земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" площадью 2267 кв.м, для размещения индивидуальных гаражей.
"дата" администрацией направлен ответ о том, что при рассмотрении вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка специалистами было установлено нахождение земельного участка в охранной зоне ЛЭП мощностью 110 кВ, сформировать испрашиваемый земельный участок не представляется возможным, поскольку в охранной зоне ЛЭП не допускается капитальное строительство.
"дата" из ответа прокуратуры Саратовского района истцу стало известно о том, что испрашиваемый ею земельный участок был предоставлен Елышеву Ю.П. для размещения объектов автомобильного транспорта на основании постановления N от "дата".
Истец полагает, что решение об отказе в предоставлении ей земельного участка является незаконным и необоснованным. Кроме того, при предоставлении земельного участка Елышеву Ю.П. администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области была нарушена процедура предоставления земельного участка, предусмотренная ст. 30 ЗК РФ: работы по формированию земельного участка проведены непосредственно Елышевым Ю.П., а не органом местного самоуправления; из размещенной органом местного самоуправления публикации в газете невозможно было определить, в каком порядке предоставляется земельный участок; не были проведены торги по предоставлению земельного участка, несмотря на наличие (с учетом заявления истца) двух заявок на предоставление земельного участка.
Полагая свои права нарушенными, истец просила суд:
признать незаконным отказ администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от "дата" в предоставлении ей в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 2267 кв.м для размещения индивидуальных гаражей;
признать незаконным постановление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области N от "дата" о предоставлении земельного участка в аренду Елышеву Ю.Л.;
признать незаконным договор аренды земельного участка площадью 945 кв.м для размещения объектов автомобильного транспорта, заключенный между администрацией Саратовского муниципального района и Елышевым Ю.П. "дата";
прекратить право аренды Елышева Ю.П. на указанный земельный участок.
Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 11 декабря 2013 года в удовлетворении исковых требований было отказано.
Не согласившись с решением суда, истец (в лице своего представителя Шмагиной А.В.) подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Автор жалобы полагает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку судом нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. По мнению автора жалобы, выводы суда о пропуске срока на обращение в суд с требованиями об обжаловании отказа администрации в предоставлении земельного участка, а также о том, что права и свободы истца не нарушены постановлением о предоставлении земельного участка Елышеву Ю.П., основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права и противоречат фактическим обстоятельствам дела. Истец обратилась в суд с исковым заявлением, а не с жалобой в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, поэтому для возникшего спора не применим трехмесячный срок, установленный для обжалования постановлений в соответствии с главой 25 ГПК РФ. Судом не учтено, что истец узнала о нарушении своего права только в мае 2013 года, когда ей стало известно о передаче земельного участка в аренду другому лицу. Срок для обжалования отказа в предоставлении земельного участка следует исчислять с "дата".
Вывод суда об отсутствии со стороны ответчиков нарушений прав истца ошибочен, поскольку земельный участок Елышеву Ю.П. предоставлен с нарушением процедуры, предусмотренной ЗК РФ. Судом не принято во внимание, что истец имела заинтересованность в получении земельного участка с кадастровым номером N, площадь которого частично совпадает с площадью земельного участка, испрашиваемого истцом, и обладала правом на доступ к участию в торгах, если бы была соблюдена соответствующая процедура.
Представитель истца Шмагина А.В. в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержала. Представитель ответчика Елышева Ю.П. - Бурметьева С.А. возражала относительно удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Статья 11 ГК РФ предусматривает, что в судебном порядке осуществляется защита нарушенных или оспоренных прав.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Аналогичные положения содержатся в статье 61 ЗК РФ, в соответствии с которой ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем:
признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Статья 29 ЗК РФ устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, закреплен в статьях 30-32 ЗК РФ.
В соответствии с положениями пунктов 1- 1.2, 3-5, 7-9, 11 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:
1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
В силу ст. 31 ЗК РФ (пункты 1-3, 5, 6, 8, 9) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса и принявшие такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно ст. 32 ЗК РФ (пункты 1-2) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
В соответствии с пунктами 1-2 статьи 89 ЗК РФ землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 160 были утверждены Правилаустановленияохранныхзонобъектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее по тексту Правила).
В п. 2 Правил (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка) было указано, что в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В пп.б п. 9 Правил было закреплено, что в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
В соответствии с пп. а п. 10 Правил в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Судом первой инстанции установлено, что "дата" Юрлавина Т.В. (до регистрации брака Чемезова) обратилась в администрацию Саратовского муниципального района с заявлением о предоставлении ей в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 2267 кв.м для размещения индивидуальных гаражей, расположенного по адресу: "адрес" и о согласовании схемы расположения земельного участка.
Администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области "дата" в адрес истца направлено письмо об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка. В письме указано, что формирование испрашиваемого земельного участка для дальнейшего его предоставления в аренду невозможно в связи с тем, что земельный участок находится в охранной зоне ЛЭП 110 кВ, в которой капитальное строительство не допускается.
"дата" Елышев Ю.П. обратился в администрацию Саратовского муниципального района с заявлением об утверждении акта выбора и обследования земельного участка площадью 945 кв.м для размещения объектов автомобильного транспорта.
"дата" в газете "Большая Волга" было опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка для размещения объектов автомобильного автотранспорта по адресу: "адрес", указаны телефоны для получения дополнительной информации.
Постановлением администрации Саратовского муниципального района N от "дата" был утвержден акт выбора и обследования земельного участка, на Елышева Ю.П. возложена обязанность установить границы участка и обеспечить его постановку на государственный кадастровый учет.
Сформированный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет "дата", ему присвоен кадастровый номер N подтверждается данными кадастрового паспорта.
"дата" Елышевым Ю.П. в администрацию Саратовского муниципального района подано заявление о предоставлении сформированного земельного участка в аренду.
"дата" администрацией Саратовского муниципального района издано постановление N о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N Елышеву Ю.П. в аренду на 49 лет.
"дата" между администрацией Саратовского муниципального района и Елышевым Ю.П. заключен договор аренды на указанный земельный участок, составлен акт приема-передачи земельного участка, государственная регистрация права аренды произведена "дата".
Согласно заключению эксперта от "дата" имеет место наложение границ земельного участка с кадастровым номером N и земельного участка, испрашиваемого истцом, площадь наложения составляет 810 кв.м. Область наложения границ земельного участка с кадастровым номером N на охранную зону ЛЭП 110 кВ составляет 840 кв.м.
Анализ исследованных доказательств показывает, что истцу было обоснованно отказано в предоставлении земельного участка для строительства гаражей, поскольку испрашиваемый ею земельный участок находится в пределах охранной зоны ЛЭП 110 кВ, в которой запрещено размещение гаражей и стоянок автомобилей, а также запрещено строительство каких-либо зданий и сооружений без письменного решения о согласовании, принятого сетевой организацией. Данного письменного решения истцом в орган местного самоуправления представлено не было.
Судебная коллегия критически относится к доводам истца о том, что земельный участок необходим был ей для размещения индивидуальных гаражей, поскольку данные доводы не соответствуют площади испрашиваемого земельного участка.
С учетом приведенных норм права и исследованных доказательств вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка является законным и обоснованным.
Остальные требования, заявленные истцом (о признании незаконными постановления администрации Саратовского муниципального района о предоставлении земельного участка в аренду, о признании недействительным договора аренды земельного участка, о прекращении права аренды), вытекают из требований о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и также не подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что постановление об утверждении места размещения объекта, акта выбора земельного участка, постановление о предоставлении Елышеву Ю.П. земельного участка были изданы органом местного самоуправления после отказа истцу в предоставлении земельного участка в порядке ст. 30 ЗК РФ, договор аренды земельного участка заключен после издания постановления о предоставлении земельного участка в аренду.
Исходя из материалов дела, истец повторно (после получения отказа, после публикации объявления о предоставлении земельного участка площадью 945 кв.м в аренду) с заявлением о предоставлении ей земельного участка в аренду не обращалась.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что земельный участок, испрашиваемый истцом, и земельный участок с кадастровым номером N являются разными объектами (их площадь и месторасположение не совпадают, имеет место лишь частичное наложение границ), земельный участок площадью 2267 кв.м, испрашиваемый истцом, не был сформирован как объект земельных правоотношений и не поставлен на кадастровый учет.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что признание ненормативного акта органа местного самоуправления и договора аренды недействительными (при законности отказа администрации Саратовского муниципального района в предоставлении истцу земельного участка) не может повлиять на реализацию субъективных прав истца.
Судебная коллегия полагает ошибочным выводы суда об отсутствии спора о праве и необходимости применения к заявленным требованиям трехмесячного срока, установленного для оспаривания ненормативных актов органов местного самоуправления. В данном случае требования подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном для искового производства, и подлежит применению общий срок исковой давности, однако данный вывод суда не повлиял на результат рассмотрения дела по существу.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые бы не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для рассмотрения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции. Нарушений норм материального и процессуального права в решении суда первой инстанции не содержится.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Саратовского районного суда Саратовской области от 11 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.