Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Дорохина О.М.,
судей Чернецовой Н.А., Копаневой И.Н.,
при секретаре Сенотовой В.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Малаховское Заокского района Тульской области на решение Заокского районного суда Тульской области от 01 ноября 2013 года по делу по иску прокурора Заокского района Тульской области к администрации муниципального образования Малаховское Заокского района Тульской области о признании недействительными постановлений.
Заслушав доклад судьи Чернецовой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Заокского района Тульской области, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Малаховское Заокского района Тульской области о признании недействительными постановлений. В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства. В ходе данной проверки установлено, что в общественно-политической газете "Заокский вестник" N от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано сообщение администрации муниципального образования Малаховское Заокского района Тульской области о проведении публичных слушаний по вопросам изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровым N и кадастровым N. ДД.ММ.ГГГГ проведены публичные слушания по данным вопросам. Комиссия администрации муниципального образования Малаховское Заокского района Тульской области по проведению и организации публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности и по предоставлению разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства и по изменению одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования 03.06.2013 года рекомендовала главе муниципального образования Малаховское Заокского района Тульской области принять решение об изменении вида разрешенного использования вышеуказанных участков. По итогам публичных слушаний составлено заключение о результатах публичных слушаний, которое опубликовано в общественно-политической газете "Заокский вестник" N от ДД.ММ.ГГГГ года. 04.06.2013 года главой муниципального образования Малаховское Заокского района Тульской области вынесены постановления N и N "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка", согласно которым вид разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером N и кадастровым N, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения изменен с "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на "для дачного строительства". Указанные постановления вынесены на основании заявлений Ладнюка В.В., материалов публичных слушаний, рекомендаций вышеуказанной комиссии от 03.06.2013 года. Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, в другую категорию, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перевод данных земельных участков из одной категории в другую не осуществлялся. Полагал, что данные постановления не соответствуют законодательству, поскольку земельные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям и градостроительный регламент для такого вида земельных участков не устанавливается. Кроме того, изменение вида разрешенного использования земельных участков невозможно без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий. Просил признать постановления администрации муниципального образования Малаховское от 04.06.2013 года N и N "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" недействительными.
В судебном заседании прокурор Оленина Е.Г. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указала, что данный иск подан прокурором в интересах Российской Федерации обоснованно в целях сохранения земель сельскохозяйственного назначения, которые подлежат особой охране.
В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования Малаховское Заокского района Тульской области - глава муниципального образования Малаховское Вдовин А.Н. иск не признал, ссылаясь на отсутствие нарушений при вынесении указанных постановлений. Пояснил суду, что на спорных участках планируется возведение коттеджного поселка. Какое будет количество домов, какие будут размеры земельных участков, он не знает, проект застройки пока не утверждался. Он работает в администрации с 2009 года. С 2009 года и по настоящее время спорные участки для сельскохозяйственного производства не использовались.
Третье лицо Ладнюк В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель третьего лица Ладнюка В.В. по ордеру адвокат Ломакин Д.В. возражал против удовлетворения иска, указал, что позиция прокурора о невозможности изменения вида разрешенного использования спорных земельных участков без изменения категории земель - для сельскохозяйственных угодий противоречит законодательству. Спорные земельные участки не относятся к особо ценным.
Согласно ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Заокского районного суда Тульской области от 01.11. исковые требования прокурора Заокского района Тульской области удовлетворены.
Суд решил: признать недействительными постановления администрации муниципального образования Малаховское Заокского района Тульской области "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" от 04.06.2013 года N и N
В апелляционной жалобе глава администрация муниципального образования Малаховское Заокского района Тульской области Вдовин А.Н. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное в связи с неправильным применением норм материального права, недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Выражает несогласие с выводом суда о невозможности изменения вида разрешенного использования земельных участков, принадлежащих Ладнюку В.В. с "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на "для дачного строительства" без изменения категории земель сельскохозяйственного, полагая, что данный вывод противоречит действующему законодательству (п.2 ст.81 ЗК РФ). Указывает на отсутствие нарушений при проведении публичных слушаний. Выражает несогласие с выводом суда о том, что невозможность возведения жилых домов на дачном участке исключает применение п.3 ч.1 ст.4 Федерального закона N к случаям изменения вида разрешенного использования земельных участков с "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на "для дачного строительства". Суд не принял во внимание, что сама по себе возможность возведения жилого дома на земельном участке не свидетельствует о том, что он представлен для жилищного строительства. Основной целью предоставления или приобретения дачного земельного участка является отдых граждан, а не жилищное строительство. Ссылается на разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, данные в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N13-П. Указывает на отсутствие в решении суда ссылки на нормы Закона, препятствующие изменению такого вида разрешенного использования земельных участков. Суд не принял во внимание положения п.4 ст.79 ЗК РФ, не исследовал вопрос о принадлежности спорных земельных участков к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям. Ни прокурор, ни суд в нарушение норм процессуального права (п.3 ст.131 ГПК РФ, ст.258 ГПК РФ) не указали, в чем конкретно заключаются интересы Российской Федерации, какое право Российской Федерации было нарушено при изменении вида разрешенного использования указанных земельных участков, находящихся в собственности третьего лица. Суд не принял во внимание разъяснения Минэкономразвития России, содержащиеся в письмах, по поводу изменения вида разрешенного использования земельных участков, принадлежащих третьему лицу, позицию государственного органа - подразделения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, подконтрольной Минэкономразвития России. Ссылался на то, что сведения об изменении вида разрешенного использования земельных участков, принадлежащих третьему лицу, внесены в установленном законом порядке. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что уполномоченный орган не обнаружил при этом никаких нарушений закона.
От прокурора Заокского района Тульской области поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрация муниципального образования Малаховское Заокского района Тульской области - без удовлетворения. Указывает, что выводы суда правильны, основаны на правильном применении норм материального права и на конкретных обстоятельствах дела, судом правильно применены нормы материального права. Обращает внимание на то, что в исковом заявлении приведены нормы, препятствующие изменению вида разрешенного использования земельного участка. Прокурор в исковом заявлении также указал, какие интересы Российской Федерации затрагиваются при изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в частной собственности, имеются ссылки на положения ч.1 ст.9, п.п. "а", "е" ст.71, п. "к" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 16.07.1998 года N101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения (ст.8), п. 3 ч.1 ст.13 ЗК РФ, п.2 ст.260 ГК РФ, п.8 ч.1 ст.1 ЗК РФ, ст.18 Федерального закона от 18.06.2001 года N78-ФЗ "О землеустройстве". Интересы Российской Федерации заключаются в обеспечение охраны земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земель сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения. Обращает внимание на то, что судом дана оценка письмам Министерства экономического развития Российской Федерации, что нашло свое отражение в решении суда.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей администрации муниципального образования Малаховское Заокского района Тульской области - главы муниципального образования Малаховское Вдовина А.Н., по доверенности Ломакина Д.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.п. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п.п.4 п.1 ст.8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в частной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 7 ЗК РФ определяет состав земель в Российской Федерации по целевому назначению, которые подразделяются на категории, в том числе, земли сельскохозяйственного назначения (п.1).
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.2).
В силу ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п.5 ст.79 ЗК РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Из материалов дела следует, что Ладнюк В.В. купил по договорам купли- продажи от 27.01.2012 года у физических лиц Барсуковой Л.В. земельный участок, общей площадью 38 000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, кадастровый номер N, расположенный по "адрес", 400 метров северо-восточнее "адрес", у Л. - земельный участок, площадью 57 000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, кадастровый номер N, расположенный по адресу: "адрес", 50 метров северо-восточнее "адрес". Данные земельные участки образованы путем выделения в 2006 году земельных долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных по "адрес", кадастровый N Решения о выделении земельных участков в счет земельных долей (долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения) приняты в соответствии со ст.13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Кадастровая стоимость, установленная для сельскохозяйственных угодий, в границах которых образованы выделяемые участки, в расчете на единицу площади равна кадастровой стоимости выделяемых земельных участков. 21.02.2012 года Ладнюк В.В. зарегистрировал свое право собственности на указанные земельные участки, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ему выданы свидетельства о государственной регистрации права N
17.05.2013 года Ладнюк В.В. обратился к главе муниципального образования Малаховское Заокского района Тульской области с заявлениями об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми N и N с "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на "для дачного строительства".
В общественно-политической газете "Заокский вестник" ( N от ДД.ММ.ГГГГ года) опубликовано сообщение администрации муниципального образования Малаховское Заокского района Тульской области о проведении публичных слушаний по вопросам изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером N и кадастровым N. ДД.ММ.ГГГГ проведены публичные слушания по данным вопросам. Комиссия администрации муниципального образования Малаховское Заокского района Тульской области по проведению и организации публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности и по предоставлению разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства и по изменению одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования 03.06.2013 года рекомендовала главе муниципального образования Малаховское Заокского района Тульской области принять решение об изменении вида разрешенного использования вышеуказанных участков. По итогам публичных слушаний составлено заключение о результатах публичных слушаний, которое опубликовано в общественно-политической газете "Заокский вестник" N от ДД.ММ.ГГГГ года. Постановлениями главы муниципального образования Малаховское Заокского района Тульской области от 04.06.2013 года N и N "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" изменен вид разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером 71:09:010401:162 и кадастровым N, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения с "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на "для дачного строительства".
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.09.2013 года Ладнюк В.В. является собственником земельного участка с кадастровым N, площадью 57 000 кв.м, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения для дачного строительства по адресу: "адрес", 50 метров северо-восточнее с.Яковлево, и с кадастровым N, площадью 38000 кв.м, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения для дачного строительства по "адрес"
Из кадастровых выписок о земельных участках от 11.09.2013 года следует, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым N и кадастровым N, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства составляет 2,43 рублей за 1 кв. м.
Согласно кадастровым выпискам о тех же земельных участках от 13.01.2012 года до изменения вида разрешенного использования, их кадастровая стоимость составляла 2,0691 рублей за 1 кв.м.
Полагая, что постановления администрации муниципального образования Малаховское от 04.06.2013 года N и N "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" приняты с нарушением действующего законодательства, прокурор обратился с иском о признании их незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорные земельные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям, указав, что независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования данных земельных участков, оснований для изменения вида разрешенного использования без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий не имеется.
Данные выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья.
Согласно ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В силу п.1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Согласно п.9 ст.1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков предусматривается градостроительным регламентом.
Ссылка представителя ответчика администрации муниципального образования Малаховское Заокского района Тульской области на правомерность вышеуказанных постановлений в связи с тем, что вид разрешенного использования земель определяется их собственником, а возможность предоставления в целях дачного строительства земель сельскохозяйственного назначения установлена ст. 81 ЗК РФ, ст. ст. 35, 36 Градостроительного кодекса является необоснованной, поскольку основана на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Пунктом 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются.
В силу п.2 ст.81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Федеральным законом от 15.04.1998 года N66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее Федеральный закон от 15.04.1998 года N66-ФЗ) регламентирован порядок предоставления земельных участков членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в собственность или на ином вещном праве.
Согласно данному Закону предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан. И только после данной процедуры земли предоставляются членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Ответчик не представил суду доказательства, подтверждающие проведение зонирования территории, в границах которой расположены земельные участки, принадлежащие Ладнюку В.В., с установленным разрешенным использованием земельных участков.
Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 15.04.1998 года N66-ФЗ предусмотрено использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан, а не для граждан в индивидуальном порядке.
В статье 1 Федерального закона от 15.04.1998 года N66-ФЗ дано понятие дачного земельного участка, под которым понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Федеральным законом предусмотрена возможность возведения на дачных участках жилых строений и жилых домов.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст.4 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 года N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Из материалов дела следует, что до принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков Ладнюк В.В. являлся собственником спорных земельных участков на землях сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, бывшим собственникам данные земельные участки выделялись в счет земельных долей, то есть изначально данные земельные участки не предназначались и не предоставлялись для дачного строительства.
Согласно ст.ст. 2,3 Федерального закона от 21.12.2004 года N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее Федеральный закон от 21.12.2004 года N172-ФЗ) вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения, не находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию рассматривается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 21.12.2004 года N172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечисленных в данной норме.
Данной статьей не предусмотрена возможность использования сельскохозяйственных угодий для ведения дачного хозяйства, а также дачного строительства.
Ладнюк В.В. не обращался с заявлениями об изменении категории земель.
Суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства дела, оценив все представленные доказательства, правильно применив нормы материального права, пришел к правильным выводам о невозможности изменения вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий без изменения категории такого рода земель и о признании постановлений главы муниципального образования Малаховское Заокского района Тульской области от 04.06.2013 года N и N "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" недействительными.
Суд правильно признал необоснованными ссылки представителя третьего лица на письма Министерства экономического развития Российской Федерации, которые по его мнению, устанавливают иной порядок изменения категории указанных земель, указав, что данные письма не имеют нормативного значения и не являются официальным толкованием закона.
Суд обоснованно признал недопустимым доказательством решение, на которое ссылался в своих возражениях на исковое заявление третье лицо Л.
В соответствии с п.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В своих возражениях на исковое заявление третье лицо Ладнюк В.В. и в апелляционной жалобе на решение суда глава муниципального образования Малаховское Заокского района Тульской области Вдовин А.Н. в подтверждение своих доводов о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения без изменения соответствующей категории на судебное постановление (апелляционное определение). Однако оно не может быть принято во внимание при рассмотрении данного гражданского дела, поскольку принято по другому гражданскому делу с участием другим лиц.
Ссылка в апелляционной жалобе на разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, данные в Постановлении от 30.06.2011 года N 13-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева не является основанием для отмены решения суда, поскольку не имеет правового значения для разрешения спора об изменении вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд в нарушение п.п.1 п.2 ст. 330 ГПК РФ не применил закон, подлежащий применению, а именно п.4 ст.79 ЗК РФ, является необоснованным, поскольку вопрос о принадлежности спорных земельных участков к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям не являлся предметом спора.
Довод апелляционной жалобы, что прокурор не вправе обращаться в суд общей юрисдикции с иском в интересах Российской Федерации, не может быть принят во внимание и не влияет на правильность решения суда, поскольку в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту права, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Обращаясь в суд с иском, прокурор ссылался на положения ч.1 ст.9. п.п. "а", "е" ст.71, п. "к" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, ст.8 Федерального закона от 16.07.1998 года N101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", п.п.3 п.1 ст.13, п.п.8 п.1 ст.1 ЗК РФ, п.2 ст.260 ГК РФ, ст.18 Федерального закона от 18.06.2001 года N78-ФЗ "О землеустройстве".
Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (п.п.2 п.1 ст.1 ЗК РФ). Интересы Российской Федерации заключаются в обеспечении охраны земель сельскохозяйственного назначения и, в частности сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, требования прокурора направлены на защиту неопределенного круга лиц, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположены земельные участки.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что сведения об изменении вида разрешенного использования земельных участков, принадлежащих третьему лицу, внесены в установленном законом порядке; данное обстоятельство свидетельствует, что уполномоченный орган не обнаружил при этом никаких нарушений закона, не является основанием для отмены решения суда. Факт внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений об изменении вида разрешенного использования земельных участков (для дачного строительства) не свидетельствует о законности постановлений главы муниципального образования Малаховское Заокского района Тульской области от 04.06.2013 года N и N "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка".
Кроме того, из материалов дела следует, что 29.07.2013 года руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области обратился к прокурору Тульской области с заявлением, в котором просил принять меры, направленные на недопущение нарушения земельного законодательства и предотвращения незаконного изменения видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, поручить уполномоченным органам провести проверку законности издания, в том числе, администрацией муниципального образования Малаховское Заокского района Тульской области постановлений от 04.06.2013 года N и N В данном заявлении указано на невозможность изменения вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода этих земель в другую категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения".
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана правовая оценка, с которой судебная коллегия согласна.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со ст.330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда, не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заокского районного суда Тульской области от 01 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Малаховское Заокского района Тульской области - без удовлетворения.
Председательствующий "-"
Судьи "-"
"-"
"-"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.