Судья Тульского областного суда Башкиров А.А.,
при секретаре Скрябине И.В.,
рассмотрев жалобу Хамза М. на постановление судьи Советского районного суда г.Тулы от 3 февраля 2014 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
3 февраля 2014 года в отношении Хамза М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, за то, что он, являясь гражданином Сирийской Арабской Республики, нарушил режим пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, выразившийся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а равно в уклонении от выезда за пределы Российской Федерации поистечении определенного законом срока пребывания, чем нарушил требования п.2 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Постановлением судьи Советского районного суда г.Тулы от 3 февраля 2014 года за совершение указанного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, Хамза М. подвергнут административному штрафу в размере " ... " рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В жалобе Хамза М. просит изменить постановление суда, исключив указание о назначении ему дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы территории Российской Федерации. Кроме этого просил суд восстановить срок для обжалования постановления суда.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения Хамза М. с участием переводчика Маали Ш. представителей УФМС России по Тульской области по доверенности Паситовой О.А. и Поляковой Н.В., судья приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В своем ходатайстве о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении ХамзаМохамада указывает, что данный судебный акт не был переведен ему на арабский язык, в связи с чем он не знал об установленном законом сроке обжалования.
Указанные причины пропуска срока для обжалования постановления от 3 февраля 2014 года судья находит уважительными и считает необходимым восстановить ХамзаМохамад срок для обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
Часть 1.1 ст.18.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, и влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч.1 ст.27).
Данные права в силу ст.55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.3 ст.62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п.2 ст.5 того же Закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующимзаявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, гражданин Сирийской Арабской Республики Хамза М. прибыл в Российскую Федерацию по многократной деловой визе, срок действия которой истек 15 июня 2013 года.
Таким образом, после 15 июня 2013 года Хамза М. незаконно находится на территории Российской Федерации, поскольку не имеет документов, подтверждающих пребывание (проживание) в Российской Федерации и уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, то есть, являясь иностранным гражданином, нарушил режим пребывания (проживания) в РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении N от 03 февраля 2014 года, копией паспорта, копией визы, данными базы СПО "Мигрант-1", объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу.
При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод о наличии в действиях Хамза М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
По делу об административном правонарушении подлежат выяснению все, имеющие значение для правильного разрешения дела, обстоятельства (ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу п.1 ст.10 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N4528-1 "О беженцах" лицо, ходатайствующее о признании беженцем или признанное беженцем либо утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) при сохранении в данном государстве обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1статьи 1 настоящего Федерального закона.
В судебном заседании представителем УФМС России по Тульской области Паситовой О.А. представлено ходатайство от гражданина Сирии Хамза М. о предоставлении убежища на территории России в Тульской области от 3 марта 2014 года.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 ст.4.1 КоАП РФ).
В Постановлении от 14 февраля 2013 года N4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений;иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N3-П, от 13 марта 2008 года N5-П, от 27 мая 2008 года N8-П, от 13 июля 2010 года N15-П, от 17 января 2013 года N1-П и др.).
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение Хамза М. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям ст.10 Федерального закона "О беженцах".
Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года N1-П и от 14 февраля 2013 года N4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи Советского районного суда г.Тулы от 3 февраля 2014 года подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Хамза М. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья Тульского областного суда
РЕШИЛ:
восстановить Хамза М. срок обжалования постановления судьи Советского районного суда г.Тулы от 3 февраля 2014 года.
Постановление судьи Советского районного суда г.Тулы от 3 февраля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить указание на назначение Хамза М. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. В остальной части названное судебное постановление оставить без изменения.
Освободить Хамза М. специального учреждения временного содержания иностранных граждан УФМС России по Тульской области в зале судебного заседания.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.