Судья Верховного Суда Чувашской Республики Савелькина Г.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ведущего специалиста - эксперта (дознавателя) Красноармейского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Чувашской Республике - судебного пристава Моисеева П.С. на решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 09 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации "данные изъяты" Красноармейского района Чувашской Республики,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. начальника Красноармейского районного отдела судебных приставов УФССП России по Чувашской Республике Моисеева П.С. от 15 ноября 2013 года администрация "данные изъяты" Красноармейского района Чувашской Республики (далее "Администрация") привлечена к административной ответственности по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за нарушение законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, "данные изъяты" администрации "данные изъяты" Красноармейского района Чувашской Республики ФИО1 обратился с жалобой в районный суд.
Решением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 09 декабря 2013 года постановление от 15 ноября 2013 года отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях Администрации состава административного правонарушения.
На указанное решение должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Моисеев П.С. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит решение отменить по мотивам незаконности и необоснованности.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения заявителя Моисеева П.С., поддержавшего жалобу, представителя администрации "данные изъяты" Красноармейского района Чувашской Республики Трофимова В.А., возражавшего против доводов жалобы, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Красноармейского РОСП УФССП России по Чувашской Республике на основании исполнительного листа, выданного Красноармейским районным судом Чувашской Республики N от 08 апреля 2013 года, возбуждено исполнительное производство N в отношении администрации "данные изъяты" Красноармейского района Чувашской Республики со следующим предметом исполнения: предоставить вне очереди ФИО2 на семью, состоящую из двух человек: ее и ФИО3 в черте "данные изъяты" Красноармейского района Чувашской Республики по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв. м на одного человека.
04 июля 2013 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора, в связи с неисполнением исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок.
09 июля 2013 года судебным приставом-исполнителем вручено представителю Администрации требование об исполнении решения суда в срок до 01 августа 2013 года. За невыполнение данного требования в установленный срок Администрация привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
07 августа 2013 года судебным приставом-исполнителем вручено представителю Администрации требование об исполнении решения суда в срок до 01 ноября 2013 года.
Решение суда во вновь установленный в требовании срок не исполнено, что послужило основанием для вынесения должностным лицом Красноармейского РОСП постановления от 15 ноября 2013 года о привлечении Администрации к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Отменяя постановление от 15 ноября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации и прекращая производство по делу в связи отсутствием состава правонарушения, судья районного суда исходил из того, что вина Администрации в совершении вмененного правонарушения не установлена, поскольку должником были приняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа.
Однако указанный вывод судьи является преждевременным, сделанным без надлежащего исследования и оценки всей совокупности доказательств по делу.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельствами, подтверждающими принятие Администрацией исчерпывающих мер для исполнения требований исполнительного документа, судья посчитал предоставление Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики субсидии администрации Красноармейского района Чувашской Республики на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда, включение администрацией Красноармейского района Чувашской Республики ФИО2 в список граждан, подлежащих переселению из аварийных домов в 2013-14 годах во вновь строящийся жилой дом, завершение строительства которого запланировано на июнь 2014 года, кроме того, пришел к выводу об отсутствии у Администрации сельского поселения своих финансовых средств для строительства либо приобретения жилого помещения для семьи ФИО2
Между тем, указанные выше обстоятельства не свидетельствуют о принятии Администрацией всех зависящих от нее мер по выполнению требования судебного пристава-исполнителя и не могут расцениваться как безусловное основание для освобождения должника от административной ответственности, поскольку эти действия совершены администрацией Красноармейского района Чувашской Республики, а не самим должником.
При рассмотрении дела судом не установлено, какие именно действия по исполнению судебного решения совершены непосредственно Администрацией сельского поселения.
Применительно к составу правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, виновность субъекта определяется неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Между тем, в материалах дела не имеется доказательств того, что исполнение Администрацией решения суда было невозможно вследствие уважительных причин.
Более того, из материалов дела следует, что администрация сельского поселения дважды обращалась в районный суд с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, ссылаясь на отсутствие денежных средств и включение жилого дома, в котором проживают взыскатели, в Программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.
Определениям Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 22 июля 2013 года и 25 октября 2013 года должнику отказано в удовлетворении заявлений об отсрочке исполнения решения Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 15 февраля 2013 года.
Однако в решении судьи не дана оценка указанным обстоятельствам в совокупности с другими доказательствами, вывод суда об отсутствии у Администрации денежных средств не подтвержден какими-либо доказательствами.
Изложенное выше свидетельствует о том, что в ходе производства по настоящему делу судьей не были в полной мере выполнены требования ст. 26.11 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела. Указанные процессуальные нарушения являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену решения судьи.
Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, в настоящее время истек, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 09 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации "данные изъяты" Красноармейского района Чувашской Республики отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики Г.О. Савелькина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.