Приказ Федеральной налоговой службы от 2 ноября 2009 г. N ММ-7-6/534@
"Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"
Приказом ФНС России от 31 июля 2014 г. N ММВ-7-6/398@ настоящий приказ признан утратившим силу с 1 сентября 2014 г.
В целях приведения в соответствие с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 января 2008 года N 9н ведомственных документов ФНС России, регулирующих представление отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС), и доработки соответствующих программных средств приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Методические рекомендации).
2. Административному управлению (И.В. Акунова) разместить настоящий приказ на сайте ФНС России в течение 5 дней с даты его утверждения.
3. Управлению информатизации (В.Г. Колесников) и ФГУП ГНИВЦ ФНС России (И.Н. Задворнов):
3.1. Установленным порядком доработать программные средства, обеспечивающие прием, хранение и первичную обработку налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронном виде по ТКС (далее - ПО) в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.
3.2. В месячный срок с даты утверждения настоящего приказа установленным порядком:
разработать и утвердить форматы электронных документов в соответствии с утвержденными Методическими рекомендациями;
внести изменения в унифицированный формат транспортного сообщения в соответствии с утвержденными Методическими рекомендациями.
4. ФГУП ГНИВЦ ФНС России (И.Н. Задворнов):
4.1. Провести на базе Центра тестирования и сопровождения ПО ФГУП ГНИВЦ ФНС России с участием специализированных операторов связи тестовые испытания программного обеспечения, реализующего положения Методических рекомендаций.
4.2. Установить сроки проведения тестовых испытаний с 15 декабря 2009 года по 15 февраля 2010 года.
4.3. В 10-дневный срок со дня окончания тестовых испытаний обобщить результаты и представить в Управление информатизации предложения по срокам внедрения ПО в промышленную эксплуатацию.
5. Установить, что Методические рекомендации, утвержденные настоящим приказом, вступают в силу с даты, установленной приказом о внедрении в промышленную эксплуатацию программного обеспечения участников информационного взаимодействия в электронном виде, обеспечивающего исполнение положений Методических рекомендаций.
Согласно письму ФНС РФ от 23 декабря 2010 г. N МН-37-6/18385 Методические рекомендации вступили в силу с даты утверждения приказа ФНС РФ от 17 ноября 2010 г. N ММВ-7-6/610@. Согласно письму ФНС РФ от 23 декабря 2010 г. N МН-37-6/18385 настоящие Методические рекомендации вступают в силу с даты утверждения приказа ФНС РФ от 17 ноября 2010 г. N ММВ-7-6/610@
6. Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации:
в недельный срок с даты издания настоящего приказа довести до всех участников информационного взаимодействия в электронном виде по ТКС (территориальных налоговых органов, региональных специализированных операторов связи, налогоплательщиков) информацию о вводе в действие Методических рекомендаций и необходимости доработки ПО в установленные настоящим приказом сроки;
обеспечить исполнение утвержденных Методических рекомендаций.
7. Признать утратившими силу с даты вступления в силу настоящих Методических рекомендаций:
приказ ФНС России от 06.02.2008 N ММ-3-6/50 "Об утверждении Временного регламента обмена электронными документами с ЭЦП по телекоммуникационным каналам связи в унифицированной системе приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности при представлении их налогоплательщиками через специализированного оператора связи";
пункт 2.1 раздела 2 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@.
8. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Н.Е. Мельникова.
Руководитель Федеральной |
М.П. Мокрецов |
Согласовано
Статс-секретарь - |
С.Д. Шаталов |
Настоящие Методические рекомендации вступают в силу с даты, установленной приказом о внедрении в промышленную эксплуатацию программного обеспечения участников информационного взаимодействия в электронном виде, обеспечивающего исполнение положений настоящих рекомендаций. Согласно письму ФНС РФ от 23 декабря 2010 г. N МН-37-6/18385 настоящие Методические рекомендации вступают в силу с даты утверждения приказа ФНС РФ от 17 ноября 2010 г. N ММВ-7-6/610@
Методические рекомендации
по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи
(утв приказом Федеральной налоговой службы от 2 ноября 2009 г. N ММ-7-6/534@)
Приказом ФНС России от 31 июля 2014 г. N ММВ-7-6/398@ утверждены Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, вступающие в силу с 1 августа 2014 г.
См. Методические рекомендации по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденные приказом ФНС России от 13 июня 2013 г. N ММВ-7-6/196@
1. Термины и сокращения
В настоящих Методических рекомендациях по организации электронного документооборота при представлении налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи приняты (устанавливаются) следующие термины и сокращения:
Налогоплательщик - налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты.
Представитель - физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Информационное сообщение о доверенности - формируемый уполномоченным представителем налогоплательщика для налогового органа электронный документ, содержащий данные о реквизитах доверенности, выданной налогоплательщиком (представителем) уполномоченному представителю (приложение N 1).
Подтверждение даты отправки - формируемый специализированным оператором связи (далее - спецоператор) или налоговым органом электронный документ, содержащий данные о дате и времени отправки налогоплательщиком (представителем) налоговой декларации (расчета) и документа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (приложение N 2).
Квитанция о приеме - формируемый налоговым органом электронный документ, подтверждающий факт приема представленной налогоплательщиком (представителем) налоговой декларации (расчета). Форма документа утверждена приказом ФНС России от 28.02.2009 N ММ-7-6/85.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату названного приказа следует читать как "25.02.2009"
Уведомление об отказе - формируемый налоговым органом электронный документ, подтверждающий факт отказа в приеме представленной налогоплательщиком (представителем) налоговой декларации (расчета) с указанием причин отказа. Форма документа утверждена приказом ФНС России от 28.02.2009 N ММ-7-6/85.
Уведомление об уточнении - формируемый налоговым органом электронный документ, подтверждающий факт приема налоговой декларации (расчета) содержащей ошибки, с указанием таких ошибок, а также содержащий сообщение о необходимости представления пояснений или внесения соответствующих исправлений (приложение N 5).
Извещение о вводе - формируемый налоговым органом для налогоплательщика (представителя) электронный документ, подтверждающий факт переноса данных представленной налоговой декларации (расчета) в информационные ресурсы налогового органа (приложение N 3).
Извещение о получении - формируемый получателем для отправителя электронный документ, информирующий отправителя о получении электронного документа (приложение N 4).
Сообщение об ошибке - формируемый получателем для отправителя электронный документ (без вложений), информирующий отправителя о получении электронного документа, содержащего ошибки, или о невозможности его расшифровывания. Текст, содержащий информацию об ошибке, содержится в теле сообщения.
Участники информационного взаимодействия - налогоплательщики (представители), налоговые органы, специализированные операторы связи.
Приемный комплекс налогового органа - специализированный программный комплекс, используемый на стороне налогового органа для ведения электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС).
Программный комплекс налогового органа - специализированный программный комплекс, используемый налоговыми органами в целях осуществления налогового администрирования.
Транспортное сообщение - формируемый получателем для отправителя электронный документ, оформленный в соответствии с требованиями к формату обмена сообщениями между налогоплательщиками, специализированными операторами связи и налоговыми органами по телекоммуникационным каналам связи.
Электронный документ - документ, представленный в электронном виде, в соответствии с требованиями формата для данного вида документа.
2. Общие положения
2.1. Настоящие Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях реализации порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и приказа Министерства финансов Российской Федерации от 18.01.2008 N 9н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения".
2.2. Настоящие Методические рекомендации определяют последовательность электронного документооборота с электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по ТКС, перечень обязательных функций и периодичность их выполнения для каждого участника взаимодействия, которые должны быть реализованы в соответствующих программных продуктах, а также требования:
к временным характеристикам выполнения функций;
к программным продуктам, применяемым участниками взаимодействия при электронном документообороте в части программного модуля, осуществляющего контроль представленных налогоплательщиками документов на соответствие требованиям, установленным законодательством о налогах и сборах;
к взаимодействию при нештатных ситуациях.
2.3. Средства криптографической защиты, используемые при информационном взаимодействии, должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации и совместимы с аналогичными средствами, используемыми Федеральной налоговой службой.
2.4. В процессе электронного документооборота стороны обмениваются следующими электронными документами:
налоговая декларация (расчет);
информационное сообщение о доверенности;
квитанция о приеме;
уведомление об отказе;
извещение о вводе;
подтверждение даты отправки электронного документа;
уведомление об уточнении;
извещение о получении;
сообщение об ошибке.
2.5. Информационное взаимодействие электронными документами налогоплательщика и налогового органа через спецоператора связи осуществляется в зашифрованном виде за исключением подтверждения даты отправки, извещения о получении и сообщения об ошибке. Документы шифруются отправителем для получателя.
Обмен извещениями о получении и сообщениями об ошибке, а также подтверждениями даты отправки, формируемыми спецоператором связи, осуществляется в открытом виде.
В случае невозможности расшифровать поступивший электронный документ, получатель формирует открытое сообщение адресату-отправителю с описанием выявленной ошибки (сообщение об ошибке).
2.6. Участники информационного взаимодействия обеспечивают хранение электронных документов в электронном виде в порядке и в течение сроков, установленных законодательством Российской Федерации и настоящими Методическими рекомендациями.
2.7. Программно-аппаратные средства налогового органа и специализированного оператора связи, обеспечивающие электронный документооборот, должны функционировать круглосуточно. Временные характеристики выполнения функций (2 часа, 4 часа) действуют при автоматическом функционировании примного комплекса налогового органа.
2.8. При представлении налоговой декларации (расчета) в электронном виде по ТКС представителем налогоплательщика доверенность (копия доверенности), подтверждающая право представителя подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации (расчете), предоставляется налоговому органу до представления налоговой декларации (расчета). Копия доверенности сохраняется в налоговом органе в течение 3-х лет после истечения срока действия доверенности.
2.9. Электронный документооборот по представлению налогоплательщиком (представителем) налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период в налоговый орган завершается в полном объеме при получении налогоплательщиком от налогового органа квитанции о приеме и извещения о вводе.
2.10. При получении налогоплательщиком (представителем) от налогового органа уведомления об отказе в приеме, декларация считается не представленной, налогоплательщик (представитель) устраняет ошибки и повторно представляет налоговую декларацию (расчет) с тем же признаком вида документа (первичная, корректирующая, N корректировки).
2.11. Право подписи документов, участвующих в электронном документообороте, электронной цифровой подписью имеют те должностные лица налогоплательщика (представителя), налогового органа, спецоператора, чьи полномочия установлены (подтверждены) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Прием налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи
Программным обеспечением на стороне налогоплательщика (представителя)
3.1. При представлении налоговой декларации (расчета) выполняется следующая последовательность действий:
формируется налоговая декларация (расчет) в электронном виде в соответствии с утвержденным форматом и порядком ее заполнения и подписывается ЭЦП налогоплательщика;
формируется транспортное сообщение, содержащее зашифрованную для налогового органа подписанную ЭЦП налогоплательщика налоговую декларацию (расчет), и направляется в налоговый орган через спецоператора;
сохраняется подписанная ЭЦП налогоплательщика налоговая декларация (расчет).
3.2. При представлении налоговой декларации (расчета) представителем налогоплательщика вместе с налоговой декларацией направляется информационное сообщение о реквизитах доверенности, выданной представителю. В этом случае программным обеспечением на стороне представителя налогоплательщика выполняется следующая последовательность действий:
формируется налоговая декларация (расчет) в электронном виде в соответствии с утвержденным форматом и порядком ее заполнения и подписывается ЭЦП представителя налогоплательщика;
формируется информационное сообщение о реквизитах доверенности, выданной данному представителю, и подписывается ЭЦП представителя налогоплательщика;
формируется транспортное сообщение, содержащее зашифрованные для налогового органа и подписанные ЭЦП представителя налоговую декларацию (расчет) и информационное сообщение о реквизитах доверенности, и направляется в налоговый орган через спецоператора;
сохраняются подписанные ЭЦП представителя налогоплательщика налоговая декларация (расчет) и информационное сообщение о реквизитах доверенности.
Программным обеспечением на стороне спецоператора
3.3. При получении от налогоплательщика (представителя) для передачи в налоговый орган электронного документа (документов), в течение двух часов выполняется следующая последовательность действий:
фиксируется дата отправки электронного документа (документов);
формируется подтверждение даты отправки электронного документа (документов) и подписывается ЭЦП спецоператора;
формируется транспортное сообщение, содержащее подписанное ЭЦП спецоператора подтверждение даты отправки электронного документа (документов), и направляется налогоплательщику (представителю);
формируется транспортное сообщение, содержащее подписанный ЭЦП налогоплательщика (представителя) зашифрованный электронный документ (документы) и подписанное ЭЦП спецоператора подтверждение даты отправки электронного документа (документов), и направляется в налоговый орган;
сохраняется подписанное ЭЦП спецоператора подтверждение даты отправки электронного документа (документов).
Программным обеспечением на стороне налогоплательщика (представителя)
3.4. При получении от спецоператора подтверждения даты отправки в течение суток выполняется следующая последовательность действий:
проверяется подлинность ЭЦП спецоператора;
формируется извещение о получении подтверждения даты отправки электронного документа (документов) и подписывается ЭЦП налогоплательщика (представителя);
формируется транспортное сообщение, содержащее подписанное ЭЦП налогоплательщика (представителя) извещение о получении подтверждения даты отправки электронного документа (документов), и направляется спецоператору;
сохраняется подписанное ЭЦП спецоператора подтверждение даты отправки и подписанное ЭЦП налогоплательщика (представителя) извещение о получении подтверждения даты отправки электронного документа (документов).
Программным обеспечением на стороне спецоператора
3.5. При получении от налогоплательщика (представителя) извещения о получении подтверждения даты отправки электронного документа (документов), подписанного ЭЦП налогоплательщика (представителя), проверяется подлинность ЭЦП налогоплательщика (представителя) и сохраняется.
Налоговый орган
3.6. Не позднее четырех часов с момента получения электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя), осуществляет контроль на его соответствие требованиям п. 1 раздела I приложения N 6. Для документа (документов) соответствующего указанным требованиям с помощью приемного комплекса выполняет следующую последовательность действий:
проверяет подлинность ЭЦП налогоплательщика (представителя), которой подписан электронный документ (документы) налогоплательщика (представителя);
формирует извещение о получении электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя) и подписывает своей ЭЦП;
формирует транспортное сообщение, содержащее подписанное ЭЦП налогового органа извещение о получении электронного документа (документов) и отправляет налогоплательщику (представителю) через спецоператора;
проверяет подлинность ЭЦП спецоператора, которой подписано подтверждение даты отправки;
формирует извещение о получении подтверждения даты отправки и подписывает своей ЭЦП;
формирует транспортное сообщение, содержащее подписанное ЭЦП налогового органа извещение о получении подтверждения даты отправки и отправляет спецоператору;
сохраняет в хранилище электронных документов электронный документ (документы) налогоплательщика (представителя), подписанный ЭЦП налогоплательщика (представителя) и подтверждение даты отправки, подписанное ЭЦП спецоператора.
Для электронного документа (документов), не соответствующего требованиям п. 1 раздела I приложения N 6, с помощью приемного комплекса формирует сообщение об ошибке, которое направляется зарегистрированному в системе отправителю в открытом (не зашифрованном) виде. Процедура документооборота на этом прекращается.
Программным обеспечением на стороне спецоператора
3.7. При получении от налогового органа извещения о получении подтверждения даты отправки, подписанного ЭЦП налогового органа, проверяется подлинность ЭЦП налогового органа и сохраняется.
3.8. При получении от налогового органа извещения о получении электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя), не позднее двух часов с момента получения оно направляется налогоплательщику (представителю) и, при необходимости, сохраняется.
Программным обеспечением на стороне налогоплательщика (представителя)
3.9. При получении от налогового органа через спецоператора извещения о получении электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя), подписанного ЭЦП налогового органа, проверяется подлинность ЭЦП налогового органа и сохраняется.
Налоговый орган
3.10. В течение четырех часов с момента поступления электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя) с помощью приемного комплекса выполняет следующую последовательность действий:
осуществляет первичный контроль в соответствии с п.п. 2 - 5 раздела I приложения N 6 и, в случае выявления нарушений, формирует уведомление об отказе с указанием причин отказа, подписывает своей ЭЦП и сохраняет в хранилище электронных документов;
формирует транспортное сообщение, содержащее зашифрованное для налогоплательщика (представителя) подписанное ЭЦП налогового органа уведомление об отказе, и направляет налогоплательщику (представителю) через спецоператора.
3.11. При отсутствии оснований для отказа в приеме, с помощью приемного комплекса, в течение четырех часов с момента поступления электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя) направляет для дальнейшей обработки в программный комплекс налогового органа:
электронный документ (документы);
подтверждение даты отправки электронного документа (документов);
информацию о дате поступления электронного документа в налоговый орган;
информационное сообщение о доверенности, выданной представителю налогоплательщика (при наличии).
3.12. Информация, перечисленная в п. 3.11 поступившая от налогоплательщика, не относящегося к категории крупнейших, подлежит дальнейшей обработке в программном комплексе налогового органа по месту представления налогоплательщиком (представителем) налоговой декларации (расчета).
3.13. В течение четырех часов с момента поступления в программный комплекс перечисленной в пункте 3.11 информации выполняет следующую последовательность действий:
проводит окончательный контроль на соответствие требованиям раздела II приложения N 6;
при отсутствии нарушений регистрирует налоговую декларацию (расчет) и формирует квитанцию о приеме. При регистрации дата представления налоговой декларации (расчета) соответствует дате, зафиксированной в подтверждении даты отправки, а дата поступления соответствует дате поступления в приемный комплекс налогового органа по месту представления;
при выявлении нарушения программный комплекс налогового органа формирует уведомление об отказе в приеме с указанием причин отказа.
3.14. Квитанцию о приеме налоговой декларации (расчета) или уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета), не позднее следующего рабочего дня за днем поступления, направляет в приемный комплекс для отправки налогоплательщику (представителю) через спецоператора.
3.15. С помощью приемного комплекса в течение двух часов выполняет следующую последовательность действий:
квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме подписывает своей ЭЦП и сохраняет в хранилище электронных документов;
формирует транспортное сообщение, содержащее зашифрованную для налогоплательщика (представителя) подписанные ЭЦП налогового органа квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме и направляет налогоплательщику (представителю) через спецоператора.
Программным обеспечением на стороне спецоператора
3.16. При получении от налогового органа электронного документа для налогоплательщика (представителя), в течение двух часов выполняется следующая последовательность действий:
формируется извещение о получении, подписывается ЭЦП спецоператора и сохраняется;
формируется транспортное сообщение, содержащее подписанное ЭЦП спецоператора извещение о получении, и направляется налоговому органу;
направляется налогоплательщику (представителю) полученный от налогового органа электронный документ (документы).
Налоговый орган
3.17. Получив с помощью приемного комплекса налогового органа от программного обеспечения на стороне спецоператора извещение о получении, проверяет подлинность ЭЦП спецоператора и сохраняет в хранилище электронных документов.
Программным обеспечением на стороне налогоплательщика (представителя)
3.18. При получении от налогового органа через спецоператора квитанции о приеме или уведомления об отказе в приеме, не позднее следующего рабочего дня с момента получения выполняется следующая последовательность действий:
проверяется подлинность ЭЦП налогового органа;
формируется извещение о получении и подписывается ЭЦП налогоплательщика (представителя);
формируется транспортное сообщение, содержащее подписанное ЭЦП налогоплательщика (представителя) извещение о получении, и направляется в налоговый орган через спецоператора;
сохраняется квитанция о приеме или уведомление об отказе, подписанные ЭЦП налогового органа, и извещение о получении, подписанное ЭЦП налогоплательщика (представителя).
Программным обеспечением на стороне спецоператора
3.19. При получении от налогоплательщика (представителя) извещения о получении электронного документа (документов) для налогового органа не позднее двух часов с момента получения оно направляется в налоговый орган и, при необходимости, сохраняется.
Налоговый орган
3.20. Получив с помощью приемного комплекса от налогоплательщика (представителя) через спецоператора извещение о получении квитанции о приеме или уведомления об отказе, не позднее следующего рабочего дня с момента получения проверяет подлинность ЭЦП налогоплательщика (представителя) и сохраняет в хранилище электронных документов.
3.21. По результатам обработки налоговой декларации (расчета) с помощью программного комплекса формирует извещение о вводе или уведомление об уточнении, в случае выявления ошибок в представленной налоговой декларации (расчете).
Извещение о вводе или уведомление об уточнении налоговой декларации (расчета) не позднее следующего рабочего дня за днем поступления направляет в приемный комплекс для отправки налогоплательщику (представителю) через спецоператора.
3.22. С помощью приемного комплекса в течение четырех часов выполняет следующую последовательность действий:
извещение о вводе или уведомление об уточнении подписывает своей ЭЦП и сохраняет в хранилище электронных документов;
формирует транспортное сообщение, содержащее зашифрованное для налогоплательщика (представителя) подписанное ЭЦП налогового органа извещение о вводе или уведомление об уточнении и направляет налогоплательщику (представителю) через спецоператора.
Программным обеспечением на стороне спецоператора
3.23. При получении от налогового органа электронного документа для налогоплательщика (представителя), в течение двух часов выполняется следующая последовательность действий:
формируется извещение о получении электронного документа, подписывается ЭЦП спецоператора и сохраняется;
формируется транспортное сообщение, содержащее подписанное ЭЦП спецоператора извещение о получении электронного документа, и направляется налоговому органу;
направляется налогоплательщику (представителю) полученный электронный документ (документы).
Налоговый орган
3.24. Получив с помощью приемного комплекса от спецоператора извещение о получении извещения о вводе или уведомления об уточнении, проверяет подлинность ЭЦП спецоператора и сохраняет в хранилище электронных документов.
Программным обеспечением на стороне налогоплательщика (представителя)
3.25. При получении от налогового органа через спецоператора извещения о вводе или уведомления об уточнении выполняется следующую последовательность действий:
проверяется подлинность ЭЦП налогового органа;
формируется извещение о получении извещения о вводе или уведомления об уточнении и подписывается ЭЦП налогоплательщика (представителя);
формируется транспортное сообщение, содержащее подписанное ЭЦП налогоплательщика (представителя) извещение о получении извещения о вводе или уведомления об уточнении, и направляется в налоговый орган через спецоператора;
сохраняется извещение о вводе или уведомление об уточнении, подписанное ЭЦП налогового органа, и подписанное ЭЦП налогоплательщика (представителя) извещение о получении извещения о вводе или уведомления об уточнении.
Программным обеспечением на стороне спецоператора
3.26. При получении от налогоплательщика (представителя) для налогового органа извещения о получении электронного документа (документов) не позднее двух часов с момента получения оно направляется в налоговый орган и, при необходимости, сохраняется.
Налоговый орган
3.27. Получив с помощью приемного комплекса от налогоплательщика (представителя) через спецоператора извещение о получении извещения о вводе или уведомления об уточнении, не позднее следующего рабочего дня с момента получения проверяет подлинность ЭЦП налогоплательщика (представителя) и сохраняет в хранилище электронных документов.
4. Требования к хранению электронных документов
4.1. Отправленные и принятые электронные документы с ЭЦП подлежат хранению в хранилище электронных документов, совместно с соответствующими открытыми сертификатами электронных ключей подписи.
4.2. Электронные документы, перечисленные в пункте 2.4 настоящего документа, за исключением извещений о получении и сообщений об ошибке, хранятся в хранилище электронных документов в сроки, установленные нормативными правовыми актами и приказами ФНС России.
4.3. Извещения о получении и сообщения об ошибке хранятся в хранилище электронных документов не менее шести месяцев по завершению процедуры документооборота.
4.4. Программные средства участников информационного взаимодействия обеспечивают поиск, визуализацию, сохранение в файл и печать электронных документов из хранилища электронных документов.
4.5. Программные средства участников информационного взаимодействия обеспечивают выгрузку на внешние носители электронных документов из хранилища в соответствии с заданными параметрами выборки электронных документов.
5. Действия при нештатных ситуациях в электронном документообороте
5.1. К нештатным относят следующие ситуации:
несогласие участника информационного взаимодействия с решением о результате процедур электронного документооборота;
невозможность в установленные сроки выявить и устранить причины нарушения сроков исполнения электронного документооборота;
нарушение работоспособности средств СКЗИ.
5.2. Если налоговый орган не может отправить установленные электронные документы в течение сроков, определенных настоящим документом, то он совместно со спецоператором в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) выявляет причины и принимает меры к разрешению данной ситуации.
5.3. В случае, когда нештатную ситуацию не удается разрешить в нормативные сроки представления электронных документов, налоговый орган создает комиссию, в состав которой включает представителей налогоплательщика, спецоператора, доверенного удостоверяющего центра и налогового органа, а также, при необходимости, представителей разработчиков используемого программного обеспечения.
5.4. Результатом деятельности комиссии по рассмотрению последствий нештатной ситуации является акт. В акт включают следующие разделы:
время и место проведения проверки;
сведения о составе комиссии;
разногласия, представленные на рассмотрение;
объекты проверки и материалы по заявлению, представленные для проведения проверки;
содержание и результаты проверки с указанием примененных методов;
оценка результатов проверки, выводы по представленным разногласиям, их обоснование и принятые решения;
иные сведения при необходимости.
Акт составляется в простой письменной форме, заверяется собственноручными подписями участников рассмотрения и утверждается руководителем налогового органа.
Приложение N 1
Код по КНД 1166005
См. Методические рекомендации по формированию информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах при информационном взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденные письмом ФНС России от 24 января 2011 г. N 6-8-04/0002@
|
|
|
Код налогового органа |
Информационное сообщение
о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах
|
|
|
Дата доверенности |
|
Номер доверенности |
|
|
|
Дата окончания действия доверенности |
|
|
Сведения о представляемом лице*(1)
Реквизиты юридического лица | |
| |
Полное наименование организации или обособленного подразделения | |
ИНН организации |
|
КПП организации (обособленного подразделения) |
|
ОГРН организации |
|
Адрес в Российской Федерации |
|
ФИО руководителя организации |
|
ИНН руководителя организации (при наличии) |
|
Должность руководителя организации |
|
Реквизиты физического лица | |
| |
ФИО физического лица | |
ИНН физического лица |
|
ОГРНИП физического лица |
|
Адрес в Российской Федерации |
|
Гражданство физического лица (цифровой код из ОКСМ) |
|
Дата рождения |
|
Код документа, удостоверяющего личность физического лица |
|
Сведения о документе, удостоверяющем личность физического лица |
|
Сведения о доверителе*(2)
|
|
1 - представляемое лицо; 2 - законный представитель (для физического лица); 3 - уполномоченный представитель
|
|
Реквизиты юридического лица |
Полное наименование организации или обособленного подразделения | |
ИНН организации |
|
КПП организации (обособленного подразделения) |
|
ОГРН организации |
|
Адрес в Российской Федерации |
|
ФИО руководителя организации |
|
ИНН руководителя организации (при наличии) |
|
Должность руководителя организации |
|
Реквизиты физического лица | |
| |
ФИО физического лица | |
ИНН физического лица |
|
ОГРНИП физического лица |
|
Адрес в Российской Федерации |
|
Гражданство физического лица (цифровой код из ОКСМ) |
|
Дата рождения |
|
Код документа, удостоверяющего личность физического лица |
|
Сведения о документе, удостоверяющем личность физического лица |
|
Сведения об уполномоченном представителе*(3)
| |
Полное наименование организации или обособленного подразделения | |
ИНН организации |
|
КПП организации (обособленного подразделения) |
|
ОГРН организации |
|
Адрес в Российской Федерации |
|
Реквизиты физического лица | |
| |
ФИО физического лица | |
ИНН физического лица |
|
ОГРНИП физического лица |
|
Адрес в Российской Федерации |
|
Гражданство физического лица (цифровой код из ОКСМ) |
|
Дата рождения |
|
Код документа, удостоверяющего личность физического лица |
|
Сведения о документе, удостоверяющем личность физического лица |
|
Сведения об удостоверителе*(4)
| |
Полное наименование организации или обособленного подразделения | |
ИНН организации |
|
КПП организации (обособленного подразделения) |
|
ОГРН организации |
|
Реквизиты физического лица | |
| |
ФИО физического лица | |
ИНН физического лица |
|
Адрес в Российской Федерации |
|
Сведения о полномочиях представителя
Наименование показателя | ||
Код |
Признак области полномочий |
Признак выбора |
Полномочия представителя*
| ||
01 |
подписывать налоговую декларацию, др. отчетность |
|
02 |
представлять налоговую декларацию, др. отчетность |
|
03 |
получать документы в инспекции ФНС России |
|
04 |
вносить изменения в документы налоговой отчетности |
|
05 |
подписывать документы по постановке и снятию с учета |
|
06 |
представлять документы по постановке и снятию с учета |
|
07 |
получать в инспекции ФНС России документы по постановке и снятию с учета, кроме свидетельства |
|
08 |
подписывать документы по учету банковских счетов |
|
09 |
представлять документы по учету банковских счетов |
|
10 |
представлять документы по применению специальных налоговых режимов и консолидации учета по обособленным подразделениям |
|
11 |
получать в инспекции ФНС России документы по применению специальных налоговых режимов и консолидации учета по обособленным подразделениям |
|
12 |
подписывать документы по консолидации учета по обособленным подразделениям |
|
13 |
представлять заявления и запросы на проведение сверки расчетов с бюджетом, получению справок о состоянии расчетов с бюджетом |
|
14 |
получать в инспекции ФНС России акты сверок и справки о состоянии расчетов с бюджетом |
|
15 |
подписывать акт сверки расчетов с бюджетом |
|
16 |
подписывать акт и решение налоговой проверки |
|
|
|
|
|
Место осуществления полномочий
|
|
Наименование показателя |
Значение |
|
ИНН организации/физического лица |
|
|
КПП организации/обособленного подразделения организации |
|
|
Административно-территориальное образование (код по ОКАТО) |
|
______________________________
* Перечень полномочий представителя может актуализироваться ФНС России.
Актуальный перечень будет размещаться в виде Справочника на сайте ФГУП ГНИВЦ ФНС России и ФАП ФНС России.
Уполномоченный представитель ____________ ____________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
______________________________
*(1) Юридическое или физическое лицо, за которое уполномоченный представитель представляет его законные интересы в налоговых органах.
*(2) Юридическое или физическое лицо, наделяющее полномочиями представляемое лицо. В случае если доверителем является само юридическое или физическое лицо, то указывается только код доверителя =1 (остальные реквизиты не заполняются).
*(3) Юридическое или физическое лицо, представляющее от имени представляемого его законные интересы в налоговых органах.
*(4) Представляются сведения о юридическом или физическом лице, удостоверившем документы по полномочиям уполномоченного представителя в соответствии с существующим законодательством.
Приложение N 2
Форма по КНД 1166004
место штампа |
|
|
_________________________ (полное наименование организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. индивидуального предпринимателя (физического лица), ИНН (при наличии)) |
Подтверждение даты отправки
_________________________________________________________________________
(наименование специализированного оператора связи; код налогового органа)
настоящим документом подтверждает, что дд.мм.гггг в чч.мм.сс был
отправлен электронный документ в файле
________________________________________________________________________,
(наименование файла)
Отправитель документа (налогоплательщик, представитель):
________________________________________________________________________.
(наименование организации, ИНН/КПП; ФИО индивидуального предпринимателя
(физического лица), ИНН (при наличии))
_________________________________________________________________________
(электронный адрес отправителя)
Получатель документа:
________________________________________________________________________.
(код налогового органа)
_________________________________________________________________________
(электронный адрес получателя)
Приложение N 3
Форма по КНД 1166007
место штампа |
|
|
_________________________ (полное наименование организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. индивидуального предпринимателя (физического лица), ИНН (при наличии)) |
Извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете)
Налоговый орган _______________________________ настоящим документом
(код налогового органа)
подтверждает, что
________________________________________________________________________,
(полное наименование организации, ИНН/КПП; ФИО индивидуального
предпринимателя (физического лица), ИНН (при наличии))
в налоговой декларации (расчете)
________________________________________________________________________,
(наименование и КНД налоговой декларации, вид документа (номер
корректировки), отчетный (налоговый) период, отчетный год)
представленной в файле __________________________________________________
(наименование файла)
не содержится ошибок (противоречий).
Должностное лицо
__________________________________ _____________ ______________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
М.П.
Приложение N 4
Код по КНД 1166008
место штампа |
|
|
_______________________ (полное наименование организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. индивидуального предпринимателя (физического лица), ИНН (при наличии)); наименование специализированного оператора связи; код налогового органа |
Извещение о получении электронного документа (документов)
_________________________________________________________________________
(наименование организации, ИНН/КПП; наименование специализированного
оператора связи, код налогового органа, ФИО индивидуального
предпринимателя (физического лица), ИНН (при наличии))
_________________________________________________________________________
(электронный адрес)
настоящим документом подтверждает, что дд.мм.гггг в чч.мм.сс был получен
электронный документ (документы) в файле (файлах)
________________________________________________________________________,
(наименование файла (файлов))
Отправитель документа (документов):
________________________________________________________________________.
(наименование организации, ИНН/КПП; наименование специализированного
оператора связи, код налогового органа, ФИО индивидуального
предпринимателя (физического лица), ИНН (при наличии))
_________________________________________________________________________
(электронный адрес отправителя)
Получатель документа (документов):
________________________________________________________________________.
(наименование организации ИНН/КПП; наименование специализированного
оператора связи, код налогового органа, ФИО индивидуального
предпринимателя (физического лица), ИНН (при наличии))
_________________________________________________________________________
(электронный адрес получателя)
Приложение N 5
Код по КНД 1166009
место штампа |
|
_____________________________
_____________________________
(полное наименование
организации, ИНН/КПП; Ф.И.О.
индивидуального
предпринимателя (физического
лица), ИНН (при наличии))
Уведомление об уточнении налоговой декларации (расчета)
представленной в электронном виде
Налоговый орган _______________________________ настоящим документом
(код налогового органа)
подтверждает ___________________________________________________________,
(полное наименование организации, ИНН/КПП; ФИО индивидуального
предпринимателя (физического лица), ИНН (при наличии))
что в представленной налоговой декларации (расчете)
_________________________________________________________________________
(наименование и КНД налоговой декларации, вид документа (номер
корректировки), код отчетного (налогового) периода, отчетный год)
в файле _________________________________________________________________
(наименование файла)
неправильно заполнены реквизиты _________________________________________
_________________________________________________________________________
Предлагаем представить в течение пяти рабочих дней необходимые
пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Должностное лицо
__________________________________ _____________ ______________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
М.П.
Приложение N 6
I. Проверки, осуществляемые приемным комплексом налогового органа
1. Подтверждение абонента-отправителя и типа вложения
1.1. Проверка имени отправителя - файл поступил от зарегистрированного абонента (в системе зарегистрирован электронный адрес с именем, совпадающим с наименованием электронного адреса отправителя).
1.2. Проверка маршрута документа - отправителю должна быть разрешена отправка документов получателю.
1.3. Проверка типа сообщения, которое должно начинаться с допустимого префикса (например: "Файл отчетности:") и содержать наименование документа.
1.4. Проверка соответствия имени вложения типу сообщения - имя вложения должно соответствовать требованиям формата представления к наименованию файлов и типу сообщения.
1.5. Проверка уникальности имени файла - для каждого налогоплательщика или представителя в рамках одного приемного комплекса налогового органа (независимо от того, от скольких налогоплательщиков он имеет полномочия) в каждый налоговый орган разрешена отправка файла с одним и тем же именем, только один раз.
1.6. Проверка транспортного контейнера на соответствие требованиям унифицированного формата транспортного контейнера.
2. Проверка абонента-отправителя в наименовании файла
ИНН в наименовании файла может принадлежать следующим владельцам:
- налогоплательщику (организация, индивидуальный предприниматель, физическое лицо), в случае представления налоговой декларации непосредственно налогоплательщиком (10/12 символов). В случае если физическое лицо не имеет ИНН, то в наименовании файла указывается вместо ИНН двенадцать нулей;
- представителю (организация, физическое лицо) в случае представления налоговой декларации представителем налогоплательщика в соответствии с пунктом 5 статьи 80 Налогового кодекса (10/12 символов). В случае если физическое лицо не имеет ИНН, то в наименовании файла указывается вместо ИНН двенадцать нулей;
3. Проверка электронной цифровой подписи абонента-отправителя
Электронная цифровая подпись (ЭЦП) налогоплательщика (представителя), которой подписан поступивший электронный документ (документы), на момент его поступления в налоговый орган должна быть действующей и в сертификате владельца ЭЦП указаны реквизиты абонента-отправителя.
4. Проверка идентификации файла
4.1. Имя файла налоговой декларации (расчета) должно соответствовать утвержденным требованиям формата согласно приказам ФНС России:
- структура имени файла на соответствие утвержденным требованиям;
- тип документа (налоговая декларация) по префиксу в имени файла;
- коды получателя(ей) в имени файла налоговой декларации (код(ы) налогового органа) действующие и присутствуют в справочнике обозначений налоговых органов (СОНО);
4.2. Проверка наличия и корректности следующих обязательных реквизитов файла налоговой декларации (расчета):
- указанный в налоговой декларации КНД (соответствующий параметр) является действующим и присутствует в Справочнике периодов применения форматов представления в электронном виде налоговых деклараций, расчетов (уточненных налоговых деклараций, расчетов), бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов (СППФД);
- указанная в налоговой декларации версия формата (соответствующий параметр) действующая и присутствует в справочнике СППФД;
- указанный в налоговой декларации налоговый период (соответствующий параметр) соответствует по СППФД периоду применения указанной версии формата (дате начала и дате окончания применения версии формата);
- указанные в имени файла налоговой декларации сведения соответствуют аналогичным сведениям, указанным в файле налоговой декларации (ИНН отправителя, коды налоговых органов). В случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно налогоплательщиком ИНН юридического лица (физического лица) в имени файла должен совпадать со значениями ИНН в файле налоговой декларации, как для отправителя, так и для налогоплательщика. В случае представления налоговой декларации представителем, ИНН отправителя (представителя) в имени файла должен совпадать со значением ИНН в файле налоговой декларации только отправителя;
- указанные в налоговой декларации (расчете) значения реквизитов физического лица (физических лиц) и (или) наименование организации представителя, подтверждающего(ей) достоверность и полноту сведений, совпадают с соответствующими значениями реквизитов владельца(ев) ЭЦП в сертификате электронной цифровой подписи.
- код налогового органа (по СОНО) в имени файла, администрирующего данный налог (сбор) совпадает с кодом налогового органа, указанного в налоговой декларации (соответствующий параметр - представляется в налоговый орган);
- указанный в налоговой декларации параметр "номер корректировки" должен иметь значение в соответствии с требованиями формата согласно приказам ФНС России;
- в случае если ИНН в наименовании файла принадлежит представителю, то должен быть обязательно заполнен показатель в налоговой декларации (расчете) - "наименование документа, подтверждающего полномочия представителя".
5. Проверка полномочий отправителя
В случае, если абонентом-отправителем является представитель, должен присутствовать файл с информационным сообщением о доверенности, выданной представителю, при этом должны совпадать:
- ИНН представителя в именах файлов налоговой отчетности и информационном сообщении о доверенности;
- соответствующие реквизиты (ИНН налогоплательщика, ИНН представителя, реквизиты физических лиц) в файле информационного сообщения о доверенности и файле налоговой декларации (расчета);
- реквизиты физического лица и наименование организации представителя в файле информационного сообщения о доверенности с соответствующими значениями реквизитов владельца(ев) ЭЦП в сертификате электронной цифровой подписи.
II. Проверки, осуществляемые программным комплексом налогового органа, осуществляющего налоговое администрирование
1. Проверка правомочности представления налоговой декларации в данный налоговый орган
Проверка постановки на учет в налоговом органе налогоплательщика по конкретному основанию (с присвоением соответствующего кода причины постановки на учет) и обязанности представлять данную налоговую декларацию (расчет).
2. Проверка полномочий подписи налоговой декларации (расчета)
Проверка по данным информационных ресурсов налогового органа права должностного лица налогоплательщика (представителя) подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (подписывать налоговую декларацию).
3. Проверка уникальности признака вида документа налоговой декларации (расчета)
Проверка по данным информационных ресурсов налогового органа на отсутствие налоговой декларации данного налогоплательщика с аналогичным реквизитами (отчетный год, налоговый /отчетный период, первичная, корректирующая, номер корректировки).
4. Проверка представленной налоговой декларации (расчета) на соответствие утвержденным требованиям формата
Проверка синтаксиса и структуры поступившего файла налоговой декларации на соответствие утвержденным ФНС России требованиям для данной налоговой декларации (расчета):
- в файле присутствуют все требуемые разделители;
- имеются в наличии все показатели (элементы) формата налоговой декларации;
- наличие заполненных обязательных и условно обязательных (при выполнении условия обязательности) показателей в соответствии с утвержденными приказом ФНС России требованиями на их заполнение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно НК РФ налоговые декларации могут подаваться в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В связи с этим разработаны методические рекомендации по электронному документообороту при представлении деклараций.
Участниками документооборота являются налогоплательщик (налоговый агент) и его представитель, налоговый орган, специализированный оператор связи.
Информационное взаимодействие плательщика и налогового органа через спецоператора связи осуществляется в зашифрованном виде, за исключением подтверждения даты отправки, извещения о получении и сообщения об ошибке.
Налоговый орган осуществляет документооборот через свои приемный и программный комплексы.
В процессе электронного документооборота формируются информационное сообщение о доверенности (если декларация направляется через представителя налогоплательщика), подтверждение даты отправки, квитанция о приеме, уведомления об отказе в приеме, об уточнении сведений, извещения о вводе и получении, сообщения об ошибках (при выявлении таковых).
Электронный документооборот по представлению декларации завершается в полном объеме при получении налогоплательщиком квитанции о приеме и извещения о вводе.
Если получено уведомление об отказе в приеме, декларация считается непредставленной. В этом случае налогоплательщик должен устранить имеющиеся ошибки и подать ее с тем же признаком вида документа (первичная, корректирующая, N корректировки).
На всех отправляемых документах проставляется электронная цифровая подпись (далее - ЭЦП), подлинность которой проверяется в процессе поступления документов.
Приведены требования к хранению электронных документов.
Временный регламент обмена электронными документами с ЭЦП по телекоммуникационным каналам связи признан утратившим силу.
Приказ Федеральной налоговой службы от 2 ноября 2009 г. N ММ-7-6/534@ "Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"
Методические рекомендации, утвержденные настоящим приказом, вступают в силу с даты, установленной приказом о внедрении в промышленную эксплуатацию программного обеспечения участников информационного взаимодействия в электронном виде, обеспечивающего исполнение положений Методических рекомендаций. Согласно письму ФНС РФ от 23 декабря 2010 г. N МН-37-6/18385 Методические рекомендации вступают в силу с даты утверждения приказа ФНС РФ от 17 ноября 2010 г. N ММВ-7-6/610@
Текст приказа опубликован в журнале "Документы и комментарии", ноябрь 2009 г. N 22, в региональном выпуске "Финансовой газеты" от 12 ноября 2009 г. N 46, от 19 ноября 2009 г. N 47, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 1 декабря 2009 г. N 23
Приказом ФНС России от 31 июля 2014 г. N ММВ-7-6/398@ настоящий приказ признан утратившим силу с 1 сентября 2014 г.