Решение Московского городского суда от 18 декабря 2013 N 7-4222/13
Судья Чубарова О.Г.
Дело N 7-4222
РЕШЕНИЕ
18 декабря 2013 года г. Москва
Судья Московского городского суда Исюк И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ОАО "***" Ряжневой И.В. на постановление судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 22 октября 2013 года, которым ОАО "***" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей,
установил:
02 сентября 2013 года по рассмотрению информации Росфинмониторинга о выполнении кредитными организациями требований Федерального закона от 07 августа 2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма" уполномоченным должностным лицом административного органа по выявлению события административного правонарушения в виде неисполнения ОАО "***" требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, заведующим сектором валютного контроля Отделения N3 Московского ГТУ Банка России **Л.В. было вынесено определение о возбуждении в отношении ОАО "***" дела об административном правонарушении и проведения административного расследования.
По окончании административного расследования 30 сентября 2013 года в отношении ОАО "***" вышеуказанным должностным лицом административного органа был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении, а также иные материалами дела были переданы по подведомственного на рассмотрение в Нагатинский районный суд г. Москвы.
Постановлением судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 22 октября 2012 года ОАО "**" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
В настоящей жалобе защитник ОАО "***", действующая по доверенности Ряжнева И.В., ставит вопрос об отмене постановленного судебного акта, указывая на малозначительность совершенного административного правонарушения, поскольку, по мнению заявителя, частичное предоставление информации об операции, подлежащей обязательному контролю, не создало существенной угрозы и не причинило существенного вреда охраняемым общественным интересам.
Законный представитель ОАО "***" - И.о.Председателя правления ** М.Г. о времени и месте рассмотрения жалобы извещена, в суд не явилась, направила с целью участия в судебном заседании защитника ОАО "**", действующую по доверенности Ряжневу И.В., которая доводы поданной жалобы поддержала.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника ОАО "***" Ряженевой И.В., допросив в качестве свидетеля сотрудника отделения N3 Московского главного территориального управления Центрального банка РФ **** Д.Г., прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления судьи Нагатинского районного суда г. Москвы в силу следующего.
Согласно ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма обязаны вставать на учет в уполномоченном органе, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена; сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом; сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.
При рассмотрении дела судьей Нагатинского районного суда г. Москвы установлено, что 19 марта 2013 года ОАО "***" была проведена операция по зачислению денежных средств в размере 1501300,00 рублей на счет клиента Филиала ООО "***".
Указанная сделка в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 ст.6 ФЗ от 07.08.2001 N115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" подлежит обязательному контролю, и сведения о ней должны быть направлены в уполномоченный орган.
ОАО "**" направил в ООО "***" запрос на предоставление документов, подтверждающих операцию и по получению 26 марта 2013 года договора займа от 14 марта 2013 года N 40 между ООО "***" и ООО "***", ОАО "***" в тот же день - 26 марта 2013 года - сформировал и направил сообщение с порядковым номером 4121 с кодом вида операции 5007 "Предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займом физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа"; при этом, при формировании отчета в виде электронного сообщения по указанной сделке в блоке "Сведения о лице, совершающем операцию с денежными средствами или иным имуществом" в соответствующих полях блока "и0" не указан адрес места государственной регистрации и местонахождение юридического лица (в полях проставлен-0" и в блоке "у1"- "Сведения о предоставлении лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом поверенном, агенте, комиссионере, доверительном управляющем, действующим от имени лица, совершающего операцию, или в его интересах или за его счет в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления", также не указаны необходимые сведения и проставлен "0"- (символ ноль).
При указанных обстоятельствах, уполномоченным административным органом правильно установлено, что ОАО "***" допустил нарушение требований пунктов 2.5, 2.8 Положения Банка России от 29.08.2008 г. N321-П "О порядке предоставления кредитным организациям в уполномоченный орган сведений, предусмотренных ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма", установленного ЦБ России в соответствии с п.7 ст.7 ФЗ от 07.08.2001 N115-ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Принимая во внимание вышеизложенное, следует сделать вывод о том, что ОАО "***" совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ, что выразилось в неисполнении требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля, которое повлекло предоставление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операции с денежными средствами, совершенной клиентом Банка, подлежащей обязательному контролю.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ОАО "***" подтверждены совокупностью исследованных судьей районного суда доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом N 45-13-Ю,0305/1020ДСП от 30.09.2013 года об административном правонарушении от 30 сентября 2013 года; распоряжением от 31.07.2013 года N РТ-184 "О должностных лицах Московского ГТУ Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях; договором займа от 14 марта 2013 года N 40, заключенного между ООО "***" и ООО "***"; платежным поручением N130 от 19 марта 2013 года; выпиской по операциям на счете организации Московского филиала ОАО БСК Банк" по счету *** ООО "**" за период 01.03.2013 по 31.03.2013 года; заявлением ООО "***" на открытие счета от 30.11.2012 года; запрос ОАО "***" в ООО "***" от 20.03.2013 года; Уставом ОАО "**" и другими материалами дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в суде второй инстанции в качестве свидетеля по делу бы опрошен сотрудник отделения N3 Московского главного территориального управления Центрального банка РФ ***Д.Г., который показал, что в нарушений положений о внутреннем контроле в ОАО "****" в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, Банк предоставил в уполномоченный орган недостоверные сведения об операции, подлежащей обязательному контролю.
Оценив в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ представленные доказательства судья Нагатинского районного суда г. Москвы пришел к обоснованному выводу о доказанности виновности ОАО "***" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Согласно п. 2.5 указанного выше Положения Банка России от 29.08.2008 г. N321-П описание структуры файла электронного сообщения и порядок заполнения полей приведены в приложениях 3, 4 Положения.
Из материалов дела следует, что ОАО "***" по операции, подлежащей обязательному контролю, направило сообщение с указанием недостоверных сведений.
Ссылка в жалобе на то, что предоставление клиентом изначально нечитаемой копии договора, сделало невозможным указание в электронном сообщении части информации, не опровергает факта предоставления ОАО "***" в уполномоченный орган недостоверных сведений об операции, подлежащей обязательному контролю.
В отсутствие указания адреса места государственной регистрации и местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом, а также в отсутствие указания иных необходимых сведений по сделке процедура проверки уполномоченным органом информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю значительно усложняется.
Положения ст. 2.9 КоАП РФ (освобождение от ответственности при малозначительности правонарушения), в данном случае применены быть не могут, поскольку предоставление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю является грубым нарушением требований по внутреннему контролю, предусмотренному ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Постановление отвечает требованиям, установленными в ст.29.10 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством России предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оснований для освобождения ОАО "***" от ответственности не установлено, ОАО "**" не принял всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства, за нарушение которого КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в то время как возможность для их соблюдения у него имелась.
Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ. Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 22 октября 2013года, - оставить без изменения, жалобу защитника ОАО "***" Ряжневой И.В., - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда И.В.Исюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.