Судья: Баранова Н.С.
гр.д.N33-3275
Апелляционное О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 марта 2014г. Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего: Пономарева А.Н.
судей Нестеренко Г.А., Козлова И.П.
при секретаре Ивановой Е.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Козлова И.П.
дело по апелляционной жалобе представителя Департамента имущества г. Москвы на решение Тимирязевского районного суда г.Москвы от 16 октября 2013г., которым постановлено:
Признать отказ Управления Федеральной службы государственный регистрации, кадастра и картографии по Москве в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: *** Обязать Управление Федеральной службы государственный регистрации, кадастра и картографии по Москве зарегистрировать право собственности *** В.Н. на земельный участок, площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***
У с т а н о в и л а:
Заявитель *** В.Н. обратилась в суд с заявлением, и просит признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу ***, незаконным; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве зарегистрировать право собственности *** В.Н. на земельный участок, площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***
Заявление мотивировано тем, что истцу на основании Постановления Главы Администрации Одинцовского района от 03 августа 1994 года N 1673 был предоставлен в собственность земельный участок, площадью *** кв.м., расположенный по адресу: ***, что подтверждается Свидетельством на право собственности на землю, выданным 13 октября 1994 года. На сегодняшний день указанный земельный участок находится в ведении города Москвы, и поставлен на кадастровый учет в г. Москве, истцу выдан кадастровый паспорт на принадлежащий ей по праву собственности земельный участок.
С заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок истец в установленном законом порядке обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, приложив к нему все необходимые документы, перечень которых установлен ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", однако, 29 января 2013 года получила отказ, мотивированный тем, что, во-первых, администрация Одинцовского района не являлась уполномоченным органом по предоставлению земельных участков в д. ***, т.к. в 1994 году данные полномочия были отнесены к компетенции органов исполнительной власти города Москвы, а во-вторых, что указанный земельный участок расположен в водоохранной зоне реки Москвы, территория *** ЗАО г. Москвы включена во второй пояс зон санитарной охраны, которая в соответствии с пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ относится к землям, ограниченным в обороте, которые не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Заявительница считает, что данный отказ нарушает права истца, создавая, "мнимые причины", препятствующие истице в реализации ее законного права на регистрации имеющегося у нее права собственности на земельный участок.
Нормативный акт Совета народных Комиссаров, на который в отказе ссылается Управление Росрееста, не позволяет однозначно определить находится ли именно спорный земельный участок в зоне санитарной охраны или нет. Кроме того, из указанного Постановления якобы усматривается, что вся территория *** ЗАО г. Москвы включена во второй пояс зон санитарной охраны, следовательно, в д. ***, вообще невозможно зарегистрировать право частной собственности на земельные участки. Однако данный вывод противоречит действительности, т.к. в ЕГРП содержатся сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, расположенные в границах территории д. ***. Сама истица является собственником также и земельного участка, площадью *** кв.м., расположенного по адресу:, право собственности на который было зарегистрировано в ЕГРП в 2008 году. Документом основанием для возникновения права собственности истицы на участок, площадью 778 кв.м., также как и в случае со спорным земельным участком, являлось постановление главы Администрации Одинцовского района от 1994 года.
Заявитель *** В.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Представитель заявителя по доверенности *** в И.В. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Департамента городского имущества г.Москвы (Департамента земельных ресурсов г. Москвы) в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Администрации Одинцовского района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит представитель Департамента имущества г. Москвы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Департамента имущества г. Москвы Давыдову Е.Д,, представителя Управления Росреестра по Москве *** Е.А., судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 29 января 2013 года *** В.Н. Управлением Росреестра по Москве отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок размером *** кв.м., расположенный по адресу:***, так как на основании постановления Совета народных Комиссаров от 23"05.1941 года N355 "О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения" утверждено Положение о зоне санитарной охраны Рублевского водопровода и источников его питания, которым территория *** ЗАО г. Москвы включена во второй пояс зон санитарной охраны, которая в соответствии с пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ относится к землям, ограниченным в обороте, которые в силу п. 2 ст. 27 ЗК РФ не предоставляются в частную собственность.
*** В.Н. является владельцем земельного участка, общей площадью 0,*** га, расположенного по адресу: *** ею предоставлено свидетельство *** на право собственности на землю, выданным 13.08.1994 г. комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, на основании Указа Президента РФ от 27.10.1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" и Постановлении Главы администрации Одинцовского района от 03.08.1994 г. N 1673 (л.д. 9-10).
Архивным отделом Администрации Одинцовского района Московской области была предоставлена архивная выписка постановления Главы администрации Одинцовского района, согласно которой комитет по земельным ресурсам и землеустройству постановлено предоставить в собственность *** В.Н. земельный участок размером *** кв.м. по адресу д*** . В том числе: *** кв.м. - бесплатно, *** кв.м. - по договорной цене (л.д. 11).
Так же заявителю был выдан кадастровый паспорт земельного участка от 23.06.2008 г. N *** на основании которого земельному участку присвоен кадастровый номер *** (л.д. 12).
Удовлетворяя требования *** В.Н., суд указал, что достоверных доказательств того, что предоставление земельного участка, расположенного на территории субъекта РФ - в Московской области на момент его выделения было отнесено к компетенции органов исполнительной власти города Москвы материалы дела не содержат. Право собственности *** В.Н. на земельный участок, а также правоустанавливающие документы в установленном законом порядке не оспорены, не признаны не законными, не действующими.
Межу тем с таким выводом судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заявителю может быть отказано в государственной регистрации прав в случаях, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества и не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В качестве правоустанавливающего документа для осуществления государственной регистрации права собственности *** В.Н. на недвижимое имущество представлены свидетельство *** на право собственности на землю, выданное 13.08.1994 г. комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, выданное на основании Постановления Главы администрации Одинцовского района от 03.08.1994 г. N 1673 и Постановление Главы администрации Одинцовского района от 03.08.1994 г. N 1673.
Между тем, анализ Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 августа 1960 года "О расширении городской черты, изменении административно-территориального деления города Москвы и передаче в административно-хозяйственное подчинение Московскому городскому Совету депутатов трудящихся территории лесопаркового защитного пояса"; Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 ноября 1961 года "О передаче районов лесопаркового защитного пояса города Москвы в административно-хозяйственное подчинение Московскому областному Совету депутатов трудящихся"; Объединенное решение Московского городского и Московского областного Советов депутатов трудящихся от 7 декабря 1961 года N 1268-57/43 "Об административно-хозяйственном подчинении рабочих поселков Рублево, Северный, Восточный, Внуково, поселка при Акуловском гидроузле, поселка Некрасовка, Люберецкой станции аэрации и поселка при аэропорте Шереметьево" свидетельствует о том, что населенный пункт (деревня) *** находилась в составе территории города Москвы, не Московской области.
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 14 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ предусмотрено ограничение в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Нахождение спорного объекта недвижимости на территории, отнесенной к землям ограниченным в обороте подтверждается схемой зоны 2 пояса санитарной охраны (л.д.61) и письмом Департамента земельных ресурсов города Москвы (л.д.208).
Актом N 41 от 01.01.1979 г. "Установление зон санитарной охраны от Рублевской и Западной водопроводных станций" разработан на основании постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23.05.1941 г. N 355 "О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения", которым утверждалось Положение о зонах санитарной охраны Рублевского водопровода г. Москвы и источников его питания, а также решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 г. N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".
В соответствии с приложениями N 1, N 2 к данному решению, при разработке плана красных линий учтены постановления Правительства о зонах санитарной охраны водопроводных станций Московского водопровода и питающих их источников, при этом деревня *** расположена во 2 поясе зоны санитарной охраны Рублевского водопровода и источников его питания.
Оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь указанными нормами Закона, суд первой инстанции пришел к выводу о нахождении спорных объектов недвижимости на территории, отнесенной к землям ограниченным в обороте, и таким образом о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно п. 5 ст. 25.2 ФЗ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.
Данные обстоятельства судом первой инстанции учтены не были.
При таких обстоятельствах решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст.328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Тимирязевского районного суда г.Москвы от 16 октября 2013г. отменить, вынести новое решение, в соответствии с которым в требования *** В.Н. о признании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ***, незаконным и об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве зарегистрировать право собственности *** В.Н. на земельный участок, площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, расположенный по адресу*** отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.