Судья: Смолина Ю.М. гр. дело N 33-5239
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 марта 2013 года город Москва
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Неретиной Е.Н.
судей Нестеренко Г.А., Козлова И.П.
при секретаре Чеботаревой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козлова И.П. гражданское дело по апелляционной жалобе *** С.А. на решение Таганского районного суда города Москвы от 22 октября 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления *** С.А. об оспаривании решений Префектуры Центрального административного округа города Москвы отказать.
установила:
Заявитель *** С.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решений Префектуры ЦАО г.Москвы, указывая, что 23 августа 2013 года в Префектуру ЦАО г.Москвы им было подано уведомление о проведении 27 августа 2013 года на Красной площади, напротив Мавзолея Ленина публичного мероприятия в форме одиночного пикетирования, целью которого являлось: "Привлечение внимания Президента РФ В.В. Путина к нарушению Конституции РФ должностными лицами органов государственной власти, в том числе, при организации пикетирования объекта "Управление Президента РФ по работе с обращением граждан и организаций Администрации Президента РФ", расположенного по адресу: г.Москва, ул. Ильинка, д. 23, напротив подъезда N 10".
Письмом от 23 августа 2013 года N ЦО100-38-2438/13 Префектура ЦАО г.Москвы уведомила заявителя о том, что в соответствии со ст. 8 ФЗ РФ от 19.06.2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся: территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации.
Также 06 сентября 2013 года в Префектуру ЦАО г.Москвы *** С.А. было подано уведомление о проведении 12 сентября 2013 года на Красной площади напротив Мавзолея Ленина публичного мероприятия в форме одиночного пикетирования, целью которого являлось: "Привлечение внимания Президента Российской Федерации В.В. Путина, который присягал защищать права, свободы и интересы человека и гражданина, к грубейшим нарушениям конституционного права гражданина на пикетирование всего 2 (двумя) гражданами в течение всего 1 (одной) минуты у специально для этого созданного, оплачиваемого из налогов граждан России, органа - Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, с местом расположения: напротив подъезда N 10 строения 1, по адресу: г.Москва, ул. Ильинка, д. 23, где пикетирование не запрещено и не ограничено Законом, целью которого является обращение к Президенту России В.В. Путину с острыми вопросами о коррупции среди подчиненных ему руководителей органов государственной власти России".
Письмом от 09 сентября 2013 года N ЦОЮО-38-2755/13; -2756/13 Префектура ЦАО г.Москвы уведомила заявителя о том, что проведение публичных мероприятий в городе Москве регламентируется Законом Российской Федерации от 19.06.2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Законом города Москвы от 04.04.2007 г. N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" в соответствии с которыми требование об уведомлении органов исполнительной власти не распространяется на граждан, желающих в индивидуальном порядке публично выразить свои взгляды путем проведения мирных мероприятий. При этом указанным гражданам не разрешается использовать входы и лестницы зданий, а также мешать движению Транспорта и пешеходов, применять средства звукоусиления.
Вместе с тем, при проведении одиночного пикетирования на Красной площади напротив Мавзолея Ленина, проводимого на основании указанного выше письма Префектуры ЦАО г. Москвы от 09 сентября 2013 года, *** С.А. был доставлен в отдел полиции "Китай-город", где ему было вручено решение Префектуры ЦАО г. Москвы от 11 сентября 2013 года N 07-16-17808/13, за подписью заместителя Префекта ЦАО г. Москвы *** К.В., согласно которому Префектура ЦАО г.Москвы уведомила заявителя о том, что порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории г.Москвы регламентируется ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ и ст. 2 Закона г.Москвы от 04.04.2007 N 10, а также о том, что согласно Указа Президента РФ от 29 июля 1992 года N 806 "О мерах по сохранению Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", проведение публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь, осуществляется по решению Президента РФ.
Заявитель полагая, что указанные решения Префектуры ЦАО г. Москвы вынесены в нарушение норм действующего законодательства, просит суд признать решения Префектуры ЦАО г.Москвы N ЦОЮО-38-2438/13 от 23 августа 2013 года, N ЦОЮО-38-2755/13; -2756/13 от 09 сентября 2013 года и N 07-16-17808/13 от 11 сентября 2013 года незаконными и отменить их, возложив на Префектуру ЦАО г.Москвы обязанность в течение определенного судом срока произвести предусмотренные законом действия, а именно, обязать Префектуру ЦАО г.Москвы надлежащим образом рассмотреть уведомления от 23 августа 2013 года и от 06 сентября 2013 года на проведение в центре Красной площади одиночного пикетирования.
Заявитель *** С.А. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Префектуры ЦАО г.Москвы, представляющий интересы заинтересованного лица заместителя Префекта ЦАО г. Москвы К.В. *** просил суд отказать в удовлетворении требований *** С.А., считая их необоснованными.
Заинтересованное лицо - Президент Российской Федерации В.В. Путин, представитель заинтересованного лица отдела полиции района "Китай-город" г.Москвы, представитель заинтересованного лица УВД по ДАО ГУ МВД России по г.Москве, заинтересованное лицо заместитель Префекта ЦАО г. Москвы К.В. *** в судебное заседание не явились.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит *** С.А.
В заседании судебной коллегии заявитель *** С.А., поддержал доводы апелляционной жалобы.
Выслушав заявителя *** С.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу п. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом первой инстанции установлено, что 23 августа 2013 года заявитель обратился в Префектуру ЦАО г.Москвы с уведомлением о проведении 27 августа 2013 года с 11 часов 00 минут до 12 часов 00 минут на Красной площади, напротив Мавзолея Ленина публичного мероприятия в форме пикетирования, осуществляемом одним участником, целью которого являлось привлечение внимания Президента РФ В.В. Путина к нарушению Конституции РФ должностными лицами органов государственной власти, в том числе, при организации пикетирования объекта "Управление Президента РФ по работе с обращением граждан и организаций Администрации Президента РФ", расположенного по адресу: г.Москва, ул. Ильинка, д. 23, напротив подъезда N 10.
В ответ на указанное уведомление письмом N ЦО100-38-2438/13 от 23.08.2013 года, за подписью заместителя Префекта ЦАО г.Москвы К.В. ***, ***у С.А. сообщено, что в соответствии со ст. 8 ФЗ РФ от 19.06.2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся: территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации.
06 сентября 2013 года заявитель обратился в Префектуру ЦАО г.Москвы с уведомлением о проведении 12 сентября 2013 года с 12 часов 00 минут до 14 часов 00 минут на Красной площади напротив Мавзолея Ленина публичного мероприятия в форме пикетирования, осуществляемом одним участником, целью которого являлось привлечение внимания Президента Российской Федерации В.В. Путина, который присягал защищать права, свободы и интересы человека и гражданина, к грубейшим нарушениям конституционного права гражданина на пикетирование всего 2 (двумя) гражданами в течение всего 1 (одной) минуты у специально для этого созданного, оплачиваемого из налогов граждан России, органа - Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, с местом расположения: напротив подъезда N 10 строения 1, по адресу: г.Москва, ул. Ильинка, д. 23, где пикетирование не запрещено и не ограничено Законом, целью которого является обращение к Президенту России В.В. Путину с острыми вопросами о коррупции среди подчиненных ему руководителей органов государственной власти России.
В ответ на указанное уведомление письмом N ЦО100-38-2755/13; -2756/13 от 09 сентября 2013 года, за подписью заместителя Префекта ЦАО г.Москвы К.В. ***, ***у С.А. сообщено, что проведение публичных мероприятий в городе Москве регламентируется Законом Российской Федерации от 19.06.2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Законом города Москвы от 04.04.2007 г. N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" в соответствии с которыми требование об уведомлении органов исполнительной власти не распространяется на граждан, желающих в индивидуальном порядке публично выразить свои взгляды путем проведения мирных мероприятий. При этом указанным гражданам не разрешается использовать входы и лестницы зданий, а также мешать движению транспорта и пешеходов, применять средства звукоусиления.
06 сентября 2013 года заявитель обратился в приемную Президента Российской Федерации с уведомлением о проведении 12 сентября 2013 года с 12 часов 00 минут до 14 часов 00 минут на Красной площади, напротив Мавзолея Ленина публичного мероприятия в форме пикетирования, осуществляемом одним участником, целью которого являлось привлечение внимания Президента Российской Федерации В.В. Путина, который присягал защищать права, свободы и интересы человека и гражданина, к грубейшим нарушениям конституционного права граждан на пикетирование всего 2 (двумя) гражданам в течение всего 1 (одной) минуты у специально для этого созданного, оплачиваемого из налогов граждан России, органа - Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, с местом расположения: напротив подъезда N 10 строение 1, по адресу: город Москва, ул. Ильинка, дом 23, где пикетирование не запрещено и не ограничено Законом, целью которого является обращение к Президенту России В.В. Путину с острыми вопросами о коррупции среди подчиненных ему руководителей органов государственной власти России.
Также 06 сентября 2013 года заявитель обратился в приемную Президента Российской Федерации с уведомлением о проведении 13 сентября 2013 года с 14 часов 00 минут до 16 часов 00 минут публичного мероприятия в форме пикетирования с количеством участников до 5 человек, целью которого являлось привлечение внимания Президента Российской Федерации В.В. Путина, который присягал защищать права, свободы и интересы человека и гражданина, к грубейшим нарушениям конституционного права граждан на пикетирование всего 2 (двумя) гражданам в течение всего 1 (одной) минуты у специально для этого созданного, оплачиваемого из налогов граждан России, органа - Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, с местом расположения: напротив подъезда N 10 строение 1, по адресу: город Москва, ул. Ильинка, дом 23, где пикетирование не запрещено и не ограничено Законом, целью которого является обращение к Президенту России В.В. Путину с острыми вопросами о коррупции среди подчиненных ему руководителей органов государственной власти России.
Согласно письма из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций N А26-01-77868212 от 06 сентября 2013 года в соответствии с ч. 3 ст. 8 ФЗ от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" указанное обращение было направлено в Правительство Москвы для ответа ***у С.А.
В ответ на указанные уведомления, письмом N 07-16-17808/13 от 11 сентября 2013 года, за подписью заместителя Префекта ЦАО г.Москвы К.В. ***, ***у С.А. сообщено, что реализация установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на проведение публичных мероприятий обеспечивается Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Законом города Москвы от 04.04.2007 N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований". Ст. 8 ФЗ от 19.06.2004 N 54-ФЗ позволяет проводить публичные мероприятия в любых пригодных для целей данного мероприятия местах с некоторыми ограничениями и запретами по определенным местам. Согласно Указа Президента Российской Федерации от 29 июля 1992 г. N 806 "О мерах по сохранению Государственного историко-культурного музея - заповедника "Московский Кремль" проведение публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь, площадь Васильевский спуск и Александровский сад, осуществляется по решению Президента Российской Федерации, принятому на основании представления о проведении указанного мероприятия, которое вносится не позднее чем за три месяца до даты проведения после его согласования с Федеральной службой охраны Российской Федерации и Управлением делами Президента Российской Федерации и при наличии положительного заключения Администрации Президента Российской Федерации. Кроме того, согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона к местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещается, относятся территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории г.Москвы регламентируется ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ и ст. 2 Закона г.Москвы от 04.04.2007 N 10.
Разрешая требования по существу, суд первой инстанции правомерно применил к спорным правоотношениям положения п. 3 ч. 2 ст. 8, ч.1, 3 ст. 12, ст. 19 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ.
Суд на основе действующего законодательства в том числе положений ст. 7 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", пришел к выводу о том, что, ответы на обращения ***у С.А. даны заместителем Префекта ЦАО г. Москвы К.В. *** в соответствии с требованиями закона, в рамках его компетенции, в связи с чем права заявителя нарушены не были.
Также суд, рассматривая требования *** С.А. пришел к обоснованному выводу, что Префектура ЦАО г. Москвы правомерно в ответе на указанное уведомление сослалась на ст. 8 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", согласно п. 3 ч. 2 которой к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к которым, исходя из содержания вышеуказанных нормативно-правовых актов относится и Красная площадь.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 8 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся, в том числе территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
С доводами жалобы о том, что судом неправильно применены нормы права, именно не применены положения ч.4 ст.8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", которыми не запрещено, а лишь ограничено проведение публичного мероприятия на территории Красной площади согласиться не представляется возможным.
Согласно Указа Президента Российской Федерации N 82 от 31 января 1992 года "Об официальной резиденции Президента Российской Федерации", официальной резиденцией Президента Российской Федерации является Московский Кремль.
В соответствии с ч.4 ст.8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.
Согласно Указа Президента Российской Федерации от 29 июля 1992 г. N 806 "О мерах по сохранению Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", на который ссылаются заявители, проведение официальных приемов, общественно-политических, театрализованных, культовых и других массовых мероприятий на территории Московского Кремля, в зданиях, строениях и сооружениях, расположенных на его территории, на Красной площади, на площади Васильевский спуск и в Александровском саду", осуществляется по решению Президента Российской Федерации, принятому на основании представления о проведении указанных мероприятий.
Решение Президента Российской Федерации не требуется для проведения органами и организациями, расположенными на указанных территориях, мероприятий в пределах компетенции или согласно целям и предмету деятельности, предусмотренным соответственно положениями об этих органах или учредительными документами этих организаций, а также для возложения венков и цветов к памятникам и памятным знакам, установленным на территории Московского Кремля, на Красной площади и в Александровском саду.
Представление Президенту Российской Федерации могут вносить Правительство Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, высшие судебные органы Российской Федерации, мэр Москвы не позднее чем за три месяца до проведения мероприятия, после его согласования с Федеральной службой охраны Российской Федерации и Управлением делами Президента Российской Федерации и при наличии положительного заключения Администрации Президента Российской Федерации.
Представление Президенту Российской Федерации может быть внесено также Администрацией Президента Российской Федерации после его согласования с Федеральной службой охраны Российской Федерации и Управлением делами Президента Российской Федерации.
Таким образом, из анализа указанных правовых норм данного Указа Президента РФ не усматривается, что на территории Красной площади разрешено проведение публичного мероприятия в форме пикетирования, а заявители не входят в круг лиц уполномоченных на подачу представления Президенту Российской Федерации о проведении мероприятий на Красной площади.
Следовательно, судом правильно были применены положения п. 3 ч. 2 ст. 8 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность должностных лиц Префектуры ЦАО г. Москвы направления уведомления о проведении публичного мероприятия Президенту РФ. Не содержится такого требования и в п.7 ч.1 ст.12 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В соответствии со ст.56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать.
Учитывая, что *** К.В. не оспаривался факт дачи им оспариваемых ответов, у суда отсутствовали основания для проведения экспертизы его подписи в решении NЦО100-38-2755/13; - 2756/13 от 09 сентября 2013г.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно, с учетом всех приведенных выше доводов и обстоятельств по делу, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оценка доказательств, произведенная судом первой инстанции, соответствует требованиям, предъявляемым Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, является правильной, в связи с чем судебная коллегия с такой оценкой соглашается.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Таганского районного суда г. Москвы от 22 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу *** С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.