Судья: Смолина Ю.М. гр. дело N 33-5241
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 марта 2014 года город Москва
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Неретиной Е.Н.
судей Нестеренко Г.А., Козлова И.П.
при секретаре Чеботаревой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козлова И.П. гражданское дело по апелляционной жалобе *** С.А., *** В.А. на решение Таганского районного суда города Москвы от 18 декабря 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления ***С.А., *** В.А. об оспаривании решений заместителя Префекта Центрального административного округа города Москвы К.В. *** отказать.
установила:
Заявители *** С.А., *** В.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании решений заместителя Префекта ЦАО г.Москвы, указывая, что 06 сентября 2013 года в Префектуру ЦАО г.Москвы ими было подано уведомление о проведении 12 сентября 2013 года на Красной площади напротив Мавзолея Ленина публичного мероприятия в форме пикетирования, с предполагаемым количеством участников публичного мероприятия - до 5 человек, целью которого являлось: "Привлечение внимания Президента Российской Федерации В.В. Путина, который присягал защищать права, свободы и интересы человека и гражданина, к грубейшим нарушениям конституционного права гражданина на пикетирование всего 2 (двумя) гражданами в течение всего 1 (одной) минуты у специально для этого созданного, оплачиваемого из налогов граждан России, органа - Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, с местом расположения: напротив подъезда N 10 строения 1, по адресу: г.Москва, ул. Ильинка, д. 23, где пикетирование не запрещено и не ограничено Законом, целью которого является обращение к Президенту России В.В. Путину с острыми вопросами о коррупции среди подчиненных ему руководителей органов государственной власти России".
Как указывает заявитель, письмом от 09 сентября 2013 года N ЦО100-38-2755/13; -2756/13, за подписью заместителя Префекта ЦАО г. Москвы К.В. ***, Префектура ЦАО г.Москвы уведомила заявителя о том, что проведение публичных мероприятий в городе Москве регламентируется Законом Российской Федерации от 19.06.2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Законом города Москвы от 04.04.2007 г. N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" в соответствии с которыми требование об уведомлении органов исполнительной власти не распространяется на граждан, желающих в индивидуальном порядке публично выразить свои взгляды путем проведения мирных мероприятий. При этом указанным гражданам не разрешается использовать входы и лестницы зданий, а также мешать движению транспорта и пешеходов, применять средства звукоусиления.
Также, письмом от 18 октября 2013 года N ЦО100-38-2755/13, за подписью заместителя Префекта ЦАО г. Москвы К.В. ***, Префектура ЦАО г.Москвы уведомила заявителя *** С.А. об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия, на основании п. 3 ст. 12 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", так как в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом проведение публичного мероприятия запрещается.
Заявители, полагая, что указанные решения заместителя Префекта ЦАО г. Москвы К.В. *** вынесены в нарушение норм действующего законодательства, нарушают их право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированные ст. 31 Конституции РФ, а также Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" N 54-ФЗ от 19 июня 2004 г., просили суд признать решения заместителя Префекта ЦАО г.Москвы *** К.В. N ЦОЮО-38-2755/13; -2756/13 от 09 сентября 2013 года, N ЦО100-38-2755/13 от 18 октября 2013 года незаконными и отменить их, возложив на Префектуру ЦАО г.Москвы обязанность в течение определенного судом срока произвести предусмотренные законом действия.
Определением Таганского районного суда г. Москвы от 09 декабря 2013 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Префектура ЦАО г. Москвы.
Заявитель *** С.А. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Префектуры ЦАО г.Москвы, представляющий интересы заинтересованного лица заместителя Префекта ЦАО г. Москвы К.В. *** просил суд отказать в удовлетворении требований *** С.А., считая их необоснованными.
Заявитель *** В.А., заинтересованное лицо - Президент Российской Федерации В.В. Путин, представитель заинтересованного лица отдела полиции района "Китай-город" г.Москвы, представитель заинтересованного лица УВД по ЦАО ГУ МВД России по г.Москве, заинтересованное лицо заместитель Префекта ЦАО г. Москвы К.В. *** в судебное заседание не явились.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просят заявители *** С.А. и *** В.А.
В заседании судебной коллегии заявитель *** С.А., действующий также в интересах *** В.А., поддержал доводы апелляционной жалобы.
Выслушав заявителя *** С.А., действующего также в интересах *** В.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу п. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст. 8 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся, в том числе территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Судом первой инстанции установлено, что 06 сентября 2013 года *** С.А. обратился в Префектуру ЦАО г.Москвы с уведомлением о проведении 12 сентября 2013 года с 12 часов 00 минут до 14 часов 00 минут на Красной площади напротив Мавзолея Ленина публичного мероприятия в форме пикетирования, осуществляемом одним участником, целью которого являлось привлечение внимания Президента Российской Федерации В.В. Путина, который присягал защищать права, свободы и интересы человека и гражданина, к грубейшим нарушениям конституционного права гражданина на пикетирование всего 2 (двумя) гражданами в течение всего 1 (одной) минуты у специально для этого созданного, оплачиваемого из налогов граждан России, органа - Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, с местом расположения: напротив подъезда N 10 строения 1, по адресу: г.Москва, ул. Ильинка, д. 23, где пикетирование не запрещено и не ограничено Законом, целью которого является обращение к Президенту России В.В. Путину с острыми вопросами о коррупции среди подчиненных ему руководителей органов государственной власти России".
В ответ на указанное уведомление письмом N ЦО100-38-2755/13; -2756/13 от 09 сентября 2013 года, за подписью заместителя Префекта ЦАО г.Москвы К.В. ***, ***у С.А. сообщено, что проведение публичных мероприятий в городе Москве регламентируется Законом Российской Федерации от 19.06.2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Законом города Москвы от 04.04.2007 г. N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" в соответствии с которыми требование об уведомлении органов исполнительной власти не распространяется на граждан, желающих в индивидуальном порядке публично выразить свои взгляды путем проведения мирных мероприятий. При этом указанным гражданам не разрешается использовать входы и лестницы зданий, а также мешать движению транспорта и пешеходов, применять средства звукоусиления.
Также 06 сентября 2013 года заявители обратились в Префектуру ЦАО г. Москвы с уведомлением о проведении 12 сентября 2013 года с 14 часов 00 минут до 16 часов 00 минут на Красной площади г. Москвы, напротив мавзолея В.И. Ленина, публичного мероприятия в форме пикетирования с количеством участников до 5 человек, целью которого являлось привлечение внимания Президента Российской Федерации В.В. Путина, который присягал защищать права, свободы и интересы человека и гражданина, к грубейшим нарушениям конституционного права граждан на пикетирование всего 2 (двумя) гражданам в течение всего 1 (одной) минуты у специально для этого созданного, оплачиваемого из налогов граждан России, органа - Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, с местом расположения: напротив подъезда N 10 строение 1, по адресу: город Москва, ул. Ильинка, дом 23, где пикетирование не запрещено и не ограничено Законом, целью которого является обращение к Президенту России В.В. Путину с острыми вопросами о коррупции среди подчиненных ему руководителей органов государственной власти России.
Согласно штампу входящей корреспонденции, данное уведомление получено Префектурой ЦАО г. Москвы 06 сентября 2013 года (л.д. 21).
В ответ на указанное уведомление письмом N ЦО100-38-2755/13 от 18 октября 2013 года, за подписью заместителя Префекта ЦАО г.Москвы К.В. ***, организатору публичного мероприятия сообщено, что реализация установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на проведение публичных мероприятий обеспечивается Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Законом города Москвы от 04.04.2007 N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований". Статья 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ позволяет проводить публичные мероприятия в любых пригодных для целей данного мероприятия местах с некоторыми ограничениями и запретами по определенным местам. Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона к местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещается, относятся территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации. В связи с этим согласно п. 3 ст. 12 Префектура ЦАО отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия, так как в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом проведение публичного мероприятия запрещается.
Разрешая требования по существу, суд первой инстанции правомерно применил к спорным правоотношениям положения п. 3 ч. 2 ст. 8, ч. 3 ст. 12, ст. 19 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 8 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся, в том числе территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Руководствуясь положениями данного Федерального закона, суд пришел к обоснованному выводу, что Префектурой ЦАО г. Москвы правомерно отказано заявителям в согласовании проведения публичного мероприятия, поскольку в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" проведение публичного мероприятия запрещается.
С доводами жалобы о том, что судом неправильно применены нормы права, именно не применены положения ч.4 ст.8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", которыми не запрещено, а лишь ограничено проведение публичного мероприятия на территории Красной площади согласиться не представляется возможным.
Согласно Указа Президента Российской Федерации N 82 от 31 января 1992 года "Об официальной резиденции Президента Российской Федерации", официальной резиденцией Президента Российской Федерации является Московский Кремль.
В соответствии с ч.4 ст.8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.
Согласно Указа Президента Российской Федерации от 29 июля 1992 г. N 806 "О мерах по сохранению Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", на который ссылаются заявители, проведение официальных приемов, общественно-политических, театрализованных, культовых и других массовых мероприятий на территории Московского Кремля, в зданиях, строениях и сооружениях, расположенных на его территории, на Красной площади, на площади Васильевский спуск и в Александровском саду", осуществляется по решению Президента Российской Федерации, принятому на основании представления о проведении указанных мероприятий.
Решение Президента Российской Федерации не требуется для проведения органами и организациями, расположенными на указанных территориях, мероприятий в пределах компетенции или согласно целям и предмету деятельности, предусмотренным соответственно положениями об этих органах или учредительными документами этих организаций, а также для возложения венков и цветов к памятникам и памятным знакам, установленным на территории Московского Кремля, на Красной площади и в Александровском саду.
Представление Президенту Российской Федерации могут вносить Правительство Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, высшие судебные органы Российской Федерации, мэр Москвы не позднее чем за три месяца до проведения мероприятия, после его согласования с Федеральной службой охраны Российской Федерации и Управлением делами Президента Российской Федерации и при наличии положительного заключения Администрации Президента Российской Федерации.
Представление Президенту Российской Федерации может быть внесено также Администрацией Президента Российской Федерации после его согласования с Федеральной службой охраны Российской Федерации и Управлением делами Президента Российской Федерации.
Таким образом, из анализа указанных правовых норм данного Указа Президента РФ не усматривается, что на территории Красной площади разрешено проведение публичного мероприятия в форме пикетирования, а заявители не входят в круг лиц уполномоченных на подачу представления Президенту Российской Федерации о проведении мероприятий на Красной площади.
Следовательно, судом правильно были применены положения п. 3 ч. 2 ст. 8 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность должностных лиц Префектуры ЦАО г. Москвы направления уведомления о проведении публичного мероприятия Президенту РФ. Не содержится такого требования и в п.7 ч.1 ст.12 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В соответствии со ст.56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать.
Учитывая, что *** К.В. не оспаривался факт дачи им оспариваемых ответов, у суда отсутствовали основания для проведения экспертизы его подписи в решениях NЦО100-38-2755/13; - 2756/13 от 09 сентября 2013г. и NЦО100-38-2755/13 от 18 октября 2013г.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно, с учетом всех приведенных выше доводов и обстоятельств по делу, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оценка доказательств, произведенная судом первой инстанции, соответствует требованиям, предъявляемым Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, является правильной, в связи с чем судебная коллегия с такой оценкой соглашается.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Таганского районного суда г. Москвы от 18 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу *** С.А., *** В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.