СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Жуковской С.В., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании 27 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе Тупиковой Н.А. на решение Усинского городского суда Республики Коми от 14 ноября 2013 года, по которому
в удовлетворении исковых требований Тупиковой Н.А. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в городе Усинске Республике Коми о возложении обязанности по перерасчету размера сумм пенсии по инвалидности, сумм ежемесячной денежной выплаты, взыскании недополученных сумм с учетом индексации, взыскании пени, включении в трудовой стаж периодов осуществления предпринимательской деятельности - отказано в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., пояснения истца и представителя ответчика Пыстиной Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тупикова Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Усинске о перерасчете пенсии. В обоснование требований указала, что является получателем пенсии по инвалидности с 19.10.1964, с 01.01.2010 - пенсии по старости. При индексации пенсии расчёт произведён пенсионным органом неверно, размер пенсии занижен.
В ходе судебного разбирательства истица неоднократно уточняла в порядке ст. 39 ГПК РФ требования и окончательно просила обязать ответчика произвести перерасчет пенсии по инвалидности с 01.09.1994 по дату вынесения решения суда и взыскать невыплату в сумме ... руб. с учетом индексации в связи с ростом стоимости жизни в РФ; взыскать пени в соответствие со ст. 395 Гражданского кодекса РФ на незаконно задержанные суммы по выплате пенсии по инвалидности с 01.09.1994 по настоящее время; обязать ответчика установить ей трудовую пенсию по старости на основании Закона РФ от 20.11.1990 N340-1 "О государственных пенсиях в РФ" как лицу, достигшему возраста 50 лет и имеющему трудовой и страховой стаж в районах РКС-МКС не менее 15 лет и 20 лет, с 01.01.1997; обязать ответчика включить в трудовой стаж периоды осуществления ею предпринимательской деятельности с 01.01.2003 по 10.07.2013 и пересчитать пенсию; взыскать с ответчика незаконно задержанные ежемесячные денежные выплаты как инвалиду II группы, предусмотренные Федеральным законом от 22.08.2004 N122-ФЗ, за период с 22.08.2004 по 30.06.2013 с применением индексации денежных выплат с 01.01.2005 в общей сумме ... руб.
В судебном заседании истица Тупикова Н.А. и ее представитель Дяченко Н.А. на заявленных требованиях настаивали.
Представитель ответчика УПФР в г. Усинске Тюкова Т.П. заявленные требования истицы в полном объеме не признала.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Тупикова Н.А. не согласна с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы жалобы, заслушав стороны, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая требования и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что размер пенсии, выплачиваемый ответчиком с 01.09.1994 по настоящее время, является правильным и соответствует действующему пенсионному законодательству.
Изложенный вывод суда является правильным, соответствует положениям закона, подлежащего применению, согласуется с установленными по делу обстоятельствами при изучении имеющихся доказательств, оценка которых соответствует требованиям закона.
Судом установлено, что истице назначена пенсия ... 19 октября 1964 года в размере ... руб., размер которой неоднократно изменялся в сторону увеличения в связи с изменениями группы инвалидности, изменениями в пенсионном законодательстве, и на дату 01.12.1993 размер пенсии составлял ... руб., с учетом компенсационной выплаты в сумме ... руб.
С 01.02.1994 произведен перерасчет пенсии, размер которой составил ... руб., с учетом компенсационной выплаты в сумме ... руб.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8.02.1994 N 86 с 1 февраля 1994 года размер компенсационной выплаты пенсионерам, получающим пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, установлен в сумме ... рублей в месяц. Пенсионерам, проживающим в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, компенсационные выплаты, предусмотренные настоящим постановлением, увеличиваются с учетом этого коэффициента.
Размер пенсий подлежал увеличению в соответствии с Федеральными законами "О порядке индексации и перерасчете пенсий, установленных в соответствии с Законом "О государственных пенсиях" на следующие коэффициенты: с 01 мая 1994 года в ... раза (ФЗ от 05.05.1994 N 2-ФЗ); с 1 августа 1994 года в ... раза, с 1 сентября 1994 года в ... раза, с 1 октября 1994 года в ... раза, исходя из размеров пенсий, выплаченных за июль 1994 года (ФЗ от 31.10.1994 N 30-ФЗ). При увеличении пенсий в соответствии указанными Федеральными законами сохранялась и компенсационная выплата, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с перерасчетом на 01.05.1994 пенсия истице была установлена в общем размере ... руб., включающем компенсационную выплату в сумме ... руб. В указанном размере пенсия выплачивалась истице с мая по июль 1994 года.
Принимая во внимание, что Федеральным законом "О порядке индексации и перерасчете пенсий, установленных в соответствии с Законом "О государственных пенсиях" от 31.10.1994 N 30-ФЗ производилась индексация исходя из размеров пенсий, выплаченных за июль 1994 года, соответственно, размер пенсии истицы с 1 августа 1994 года должен был быть равным ... руб.; с 1 сентября 1994 года - ... руб., с 1 октября 1994 года - ... руб.
Из материалов пенсионного дела видно, что истице пенсия в размере ... руб. назначена не с 01.10.1994, а с 01.08.1994, что, по мнению суда, не свидетельствует о нарушении ответчиком прав истицы на получение пенсии в установленном законом размере.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
В дальнейшем размер пенсии истицы регулярно индексировался в соответствие с принятием законодательных актов о повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчете государственной пенсии в Российской Федерации: с 1 ноября 1994 года в ... раза в соответствие с Федеральным законом от 31.10.1994 N31-ФЗ; с 1 мая 1995 года в ... раза в соответствие с Федеральным законом от 20.04.1995 N44-ФЗ; с 1 июня 1995 года в ... раза в соответствие с Федеральным законом от 28.06.1995 N99-ФЗ; с 1 августа 1995 года в ... раза в соответствие с Федеральным законом от 27.07.1995 N117-ФЗ; с 1 ноября 1995 года в ... раза, с 1 декабря 1995 года в ... раза и с 1 января 1996 года в ... раза в соответствие с Федеральным законом от 1.11.1995 N160-ФЗ; с 1 мая 1996 года в ... раза в соответствие с Федеральным законом от 27.05.1996 N55-ФЗ; с 01 октября 1997 года в ... раза и с 1 декабря 1997 года в ... раза в соответствие с Федеральным законом от 30.09.1997 N127-ФЗ.
С 1 января 1998 года в связи с проведением деноминации рубля пенсии были пересчитаны исходя из нового масштаба цен в соответствии с Указом Президента РФ от 04.08.1997 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" и Постановлением Правительства РФ от 18.09.1997 N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен". Пенсия истицы с 01.01.1998 составила ... (деноминированных) руб.
С 1 февраля 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 21.07.1997 N 113-ФЗ, в соответствии с которым государственные пенсии, исчисленные по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" подлежали исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" увеличение назначенных пенсий в связи с ростом заработной платы в стране проводится четыре раза в год - с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и с 1 ноября; среднемесячная заработная плата в стране за периоды, указанные в пункте "в" настоящей статьи, утверждается Правительством РФ по представлению Государственного Комитета РФ по статистике не позднее 15 января, 15 апреля, 15 июля и 15 октября соответствующего года.
Во исполнение этого Закона Правительством РФ и были приняты постановления, которыми утверждена по представлению Государственного комитета РФ по статистике среднемесячная заработная плата для исчисления и увеличения государственных пенсий.
Так, с 1 мая 1999 года размер пенсии истицы был исчислен в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 01.04.1999 N363; с 1 ноября 1999 года в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 12.10.1999 N1140; с 1 февраля 2000 года в соответствие Постановлением Правительства РФ от 11.01.2000 N29; с 1 мая 2000 года в соответствие Постановлением Правительства РФ от 15.04.2000 N338; с 1 ноября 2000 года в соответствие Постановлением Правительства РФ от 12.10.2000 N780; с 1 февраля 2001 года в соответствие Постановлением Правительства РФ от 15.01.2001 N26; с 1 августа 2001 года в соответствие Постановлением Правительства РФ от 09.07.2001 N521.
С 1 января 2002 года трудовые пенсии назначаются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым определено, что трудовая пенсия по старости может состоять из двух частей - страховой и накопительной, индексируемых и корректируемых в установленном порядке.
На 01 января 2002 года размер пенсии истицы составил ... руб., где ... руб. базовая часть пенсии, ... страховая часть пенсии.
В соответствии с п. 11 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии по старости, размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца производится применительно к порядку, предусмотренному пунктом 6 статьи 17 настоящего Федерального закона, за весь период, начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.
Согласно пп. 4 п. 6 ст. 17 названного Закона коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется Правительством Российской Федерации, исходя из уровня роста цен за соответствующий период.
Согласно материалам пенсионного дела размер пенсии истицы индексировался в соответствии с вышеуказанными нормативными актами, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований о перерасчете пенсии с 01.09.1994 по дату вынесения решения суда, взыскании недоплаты в сумме ... руб. с учетом индексации в связи с ростом стоимости жизни в РФ и пени в соответствие со ст. 395 Гражданского кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком неверно произведена индексация размера пенсии, в том числе неверно применен порядок индексации в октябре 1994 года, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, нашли отражение в мотивировочной части решения, в апелляционной жалобе не содержится новых обстоятельств, а также не представлены новые доказательства, опровергающие выводы судебного постановления, а потому не могут служить основанием для его отмены.
Не влечет отмену принятого судебного акта и указание о пропуске истцом срока обращения в суд за защитой нарушенных пенсионных прав.
Нормы Гражданского кодекса, касающиеся исковой давности, не подлежат применению к возникшим в данном случае правоотношениям, вытекающим из пенсионного законодательства и носящим публично-правовой характер.
В силу п. 2 ст. 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Указанный вывод суда о пропуске срока исковой давности подлежит исключению из мотивировочной части решения.
Рассматривая требования истицы об установлении ей трудовой пенсии по старости на основании Закона РФ от 20.11.1990 N340-1 "О государственных пенсиях в РФ" как лицу, достигшему возраста 50 лет и имеющему трудовой и страховой стаж в районах РКС-МКС не менее 15 лет и 20 лет, с 01 января 1997 года, суд правильно применил нормы, регулирующие спорные правоотношения, и отказал в удовлетворении требований.
В соответствии со ст. 118 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего до 01.01.2002) пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 119 Закона.
Днем обращения за пенсией считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами. При направлении заявления и документов по почте, днем обращения считается дата их отправления.
Согласно ст. 19 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4, 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
В силу п. 15 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", утвержденных Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 N17/19пб, днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. Дата приема заявления регистрируется в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении N 76-О от 24.03.2005, Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (статья 39, часть 1), относит определение порядка реализации данного конституционного права, в том числе сроков, с которых назначаются пенсии, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Нормы пп. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которыми трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией (которым считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами), а также норма пункта 4 этой статьи, устанавливающая случаи назначения трудовой пенсии ранее дня обращения за ней, не нарушают какие-либо права граждан, а, напротив, указывая сроки, с которых будет назначена пенсия, они наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) этого права и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии.
Из вышеперечисленных нормативных актов, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, следует, что назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права. При наличии волеизъявления на назначении пенсии гражданин вправе обратиться в пенсионный орган с соответствующим заявлением.
Судебная коллегия признает выводы суда правильными.
Решением УПФР в г. Усинске РК от 01.01.2010 Тупиковой Н.А. с 01 января 2010 года назначена пенсия по старости в соответствии с положениями п. 4.1. ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как лицу, получающему трудовую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, и имеющему не менее пяти лет страхового стажа, без истребования от него заявления о назначении трудовой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
При рассмотрении требований истицы о возложении на ответчика обязанности включить в трудовой стаж периоды осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.2003 по 10.07.2013 и производстве перерасчета трудовой пенсии суд оснований для их удовлетворения не установил.
В соответствие пунктом 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в целях определения расчетного размера трудовой пенсии под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002. Периоды работы с 01.01.2002 включаются в трудовой стаж только для определения права на пенсию.
В соответствие с п. 5 ст. 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии с 1 августа каждого года подлежит корректировке по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в бюджет ПФР, которые не были учтены при исчислении размера страховой части трудовой пенсии.
Первоначально истице была установлена пенсия по старости в размере ... руб., но при учете страховых взносов, уплаченных в ПФР за период с 01.01.2002 по 31.12.2009 в сумме ... руб., истице осуществлен перерасчет с 01.01.2010 по 31.03.2010, размер пенсии определен в сумме ... руб., а с 01.04.2010 - ... руб.
С 01 августа 2011 года УПФ по г. Усинску произведена корректировка страховой части пенсии в соответствии с п. 5 ст. 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Размер пенсии истицы до корректировки составлял ... руб., а после корректировки с 01.08.2011- ... руб.; с 01.08.2013 - ... руб.
Таким образом, вывод суда о надлежащем учете ответчиком, как периодов трудовой деятельности истицы, так и сумм страховых взносов, является верным и соответствующим представленным доказательствам.
Судом установлено, что истица Тупикова Н.А. является получателем ЕДВ с 01.01.2005 как ... в размере ... руб.
Разрешая спор в части требований Тупиковой Н.А. о взыскании с ответчика задержанных ежемесячных денежных выплат как инвалиду II группы в сумме ... руб. с учетом их индексации, суд правильно руководствовался положениями Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федеральным законом от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Так, в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гражданам, являющимся инвалидами, установлена ежемесячная денежная выплата.
Согласно п. 7 ст. 28.1 названного Федерального закона часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи".
Согласно п. 8 ст. 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.
В силу ст. 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Процедура отказа от набора социальных услуг регламентируется Федеральным Законом РФ "О государственной социальной помощи" и урегулирована Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328.
Согласно нормам Федерального закона "О государственной социальной помощи" (п. 2 ст. 6.3 ФЗ) и положениям Порядка от 28.12.2004 N 328 периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Из ч. 3 ст. 6.3 вышеназванного Федерального закона и Порядка следует, что гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.
По смыслу части 4 ст. 6.3 Закона заявление об отказе от получения социальных услуг на следующий год принимается территориальными отделениями Пенсионного фонда России от граждан, указанных в статье 6.1 настоящего ФЗ в срок до 1 октября текущего года.
В случае, если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения социальных услуг в следующем году, то в следующем году они продолжают ему предоставляться в установленном порядке.
Приказами Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 N 294 и от 29.12.2004 N 328 утверждены Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации и Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, которыми также предусмотрено, что заявление об отказе от получения социальных услуг на следующий год подается гражданином в орган Пенсионного фонда РФ ежегодно в срок до 1 октября текущего года.
Согласно п. 27 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты, в том случае, если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения социальных услуг в следующем году, то в следующем году сумма ежемесячной денежной выплаты выплачивается за вычетом стоимости набора социальных услуг.
Иного порядка отказа от получения социальных услуг, действующим законодательством не предусмотрено.
29.09.2005 истица обратилась в ГУ УПФР с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг, в связи с чем в течение 2006 года ЕДВ начислялось ей в полном размере.
В 2006 - 2007 годах истица с заявлениями об отказе от получения ЕДВ не обращалась, в связи с чем в 2007-2008 годах сумма ЕДВ выплачивалась истице с учетом удержанных сумм за набор социальных услуг (НСУ).
21.02.2008 истица обратилась с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг на 2009 год, ЕДВ начислялось ей в полном размере в 2009-2011 годах.
С заявлением о возобновлении предоставления набора социальных услуг истица обратилась 29.03.2011, в связи с чем с 01.01.2012 по настоящее время из размера выплачиваемого истице ЕДВ удерживается НСУ.
Судом был проверен порядок индексации размера ежемесячной денежной выплаты и установлено, что индексация назначенных сумм производилась Тупиковой Н.А. ответчиком ГУ УПФР в г. Усинске своевременно, в соответствие действующим законодательством.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истице, имеющей право на получение мер социальной поддержки, законом предоставлена возможность самостоятельно определять наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на те же обстоятельства, которые являлись предметом проверки суда первой инстанции, давшего им надлежащую правовую оценку, подробно изложенную в решении суда и настоящем определении.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения дела не нашли, при этом суд первой инстанции в полном объёме и в соответствии с нормами процессуального права исследовал представленные сторонами доказательства. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усинского городского суда Республики Коми от 14 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тупиковой Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.