Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Мочегаева Н.П.,
судей Голубь Е.С., Тимофеевой С.В.,
при секретаре Поповой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 04.02.2014 гражданское дело по иску Жерновой И.В. в интересах несовершеннолетнего к Администрации г. Кургана о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства ребенка
по апелляционной жалобе Жерновой И.В. на решение Курганского городского суда Курганской области от 12.11.2013, которым постановлено: исковые требования к Администрации г. Кургана о возложении обязанности предоставления сыну , года рождения, места в дошкольном образовательном учреждении г. Кургана по месту жительства ребенка, в группе полного дня, в течение одного месяца с момента вынесения решения суда оставить без удовлетворения ввиду необоснованности.
Заслушав доклад судьи Голубь Е.С., объяснения истца Жерновой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жернова И.В. обратилась в суд с иском в интересах несовершеннолетнего сына к Администрации г. Кургана о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства ребенка. В обоснование иска указала, что ее сын , года рождения, был поставлен на очередь в детский сад г. Кургана. До настоящего времени путевка в детский сад ему не предоставлена. Просила обязать Администрацию г. Кургана предоставить ее ребенку место в дошкольном образовательном учреждении г. Кургана по месту его жительства в группе полного дня в течение одного месяца с момента вынесения судом решения.
В судебном заседании истец Жернова И.В. исковые требования поддержала. Пояснила, что в течение двух лет после постановки ее сына на очередь место в дошкольном образовательном учреждении ему предоставлено не было. После ее обращения в прокуратуру г. Кургана было предложено место в детском саду в микрорайоне Утяк г. Кургана, находящемся на значительном от места жительства ребенка расстоянии. Настаивала на предоставлении ребенку места в дошкольном образовательном учреждении в радиусе 300 метров от места его жительства.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Кургана по доверенности Бояльский А.С. просил в иске отказать. Пояснил, что ребенок истца включен в общегородскую очередь под номером , на момент включения в очередь свободных мест в дошкольных учреждениях г. Кургана не было. В настоящее время для ребенка Жерновой И.В. предоставлено место в детском саду, находящемся в микрорайоне Утяк г. Кургана.
Суд в удовлетворении иска отказал, постановив изложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Жернова И.В. В жалобе указывает, что с решением не согласна, поскольку оно нарушает конституционные права ее ребенка.
Возражений на апелляционную жалобу от Администрации г. Кургана не поступило.
В суде апелляционной инстанции истец Жернова И.В. доводы апелляционной жалобы поддержала. Дополнительно пояснила, что является матерью троих детей и ни одному из них не было предоставлено место в детском саду. Ссылалась на нормы Конституции Российской Федерации, гарантирующей общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Ответчик Администрация г. Кургана явку своего представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечила, о времени и месте судебного заседания извещена в установленном процессуальным законом порядке, что подтверждено почтовым уведомлением о вручении, сведений об уважительных причинах неявки не представила.
Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика, извещенного о времени и месте его рассмотрения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Жернова И.В. является матерью троих детей: , года рождения, , года рождения, и , года рождения (л.д. 6).
истец обратилась в Департамент социальной политики Администрации г. Кургана с заявлением о предоставлении ее сыну путевки в детский сад г. Кургана, ребенок был поставлен на очередь за (л.д. 11). На 13.11.2013 очередь на получение путевки .
Путевка ребенку истца предоставлена не была, в связи с чем по указанному вопросу Жернова И.В. обращалась в Управление образования Департамента социальной политики Администрации г. Кургана и прокуратуру г. Кургана.
Письмом Управления образования Департамента социальной политики Администрации г. Кургана от истец была проинформирована о том, что номер очереди ее ребенка на получение места в детском саду не вошел в интервал номеров, которым подлежит выдача путевки в период с июня по сентябрь 2013. Исходя из очередности, решение о выдаче путевки в детский сад в отношении ее сына комиссией по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений принято не было. В настоящее время свободные места имеются в дошкольном учреждении (микрорайон Утяк), куда Жерновой И.В. предложено получить путевку (л.д. 9).
Жернова И.В. свободным местом в указанном детском саду не воспользовалась, обратилась с вышеуказанным иском, ссылаясь на отдаленность расположения данного детского сада от места жительства ее ребенка.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении иска, суд сослался на Правила приема детей при комплектовании муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений, муниципальных бюджетных дошкольных учреждений города Кургана, утвержденных Постановлением Администрации города Кургана от 25.12.2009 N 11784.
Исходя из анализа приведенных Правил, суд не усмотрел обязанности Департамента социальной политики Администрации г. Кургана предоставить ребенку истца внеочередную путевку в дошкольное учреждение в районе 300 метров от места проживания. Суд посчитал, что ответчик действовал в соответствии с предоставленными ему полномочиями, в рамках закона и муниципальных правовых актов г. Кургана, регламентирующих данные вопросы. Также судом отмечено, что предоставление ребенку Жерновой И.В. места в детском саду, минуя очередность, повлечет нарушение прав детей, вставших на учет ранее истца, а также детей, имеющих право на внеочередное и первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда.
Делая вышеизложенные выводы, суд первой инстанции не учел, что истец не ставила вопрос о внеочередном или первоочередном предоставлении ее ребенку места в детском саду, доводы Жерновой И.В. сводились к невозможности посещения ребенком детского сада в микрорайоне Утяк в связи с тем, что он находится на значительном для ребенка расстоянии. По этой причине истец просила предоставить детский сад по месту жительства ребенка.
Материалами дела установлено, что Жернова И.В. и ее сын зарегистрированы по (л.д. 5, 11). Данный дом входит в состав территории, которая согласно Приложению к постановлению Администрации города Кургана от 07.03.2013 N 1741 "О закреплении территорий за муниципальными дошкольными образовательными учреждениями города Кургана" закреплена за муниципальным дошкольным образовательным учреждением г. Кургана , расположенным в г. Кургане по ул. Чернореченская, .
Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (статья 15).
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 203-ФЗ, действующей на момент рассмотрения дела) в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15.05.2006 N 5-П указал, что важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (части 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14.12.1960) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
В ходе рассмотрения дела представителем ответчика не оспаривалось, что микрорайон Утяк г. Кургана, в котором находится дошкольное учреждение , куда предоставлено место для ребенка Жерновой И.В., расположен на существенном географическом отдалении от места проживания ребенка.
Судебной коллегией установлено, что ул. , по которой проживает несовершеннолетний , находится в поселке Рябково г. Кургана, расположенном в северной части города, микрорайон Утяк находится в юго-восточной части. Расстояние от дома истца по ул. до микрорайона Утяк только по прямой составляет 11,95 км, что указывает на значительную удаленность детского сада от места проживания ребенка.
Исходя из чего, судебная коллегия приходит к выводу, что место в детском саду предоставлено ребенку истца без учета физической доступности его посещения.
Основываясь на приведенных выше правовых нормах, позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу общедоступности дошкольного образования, судебная коллегия расценивает указанные обстоятельства как неисполнение органом местного самоуправления обязанности по обеспечению несовершеннолетнего возможностью получения общедоступного дошкольного образования.
С учетом изложенного, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Судебная коллегия отмечает, что с 01.01.2014 постановление Администрации г. Кургана от 25.12.2009 N 11784 "Об утверждении Правил приема детей при комплектовании муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений, муниципальных бюджетных дошкольных учреждений города Кургана" утратило силу в связи с изданием постановления Администрации г. Кургана от 06.12.2013 N 9064, вступившего в законную силу с 01.01.2014.
Данным Постановлением утвержден Порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кургана (далее - Порядок) вместе со "Списком детей для комплектования МБДОУ "Детский сад", которым регламентирован порядок комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования (далее - МДОУ), функции и полномочия учредителя которых осуществляет Департамент социальной политики Администрации г. Кургана.
Согласно пункту 4 названного Порядка комплектование МДОУ производится с учетом закрепленной территории за МДОУ и в соответствии с базой данных автоматизированной информационной системы (АИС) "Очередь в детский сад" по дате постановки на учет ежегодно в период с 1 февраля по 25 апреля.
Комплектование МДОУ без учета закрепленной территории (на свободные места) производится ежегодно в период с 1 июля по 25 июля с учетом АИС "Очередь в детский сад" по дате постановки на учет (пункт 5).
МДОУ после завершения приема заявлений и документов от родителей (законных представителей) детей, зарегистрированных на закрепленной территории, в течение трех рабочих дней письменно извещают Департамент о наличии свободных мест. Информация о наличии свободных мест в МДОУ размещается на сайтах МДОУ. Департамент ежегодно в период с 1 по 25 июля формирует списки без учета закрепленной территории (на свободные места) на новый учебный год.
Согласно пункту 20 Порядка при поступлении сведений в течение года о наличии свободных мест в МДОУ Департамент направляет списки из числа детей, находящихся на учете для предоставления места в МДОУ с учетом закрепленных территорий. При поступлении сведений в течение года о наличии свободных мест в МДОУ и отсутствии детей, нуждающихся в предоставлении места в МДОУ и проживающих на закрепленной за МДОУ территории, Департамент направляет списки из числа детей состоящих на учете, но не проживающих на закрепленной территории.
Из дела следует, что в августе 2013 истец была проинформирована о том, что ее ребенок будет прикреплен к дошкольному учреждению по месту жительства для зачисления по мере высвобождения мест в закрепленном детском саду (л.д.9).
При таких обстоятельствах, а также с учетом приведенных выше положений Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кургана, место в МДОУ предоставляется с учетом закрепленной территории.
Принимая во внимание, что в судебном заседании суда апелляционной инстанции истец выразила согласие на предоставление ее ребенку места в детском саду с учетом закрепленной территории, данный принцип положен в основу Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кургана, утвержденного постановлением Администрации г. Кургана от 06.12.2013 N 9064 и действующего на территории г. Кургана с 01.01.2014, судебная коллегия находит возможным удовлетворить требования истца, возложив на Администрацию Кургана обязанность по предоставлению несовершеннолетнему , проживающему по , места в дошкольном образовательном учреждении г. Кургана по месту его жительства с учетом закрепленной территории.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от отменить.
Исковые требования в интересах несовершеннолетнего к Администрации города Кургана удовлетворить.
Возложить на Администрацию города Кургана обязанность по предоставлению , года рождения, проживающему , места в дошкольном образовательном учреждении города Кургана по месту его жительства с учетом закрепленной территории.
Судья - председательствующий: Н.П. Мочегаев
Судьи Е.С. Голубь
С.В. Тимофеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.