Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Фоминой А.И., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 18 февраля 2014 года гражданское дело по исковому заявлению к Департаменту социальной политики Администрации города Кургана о возложении обязанности предоставить муниципальную услугу и выдать путевку в детское учреждение дошкольного образования (детский сад) в разумном удалении от постоянного места жительства
по апелляционной жалобе на заочное решение Курганского городского суда Курганской области от 18 ноября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования к Департаменту социальной политики Администрации г. Кургана о возложении обязанности выдачи путевки в детское учреждение дошкольного образования (детский сад) ребенку , года рождения, в разумном удалении от постоянного места жительства - в микрорайоне "Заозерный" - оставить без удовлетворения ввиду необоснованности".
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., объяснения представителя истца Барыщникова А.М. Чемякина О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Барышников А.М. обратился в суд с иском к Департаменту социальной политики Администрации города Кургана о возложении обязанности предоставить муниципальную услугу и выдать путевку в детское учреждение дошкольного образования (детский сад) в разумном удалении от постоянного места жительства - в микрорайоне "Заозерный".
В обоснование исковых требований указал, что является отцом Барышникова А.А., года рождения, который с 13.04.2011 находился на учете Департамента социальной политики Администрации города Кургана для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение. 09.09.2013 истцу выдана путевка в детский сад N 207 на станции Утяк города Кургана, тогда как он с семьей проживает в первом микрорайоне. Прямое транспортное сообщение между первым микрорайоном города Кургана и станцией Утяк отсутствует. Полагал, что указанными действиями ответчика нарушаются права его несовершеннолетнего сына, гарантированные Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Барышников А.М. просил суд возложить на Департамент социальной политики Администрации города Кургана обязанность предоставить ему муниципальную услугу и выдать путевку в детское учреждение дошкольного образования (детский сад) его ребенку Барышникову А.А. в разумном удалении от постоянного места жительства - в микрорайоне Заозерный города Кургана.
В судебном заседании представитель истца Барышникова А.М. по доверенности Чемякин О.А. на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивал.
Представитель ответчика Департамента социальной политики Администрации города Кургана в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил. В письменных возражениях на исковое заявление указывал, что при обращении истца в отдел дошкольного образования Управления образования Департамента социальной политики Администрации города Кургана ему было предложено имеющееся свободное место в дошкольном учреждении города и иной вариант: сохранение очередности при закреплении ребенка за детским садом по месту жительства в период с октября 2013 года по 27.12.2013. Истец принял решение о получении путевки в детский сад N 207 на станции Утяк, которая была ему выдана 09.09.2013.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Департамента социальной политики Администрации города Кургана в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал, постановив изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Барышников А.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Считает, что при принятии решения судом нарушены нормы процессуального права указанием о недоказанности истцом наличия у ответчика обязанности произвести обмен выданной путевки, обеспечив его ребенка местом в детском саду по месту жительства, поскольку данная обязанность возложена на ответчика Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" и не оспаривалась им в ходе рассмотрения дела. Напротив, ответчик указал, что по месту жительства ребенок истца подлежит обеспечению местом в детском саду N 129.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Барышникова А.М. - Чемякин О.А., действующий на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить и исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента социальной политики Администрации города Кургана и представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Департамента социальной политики Администрации города Кургана в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Представитель ответчика просил рассмотреть дело в его отсутствие, представитель третьего лица о причинах неявки суд не уведомил.
Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 5 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (действующими на момент рассмотрения дела) в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления", ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", действовавшего до 01.09.2013, а также п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в законную силу с 01.09.2013, вопросы организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории городских округов и муниципальных районов возложены на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Уставом муниципального образования города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от 28.02.2005 N 38, полномочия по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Кургана отнесены к компетенции Администрации города Кургана (п. 1.22 ст. 37).
Решением Курганской городской Думы от 19.10.2011 N 239 "О структуре Администрации города Кургана" для исполнения указанных полномочий образован Департамент социальной политики Администрации города Кургана, одной из функций которого в соответствии с возложенными на него задачами является организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях (ст. 3).
Постановлением Администрации города Кургана от 03.06.2011 N 3935 создана Комиссия по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кургана, основной задачей которой является организация комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кургана на основе данных очередности, с учетом льгот и преимуществ, установленных законодательством для отдельных категорий лиц.
Из материалов дела следует, что Барышников А.М. является отцом несовершеннолетнего , года рождения (свидетельство о рождении серии - л.д. 9).
09.09.2013 Департамент социальной политики Администрации города Кургана на имя Барышникова А.А. выдал путевку в детский сад N 207, расположенный в микрорайоне Утяк города Кургана (л.д. 8). Вместе с тем, как установлено судом и не оспаривалось участниками судебного процесса, истец Барышников А.М. и его сын Барышников А.А. зарегистрированы и постоянно проживают по адресу:
Отказывая Барышникову А.М. в удовлетворении требований о предоставлении путевки в дошкольное образовательное учреждение для его несовершеннолетнего сына Барышникова А.А. по месту жительства, суд первой инстанции посчитал, что ответчик действовал в соответствии с предоставленными ему полномочиями, в рамках закона и муниципальных правовых актов, регламентирующих данные вопросы. Также суд пришел к выводу о том, что фактически истцом заявлены требования об обмене предоставленной путевки в детский сад на станции Утяк города Кургана на путевку в детский сад микрорайона "Заозерный" города Кургана. Наличие у ответчика соответствующей обязанности истцом не доказано.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15.05.2006 N 5-П указал, что важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (ч.ч. 1 и 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14.12.1960) и ст. 13 Международного пакта от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах" доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность, в частности, установление бесплатного начального образования, но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
В ходе рассмотрения дела представителем ответчика не оспаривалось, что несовершеннолетний Барышников А.А. проживает в , расположенном в северо-западной части города, тогда как дошкольное образовательное учреждение N 207, место в котором ему предоставлено, находится в микрорайоне Утяк города Кургана - в юго-восточной части, на значительном удалении от места проживания ребенка.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что предоставленное ребенку истца место в детском саду не отвечает критериям безопасной физической досягаемости и разумного географического удаления.
Основываясь на приведенных выше правовых нормах и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, судебная коллегия расценивает указанные обстоятельства как неисполнение органом местного самоуправления обязанности по обеспечению несовершеннолетнего возможностью получения общедоступного дошкольного образования.
С учетом изложенного, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
06.12.2013 постановлением Администрации города Кургана N 9064, вступившим в силу 01.01.2014, утвержден Порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кургана, согласно которому комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования (далее по тексту МДОУ), осуществляет Департамент социальной политики Администрации города Кургана.
Согласно п.п. 4 и 5 Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кургана комплектование МДОУ производится с учетом закрепленной территории за МДОУ и в соответствии с базой данных автоматизированной информационной системы "Очередь в детский сад" по дате постановки на учет ежегодно в период с 1 февраля по 25 апреля. Комплектование МДОУ без учета закрепленной территории (на свободные места) производится ежегодно в период с 1 июля по 25 июля с учетом АИС "Очередь в детский сад" по дате постановки на учет.
При поступлении сведений в течение года о наличии свободных мест в МДОУ Департамент направляет списки из числа детей, находящихся на учете для предоставления места в МДОУ с учетом закрепленных территорий. Перевод детей из одного МДОУ в другое производится на основании личного заявления родителей (законных представителей), представленного в Департамент при условии отсутствия детей, нуждающихся в предоставлении места в МДОУ и проживающих на закрепленной за МДОУ территории (п. 20 Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кургана).
При таких обстоятельствах, а также с учетом приведенных выше положений Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кургана, место в МДОУ предоставляется с учетом закрепленной территории.
Согласно п. 64 приложения к постановлению Администрации города Кургана от 07.03.2013 N 1741 "О закреплении территорий за муниципальными дошкольными образовательными учреждениями города Кургана" дом в находится на территории, закрепленной за муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением N 129. Доказательств того, что в данном образовательном учреждении отсутствуют свободные места для детей соответствующего возраста ответчик суду не представил.
Принимая во внимание, что истец выражал согласие на предоставление его ребенку путевки в детский сад с учетом места проживания, этот же принцип положен в основу утвержденного постановлением Администрации города Кургана от 06.12.2013 N 9064 Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кургана, судебная коллегия находит возможным удовлетворить требования истца, возложив на Департамент социальной политики Администрации города Кургана обязанность по предоставлению несовершеннолетнему Барышникову А.А., года рождения, проживающему по адресу: , места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту его жительства с учетом закрепленной территории - в микрорайоне "Заозерный" города Кургана.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 18 ноября 2013 года отменить.
Исковые требования к Департаменту социальной политики Администрации города Кургана удовлетворить.
Возложить на Департамент социальной политики Администрации города Кургана обязанность выдать путевку (предоставить место) в муниципальное дошкольное образовательное учреждение , года рождения, по месту его жительства с учетом закрепленной территории - в микрорайоне "Заозерный" города Кургана.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.