Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.,
судей Шелудько В.В., Кудинова А.В.,
по докладу судьи Шелудько В.В.,
при секретаре Сидоренко О.А.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Ковалева В.А. по доверенности Масько Л.А. и апелляционной жалобе представителя Министерства обороны РФ по доверенности Коваленко Т.В. на решение Тихорецкого районного суда Краснодарского края от 26 декабря 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ковалев В.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства обороны РФ, выразившегося в непредставлении заявителю жилищного сертификата как военнослужащему, уволенному с военной службы. Просил обязать Министерство обороны РФ выдать Ковалеву В.А. жилищный сертификат как военнослужащему, прослужившему более двадцати лет, с указанием номинальной стоимости жилищного сертификата из расчета на двух членов семьи, а в случае невозможности предоставления данного сертификата - выдать сертификат на конкретное жилье, расположенное в Тихорецком городском поселении Тихорецкого района.
В ходе судебного разбирательства представитель Ковалева В.А. по доверенности Масько Л.А. настаивала на требованиях заявления.
Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, представил возражения, в которых указал на пропуск заявителем процессуального срока спаривания действий должностного лица, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель администрации МО Тихорецкий район по доверенности Склярова Ж.С. полагалась на усмотрение суда при разрешении спора.
Представитель отдела военного комиссариата Краснодарского края по г.Тихорецку и Тихорецкому району в зал судебного заседания не явились, в отзыве указал, что решение вопроса обеспечения военнослужащих жилыми помещениями не входит в компетенцию военного комиссариата.
Обжалуемым решением Тихорецкого районного суда Краснодарского края от 26 декабря 2013 года требования Коваленко В.А. удовлетворены частично. Районный суд признал незаконным бездействие Министерства обороны РФ, выразившееся в непредоставлении жилищного сертификата Ковалеву В.А, как военнослужащему, уволенному с военной службы. На Министерство обороны РФ возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Ковалева В.А. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Ковалева В.А. по доверенности Масько Л.А. просит решение суда изменить, удовлетворив требования заявления в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ по доверенности Коваленко Т.В. просит решение районного суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Ковалева В.А.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Ковалева В.А. по доверенности Масько Л.А., настаивавшей на удовлетворении апелляционной жалобы, пояснения представителя администрации МО Тихорецкий район по доверенности Дмитриевой Ю.П., просившей оставить решение районного суда без изменения, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
В силу положений Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (п.1 ст.15).
Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих (п.13 ст.15).
В соответствии с приказами Министра обороны РФ от 18.11.2010 N1550 и от 30.09.2010 N1280, работа по разрешению жилищных вопросов военнослужащих, и лиц, уволенных с военной службы, возложена на Департамент жилищного обеспечения МО РФ и его структурные подразделения в соответствующих военных округах, каковым в Южном военном округе является ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ. Сам Департамент жилищного обеспечения МО РФ является структурным подразделением Министерства обороны РФ.
Как следует из материалов дела, 17 июня 1999 года Ковалеву В.А. Министерством обороны РФ выдан государственный жилищный сертификат, который Ковалевым В.А. был возвращен в Министерство обороны РФ в виду истечения срока его реализации. Однако новый сертификат заявителю выдан не был.
Материалы дела не содержат доказательств того, что заявитель давал согласие на его снятие с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Прохождение Ковалевым В.А. военной службы в Вооруженных силах России с 1977 года по 1999 год подтверждается военным билетом.
Сведения о Ковалеве В.А. в едином реестре военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отсутствуют. Также нет сведений о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях и разъяснении мер законной реализации прав заявителя на получение жилищного сертификата.
Вместе с тем, согласно письму заместителя директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, 17 июня 1999 года Ковалеву В.А. был оформлен жилищный сертификат, который возвращен без реализации.
Согласно письму начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения", информация о Ковалеве В.А. в Едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отсутствует. По данным автоматизированной системы учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по состоянию на 05 декабря 2013 года жилищной комиссией войсковой части 97670 20 января 2005 года Ковалев В.А. признан нуждающимся в жилом помещении и 20 июля 2010 года снят с учета в связи с получением государственного жилищного сертификата. Государственный жилищный сертификат серии УВ N 657934 от 08 апреля 2010 года выдан Ковалеву В.А. на состав семьи 5 человек и оплачен 20 июля 2010 года. Договор социального найма с Ковалевым В.А. не заключался. Учетное дело Ковалева В.А. в ФГКУ "Югрегионжилье" не передавалось. В соответствии с приложенной выпиской Ковалев В.А. офицер, членов семьи пятеро, контракт заключен с 22 июля 1975 года.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что указанная выписка на имя Ковалева В.А. не имеет отношения к заявителю, поскольку он проходил службу в должности мичмана, что отражено в военном билете.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает обоснованным вывод районного суда о частичном удовлетворении требований заявления.
Доводы апелляционной жалобы представителя Ковалева В.А. по доверенности Масько Л.А. являются необоснованными и противоречат требованиям ч.1 ст.258 ГПК РФ, согласно которой, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Довод апелляционной жалобы представителя Министерства обороны РФ по доверенности Коваленко Т.В. о том, что решением районного суда обязанность по его исполнению возложена на ненадлежащее лицо, является несостоятельным. Департамент жилищного обеспечения МО РФ и его структурные подразделения в соответствующих военных округах являются органами военного управления и входят в структуру Министерства обороны РФ. В связи с чем, решение суда о возложении обязанности на Министерство обороны РФ устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Ковалева В.А. является законным и обоснованным.
Прочие доводы апелляционной жалобы представителя Министерства обороны РФ были предметом обсуждения суда первой инстанции, им дана верная оценка с изложением обоснованных выводов
Обстоятельства, имеющие значение для дела определены судом первой инстанции верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение Тихорецкого районного суда Краснодарского края от 26 декабря 2013 года законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тихорецкого районного суда Краснодарского края от 26 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.