Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей областного суда: Утенко Р.В, Кутыревой О.М.,
при секретаре: Павленко Е.И.,
рассмотрела в судебном заседании 17 апреля 2014 года дело по апелляционной жалобе казенного учреждения Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Русско-Полянскому району Омской области" на решение Русско-Полянского районного суда Омской области от 05 февраля 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Р.- " ... " Омской области, заявленные в интересах Диденко Н.П., удовлетворить.
Возложить обязанность на Казенное учреждение Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Р.- " ... " Омской области", а в случае недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности возложить обязанность на Министерство труда и социального развития Омской области предоставить меры социальной поддержки с 01.01.2013г. по 12.11.2013г. медицинскому работнику БУЗОО " Р.-Полянская ЦРБ" Диденко Н. П. в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг".
Заслушав доклад судьи областного суда Кутыревой О.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Р.- " ... " Омской области в интересах Диденко Н.П. обратился в суд с исковым заявлением к КУ Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Р.- " ... " Омской области", Министерству труда и социального развития Омской области, указывая, что с " ... " истица состоит в должности " ... " БУЗ Омской области " Р.-Полянская ЦРБ", в связи с чем имеет право на компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг. Решением КУ Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Р.- " ... " Омской области" от " ... " Диденко Н.П. назначены меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. Вместе с тем, согласно распоряжения руководителя КУ Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Р.- " ... " Омской области" от " ... " Диденко Н.П. с " ... " предоставление указанных мер социальной поддержки прекращено, что противоречит требованиям законодательства.
Прокурор просил возложить обязанность на КУ Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Р.- " ... " Омской области", Министерство труда и социального развития Омской области предоставить меры социальной поддержки с " ... " по " ... " Диденко Н.П. в виде права на получение компенсации расходов по оплате коммунальных услуг.
В судебном заседании Диденко Н.П. участия не принимала, действующий в ее интересах старший помощник прокурора Р.- " ... " Омской области Волкова И.Ю. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика КУ Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Р.- " ... " Омской области" Ганаев С.А. просил в удовлетворении исковых требований отказать. Суду пояснил, что 08.07.2013г. Омским областным судом вынесено решение об удовлетворении требований прокурора Омской области к Законодательному собранию Омской области о признании недействующей с момента вступления решения суда в законную силу статьи 2 Закона Омской области от 06.12.2012г. N " ... " "О внесении изменений в Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" в части приостановления действия ст. 36 Закона Омской области от 04.07.2008г. N " ... " "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" в отношении работников государственных учреждений здравоохранения Омской области. Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 13.11.2013г. указанное решение Омского областного суда оставлено без изменения. Таким образом, статья 2 Закона Омской области от 06.12.2012г. N " ... " признана недействующей с 13.11.2013г. С названной даты должны предоставляться работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области меры социальной поддержки. Кроме этого указал, что законодательство устанавливает право, а не обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации установить меры социальной поддержки работникам отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающим пенсионерам, уволенным из таких учреждений.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Омской области в судебном заседании участия не принимал. В отзыве на исковое заявление возражал против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе КУ Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Р.- " ... " Омской области" просит решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие у учреждения правовых оснований и денежных средств для предоставления требуемых мер социальной поддержки.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурора Р.- " ... " Омской области считает решение суда законным и обоснованным, ссылаясь на обязанность органов государственной власти субъекта РФ по предоставлению соответствующих мер социальной поддержки
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Омской области Смирновой Я.А., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судебным разбирательством и следует из материалов дела, Диденко Н.П. в период с " ... " по настоящее время работает в БУЗОО " Р.-Полянская ЦРБ" в должности " ... " и проживает в р.п. Р. П. Р.- " ... " Омской области.
Решением КУ Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Р.- " ... " Омской области" от " ... " Диденко Н.П. были назначены меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставление которых распоряжением того же учреждения с " ... " прекращено
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утв. Верховным Советом РФ 22.07.1993 N 5487-1, в редакции, действовавшей до 01.01.2005, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Общих принципах организации местного самоуправления" (далее Федеральный закон N 122-ФЗ) указанная норма признана утратившей силу, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Согласно части 5 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в редакции Федерального закона N 122-ФЗ, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утв. Верховным Советом РФ 22.07.1993 N 5487-1 утратили силу, в связи с принятием Федерального закона 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета. Статьей 153 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005 право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004; при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в своих постановлениях, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (Постановления от 16 декабря 1997 г. N 20-П, от 24 мая 2001 г. N 8-П, от 19 июня 2002 г. N 11-П, от 23 апреля 2004 г. N 9-П, определения от 4 декабря 2003 г. N 415-О, от 15 февраля 2005 г. N 17-О, от 1 декабря 2005 г. N 521-О, от 7 февраля 2008 г. N 383-О-П, от 3 февраля 2010 г. N 136-О-П и др.).
Из приведенных выше правовых положений следует, что федеральным законодательством установлено по существу не право, а обязанность органов государственной власти субъектов РФ установить меры социальной поддержки проживающим в сельской местности работникам медицинских организаций, находящимся в их ведении, которые предоставлялись им по состоянию на 01.01.2005.
В соответствии со ст. 36 Кодекса Омской области право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящей статьей, имеют постоянно проживающие в сельской местности, в том числе, работники, осуществляющие свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени, в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения, культуры, а также в муниципальных учреждениях культуры Омской области в соответствии с перечнями должностей работников, утверждаемых соответственно органом исполнительной власти Омской области в сфере здравоохранения, органом исполнительной власти Омской области в сфере культуры по согласованию с финансовым органом исполнительной власти Омской области (далее - работники).
Работникам и неработающим пенсионерам предоставляются следующие меры социальной поддержки: денежный эквивалент расходов на оплату общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м. на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв.м. на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера); денежный эквивалент расходов на оплату отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления); денежный эквивалент расходов на оплату освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), рассчитываемый исходя из расхода электрической энергии на одного потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, в пределах норматива потребления электроснабжения, утвержденного в установленном законодательством порядке.
Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Статьей 2 Закона Омской области от 06.12.2012 N 1494-ОЗ "О внесении изменений в Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" (далее Закон от 06.12.2012) действие статьи 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 01.01 по 31.12.2013.
Решением Омского областного суда от 02.07.2013, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 13.11.2013, ст. 2 Закона от 06.12.2012 в части приостановления действия статьи 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан признана недействующей. При этом суд указал, что законодатель субъекта Российской Федерации, приостанавливая на один календарный год действие правовой нормы, предусматривающей меры социальной поддержки медицинских работников, проживающих в сельской местности, фактически прекратил предоставление им льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, что привело к утрате гарантированного государством права на получение мер социальной поддержки социально незащищенных граждан.
В соответствии со ст. 39 Кодекса Омской области порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, установленным главой 4 Кодекса Омской области, определяется Правительством Омской области в части, не урегулированной настоящей главой.
Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Омской области утвержден постановлением Правительства Омской области от 02.12.2009 N 229-п (далее Порядок).
Приложением к Порядку определены категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, к числу которых отнесены работники, постоянно проживающие в сельской местности и осуществляющие свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях здравоохранения Омской области.
Согласно п. 3, 12 Порядка для назначения мер социальной поддержки граждане обращаются в уполномоченное государственное учреждение Омской области, находящееся в ведении Министерства труда и социального развития Омской области (далее - учреждение) по месту жительства с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по форме, утверждаемой Министерством труда и социального развития Омской области. Меры социальной поддержки (за исключением меры социальной поддержки по приобретению и доставке твердого топлива, а также сжиженного газа в баллонах) предоставляются гражданину с даты принятия учреждением решения о назначении мер социальной поддержки.
Согласно п. 1.3 Устава КУ ОО "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Русско-Полянскому району Омской области" учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации полномочий Министерства труда и социального развития Омской области в сфере предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в сфере предоставления мер социальной поддержки, установленных законодательством, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, работник БУЗОО "Русско-Полянская ЦРБ" Диденко Н.П. имеет право на получение данной меры социальной поддержки, поскольку имеет образование соответствующего уровня, занимает соответствующую должность по заключенному трудовому договору с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в муниципальном учреждении здравоохранения, расположенном в сельской местности.
При таких обстоятельствах дела, учитывая, что законодатель субъекта Российской Федерации, приостанавливая действие ст. 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, нарушил приведенные выше требования федерального законодательства, суд пришел к верному выводу о необходимости восстановления права истца на получение компенсации расходов по оплате коммунальных услуг с момента нарушения этого права.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие в бюджете субъекта РФ на 2013 год денежных средств для осуществления соответствующих выплат, на правомерность постановленного решения не влияет, поскольку отсутствие финансовых средств не может являться основанием для нарушения социальных прав граждан, предусмотренных законом.
Указание в жалобе на отсутствие правовых оснований для предоставления истцу мер социальной поддержки с 01.01.2013, поскольку решением Омского областного суда от 08.07.2013 ст. 2 Закона Омской области от 06.12.2012 в части приостановления действия ст. 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан признана недействующей с момента вступления решения в законную силу, т.е. с 13.11.2013, подлежит отклонению, так как признанный недействительным нормативный правовой акт нарушал права граждан, предусмотренные федеральным законодательством, в период всего своего действия, что установлено указанным решением суда. Отказ в предоставлении мер социальной поддержки влечёт нарушение у указанной категории граждан прав на предусмотренные законодательством и гарантированные государством льготы.
При вынесении решения суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Русско-Полянского районного суда Омской области от 05 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу КУ Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Русско-Полянскому району Омской области" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.