Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Т.И.,
судей областного суда Сокова А.В., Алейниковой С.А.,
при секретаре Колесниченко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 4 марта 2014 года по докладу судьи облсуда Алейниковой С.А. дело по апелляционным жалобам представителя Министерства обороны РФ ФИО4 и начальника территориального отделения в "адрес" ФГКУ " "данные изъяты"" МО РФ ФИО5 на решение Дубровского районного суда Брянской области от 3 декабря 2013 года по иску ФИО1 к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, командиру войсковой части 21350-3, Министерству обороны РФ о признании права на получение Государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что на основании ордера N 3421, выданного 9 июня 1998 года КЭЧ "адрес" Московского военного округа её супругу ФИО8 (военнослужащему), она с супругом и двумя детьми: ФИО6 и ФИО7 вселилась в трехкомнатную "адрес" закрытого военного городка п. Сеща Дубровского района Брянской области.
На основании Приказа командующего 61 воздушной армией Верховного главного командования (Военно-транспортной авиации) N ФИО8 досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по подпункту "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с организационно-штатными мероприятиями). При увольнении жилым помещением обеспечен не был.
Решением жилищной комиссии войсковой части 64233 (правопреемник войсковая часть 21350-3) поселка Сеща Дубровского района от 13 мая 2008 года ФИО8 признан участником Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы по категории - граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, то есть по подпункту "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, и включен в Список граждан-участников подпрограммы ГЖС, федеральной целевой программы "Жилище", состоящих на учете в войсковой части 64233 (правопреемник войсковая часть 21350-3), под номером "данные изъяты" (состав семьи три человека) и ежегодно подтверждал свое желание продолжать участие в подпрограмме.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 умер.
14 февраля 2011 года ФИО1 обратилась с заявлением на имя начальника Сещинского гарнизона ФИО9 об изменении получателя ГЖС, указав в качестве участника подпрограммы ГЖС себя, однако до настоящего времени Государственный жилищный сертификат ей не выдан.
В связи с чем, просила признать за ней право на получение Государственного жилищного сертификата в 2013-2014 гг. на состав семьи из четырех человек, включая её, сына ФИО10, невестку ФИО11, внука ФИО14, а также обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ сформировать сводный список граждан-получателей ГЖС в 2013-2014 гг., включив в него ФИО1 вместе с членами ее семьи, оформить в отношении ФИО1 и членов её семьи Государственный жилищный сертификат, который выдать в установленном порядке.
Решением суда от 3 декабря 2013 года иск удовлетворен.
Суд признал за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение Государственного жилищного сертификата в 2013-2014 гг. на состав семьи из четырех человек, включая её, сына ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, невестку ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внука ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Суд обязал Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ сформировать сводный список граждан-получателей ГЖС в 2013-2014 гг., включив в него ФИО1 вместе с членами её семьи, оформить в отношении ФИО1 и членов её семьи Государственный жилищный сертификат, который выдать в установленном порядке.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ ФИО4 просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска по тому основанию, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года N 1470-р военный город поселка Сеща утратил статус закрытого военного городка, а потому ее право на получение сертификата утрачено. Истец с семьей проживает на открытой территории.
Министерство обороны РФ не может быть ответственным за невыдачу сертификата в какие-либо конкретные сроки истцу, поскольку сроки выдачи сертификата законодательством не предусмотрены.
В апелляционной жалобе начальник территориального отделения в "адрес" ФГКУ " "данные изъяты"" МО РФ ФИО5 также просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении иска.
Кроме того, указывает на то, что невестка истца ФИО11 и внук истца ФИО14 не являлись участниками подпрограммы
В письменных возражениях ФИО1 просила обжалуемое решение суда отставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи облсуда Алейниковой С.А., объяснения ФИО1 и ее представителя ФИО12, ФИО10 и ФИО11, и объяснения представителя в/ч 41495 по доверенности ФИО13, возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
По делу установлено, что 9 июня 1998 года КЭЧ "адрес" Московского военного округа выдан ордер ФИО8 (военнослужащему), на основании которого он с супругой ФИО1 и двумя детьми: ФИО6 и ФИО7 вселилась в трехкомнатную "адрес" закрытого военного городка поселка "адрес".
Приказом командующего 61 воздушной армией Верховного главного командования (Военно-транспортной авиации) N он досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по подпункту "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с организационно-штатными мероприятиями).
При увольнении жилым помещением обеспечен не был, на жилищном учете в Брянской городской администрации среди граждан, уволенных с военной службы, не состоял.
Решением жилищной комиссии указанной выше войсковой части от 13 мая 2008 года ФИО8 признан участником подпрограммы по категории - граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, то есть по подпункту "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, и был включен в Список граждан-участников подпрограммы ГЖС, федеральной целевой программы "Жилище", состоящих на учете в войсковой части 64233 (правопреемник войсковая часть 21350-3), под номером 111 (состав семьи три человека) и ежегодно подтверждал свое желание продолжать участие в подпрограмме.
9 декабря 2009 года между ФИО8 и командиром войсковой части 21350-3 заключено обязательство о сдаче жилого помещения, которое он обязался сдать при получении ГЖС.
В декабре 2010 года сводный список граждан, изъявивших желание получить ГЖС в 2011 году по войсковой части 21350-3, подлежащих переселению из закрытых военных городков, с включением в него ФИО8 (состав семьи три человека) под номером "данные изъяты", направлен войсковой частью 21350-3 на утверждение командиру войсковой части 25969 "адрес" (Командующему ВТА ВВС Минобороны РФ).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 умер.
14 февраля 2011 года ФИО1 обратилась с заявлением на имя начальника Сещинского гарнизона ФИО9 об изменении получателя ГЖС, указав в качестве участника подпрограммы ГЖС вместо умершего супруга себя, после рассмотрения указанного заявления ФИО1 была включена в список участников подпрограммы ГЖС по войсковой части 21350-3 вместо супруга и под тем же номером 111.
В 2012 году истица в соответствии с действующим законодательством подтвердила свое желание продолжать участвовать в подпрограмме ГЖС на 2013 год.
25 июня 2012 года между ФИО1 и командиром войсковой части 21350-3 заключено обязательство о сдаче занимаемого жилого помещения.
16 августа 2013 года, на основании вступившего в законную силу решения Дубровского районного суда "адрес", супруга сына ФИО11 и её сын ФИО14 признаны членами семьи ФИО1
В настоящее время зарегистрированы и проживают в "адрес" военного городка п. Сеща Дубровского района Брянской области ФИО1 вместе с членами своей семьи: сыном ФИО7 (с ДД.ММ.ГГГГ), невесткой ФИО11 (с ДД.ММ.ГГГГ) и внуком ФИО14 (с ДД.ММ.ГГГГ).
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что истец, являясь участником подпрограммы ГЖС и федеральной целевой программы "Жилище", имеет право на получение ГЖС, поскольку этот статус никем не отменялся и не изменялся.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда по следующим основаниям.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 30 сентября 1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" (в редакции от 9 июля 2007 года N 861) в целях обеспечения предусмотренных законодательством РФ социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Во исполнение названного Указа, Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 (в редакции от 18 февраля 2013 года) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 года" установлено, что формой финансовой поддержки обеспечению граждан жильем является доставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение, которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, и утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной Подпрограммы.
Согласно подпункту "б" пункта 5 указанных Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Таким образом, основанием, дающим истцу право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, реализация которого осуществляется путем выдачи государственного жилищного сертификата, являлось наличие у территории места проживания статуса закрытого военного городка.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р военный городок поселка Сеща Дубровского района Брянской области включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 1470-р указанный военный городок исключен из перечня закрытых военных городов, имеющих жилищный фонд.
Таким образом, в связи с изменением статуса населенного пункта, в котором проживает истец, свидетельствует об отсутствии необходимости ее переселения, соответственно, условие, при наличии которого у истца возникает право на получение субсидии на переселение за счет средств федерального бюджета в силу действующего законодательства, отсутствует.
В отсутствие правовых оснований для отселения семьи истца из военного городка, не имеет значения дата ее обращения с заявлением на получение ГЖС и включение в список граждан участников программы по переселению из закрытых военных городков, поскольку наличие необходимых условий и оснований, установленных нормативными актами должно иметь место и на момент реализации права. Кроме того, супруга сына истца с внуком не являлись участниками данной программы.
Кроме того, истец как член семьи военнослужащего, в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий не признавалась, сведений о постановке на учет истца в едином реестре Департамента жилищного обеспечения МО РФ, на которое в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года N 1455 и положениями Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 года N 1550 функции по ведению реестра и распределению жилых помещений, не имеется.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе ФИО1 в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьей 328-329 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дубровского районного суда Брянской области от 3 декабря 2013 года отменить и принять новое решение об отказе ФИО1 в удовлетворении иска.
Председательствующий Т.И. Зубкова
Судьи областного суда А.В. Соков
С.А. Алейникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.