судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Бимовой И.А., Сударьковой Е.В.
при секретаре: Золототрубовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску Макарова А.Н. к Военному комиссариату Красноярского края о перерасчете размера пенсии, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Макарова А.Н.
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 31 октября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Макарова А.Н. к военному комиссариату Красноярского края о перерасчете размера пенсии, компенсации морального вреда отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Макарова А.Н. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Красноярского края о перерасчете размера пенсии, компенсации морального вреда.
Требования мотивировал тем, что являясь гражданином Российской Федерации, в период с июля 1992 года по сентябрь 1994 года проходил военную службу в Вооруженных Силах республики Узбекистан. В феврале 1993 года в порядке исполнения обязанностей военной службы участвовал в авиационном обеспечении групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира в Таджикистане. Впоследствии из Вооруженных сил Республики Узбекистан был переведен в Вооруженные силы Российской Федерации, а затем уволен с назначением пенсии по выслуге лет. 08.10.2012 года комиссией Центрального военного округа истцу было выдано удостоверение ветерана боевых действий. Однако в декабре 2012 года ответчик сообщил об ошибочной выдаче ему удостоверения и впоследствии отказал в повышении пенсии за выслугу лет со ссылкой на отсутствие у него статуса ветерана боевых действий.
Отказ ответчика в повышении пенсии за выслугу лет в соответствии с п. "г" ст. 45 Федерального Закона N4468-1 " О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу ... " считает незаконным, в связи с чем просил возложить обязанность произвести с 08.10.2012 года повышение пенсии за выслугу лет на 32% расчетного размера социальной пенсии, компенсировать моральный вред.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Макаров А.Н. просил решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, неправильным определением фактических обстоятельств дела. Судом, по мнению истца, не дана оценка имеющимся в материалах дела доказательствам, подтверждающим факт его участия в боевых действиях на территории республики Таджикистан, не дано оценки его доводам о том, что то он в силу Федерального Закона N5-ФЗ от 12.01.1995 года "О ветеранах" имеет право на повышение пенсии за выслугу лет до 32% расчетного размера социальной пенсии.
Представитель комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещался должным образом, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав истца Макарова А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика - Военного комиссариата Красноярского края - Петрову О.Н. (доверенность от 09.01.2014 года), просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Пенсионное обеспечение военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с п. "г" ст. 45 указанного Закона пенсии за выслугу лет, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, повышаются, в том числе ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
В соответствии со ст. ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 года к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.
Из смысла вышеуказанной статьи следует, что для наделения лица статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в п. 1 ст. 3 названного закона, и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях.
Приложением к Федеральному закону от 12.011995 года N 5 -ФЗ "О ветеранах" установлен Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий, участие в которых дает право на приобретение статуса ветерана боевых действий. В его разделе III указаны боевые действия в республике Таджикистан в период с сентября - ноябрь 1992 года, с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
На основании ст. 28 ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действующей до 01.07.2013 года) реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 года N 763 меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 года. Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В силу п. 7 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации (утв. Приказом Министра обороны РФ от 11.08.2012 N 2288) выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (за исключением гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г.), направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Макаров А.Н. в период с 13.07.1992 года по 09.09.1994 года проходил службу в Вооруженных Силах Республики Узбекистан, что не оспаривалось самим Макаровым А.Н. в ходе рассмотрения дела по существу.
В период прохождения военной службы в Вооруженных Силах Республики Узбекистан Макаров А.Н. участвовал в течение 10 полетных дней (19.02.1993 года по 28.02.1993 года) в авиационном обеспечении действий групп военных наблюдателей и коллективных Сил по поддержанию мира в Таджикистане.
09.09.1994 года истец был откомандирован в распоряжение командующего войсками Сибирского военного округа.
При этом материалы дела не содержат доказательств того, что в период военной службы в СССР, в Российской Федерации истец участвовал в боевых действиях.
Таким образом, поскольку Макаров А.Н. в республику Таджикистан органами государственной власти СССР или Российской Федерации не направлялся, участвовал в боевых действиях по решению республики Узбекистан, он в силу указанных выше положений Федерального закона "О ветеранах" не может иметь статус ветерана боевых действий, в связи с чем положения пункта "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу ... " на не него не распространяется.
Как установлено судом первой инстанции, 18.09.2012 года комиссией Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Макарову А.Н. отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, поскольку войсковая часть 23340 не входила в перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавших (принимающих) участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан.
Вместе с тем, 06.11.2012 года истцу было ошибочно выдано удостоверение ветерана боевых действий.
04.12.2012 года в военный комиссариат Красноярского края поступила телеграмма начальника управления кадров Центрального военного округа с требованием инициировать изъятие удостоверения, в связи с чем в адрес истца ответчиком направлено предложение до 25.12.2012 года прибыть для добровольного возврата данного удостоверения.
Истец без имеющихся на то оснований отказывается возвратить ошибочно выданное ему удостоверение ветерана боевых действий.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в силу Закона "О ветеранах" истец Макаров А.Н. не приобрел статус ветерана боевых действий, решение о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий уполномоченным на это органом не принималось, а удостоверение выдано ему ошибочно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Макарова А.Н. о перерасчете размера выплачиваемой ему пенсии с учетом ее повышения на 32 % в соответствии с п. "г" ст. 45 Законом РФ от 12.02.1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу ... "
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела не нашел своего подтверждения факт нарушения как имущественных, так и личных неимущественных прав истца, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 151 ГК РФ, также обоснованно отказал в удовлетворении требований Макарова А.Н. о компенсации морального вреда.
Доводы апелляционной жалобы Макарова А.Н. о наличие у него права на повышение пенсии за выслугу лет до 32%, судебная коллегия не может признать состоятельными, так как отсутствуют правовые основания для иной оценки обстоятельств настоящего спора. Приведенные выводы суда основаны на правильно примененных и истолкованных нормах материального закона, подлежащих применению к возникшим правоотношениям сторон, не противоречат материалам дела и истцом не опровергнуты.
При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 31 октября 2013 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Макарова А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.