Постановление Президиума Московского окружного военного суда г. Москвы от 05 марта 2014 г.
(Извлечение)
Президиум Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего
Абабкова А.В.,
и членов президиума:
Ряузова А.Н., Елфимова В.В.,
Зубова Е.В., Караблина А.А., Уланова А.Е., Самойленко А.И.,
при секретаре Григоряне А.С., с участием заявителя Дубинской Л.Л. и её представителя Давыденко Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе начальника 3 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 3 отдел Управления) Дергунова А.В. на апелляционное определение судебной коллегии Московского окружного военного суда от 10 октября 2013 года, которым отменено решение Воронежского гарнизонного военного суда от 23 июля 2013 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего, проходящего военную службу по контракту и находящегося в распоряжении командира войсковой части N, "воинское звание" Дубинской "Л.Л." об оспаривании действий начальника Управления и начальника 3 отдела Управления, связанных со снятием с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Романова В.С., изложившего обстоятельства дела, содержание принятых по нему судебных постановлений, доводы кассационной жалобы и мотивы вынесения определения о её передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, объяснения Дубинской Л.Л. и её представителя Давыденко Н.А., возражавших против её удовлетворения, президиум
УСТАНОВИЛ:
как усматривается из материалов дела, Дубинская по прежнему месту военной службы в городе Богучаре Воронежской области в 1996 году была обеспечена по установленным нормам благоустроенной двухкомнатной квартирой в составе семьи военнослужащего Дубинского В.В. общей площадью 54,02 кв.м. Данное жилое помещение предоставлено указанным лицам на состав семьи 3 человека (Дубинская, её супруг и дочь).
В 2006 году Дубинская была переведена к новому месту военной службы в город Воронеж в войсковую часть N, где решением жилищной комиссии той же воинской части от 30 мая 2008 года (протокол N 20) признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, совместно с супругом.
В связи с расторжением брака в мае 2010 года, решением названной жилищной комиссии от 2 июня 2010 года (протокол N 45) установлено нахождение Дубинской на жилищном учёте в составе семьи из одного человека.
В июне 2011 года Дубинская снялась с регистрационного учёта по месту жительства в указанной квартире в городе Богучаре, а вступившим в законную силу решением Богучарского районного суда Воронежской области от 25 октября 2011 года - признана утратившей право пользования этим жилым помещением.
Решением того же районного суда от 16 апреля 2013 года, вступившим в законную силу 16 июля 2013 года, признано право собственности вышеназванного жилого помещения в городе Богучаре Воронежской области бывшего супруга Дубинской - Дубинского В.В. и дочери Черниковой В.В. по ? доли на каждого.
Решением начальника 3 отдела Управления от 22 апреля 2013 года N 01-34/39/13 Дубинская снята с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с обеспечением от Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением по установленным нормам, которое она добровольно оставила бывшим членам семьи.
Полагая свои права нарушенными, Дубинская обратилась в суд с заявлением, в котором, оспаривая вышеуказанное решение, просила обязать начальников Управления и 3 отдела Управления его отменить и восстановить её на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением Воронежского гарнизонного военного суда от 23 июля 2013 года Дубинской в удовлетворении заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии Московского окружного военного суда от 10 октября 2013 года решение гарнизонного военного суда отменено и принято новое решение, которым заявление Дубинской удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной 30 ноября 2013 года и поступившей в суд кассационной инстанции 11 декабря 2013 года, начальник 3 отдела Управления, выражая несогласие с состоявшимся апелляционным определением, утверждает о существенном нарушении судом второй инстанции норм материального права, в обоснование чего приводит следующие доводы.
По мнению начальника 3 отдела Управления, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и Инструкция о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённая приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений дополнительные обязанности по сдаче ими ранее полученного жилья.
Анализируя ст.ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, должностное лицо утверждает, что реализация права на жилое помещение военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путём предоставления за счёт Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы с его передачей при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жилья по избранному месту жительства. Предоставляя определённой в этих нормах закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильём для постоянного проживания, указанный закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за всё время военной службы, что предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. В случае, если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны Российской Федерации по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Судом второй инстанции не было принято во внимание, что Дубинская распорядилась жильём и не пыталась разменять вышеуказанную квартиру, в том числе принудительно, и сдать её Министерству обороны Российской Федерации.
Считает, что незаконное нахождение (восстановление) заявителя на учёте лиц, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, влечёт незаконное и необоснованное расходование бюджетных средств.
В заключение жалобы должностное лицо просит отменить апелляционное определение, оставив в силе решение гарнизонного военного суда.
Дубинская представила в суд кассационной инстанции письменные возражения на кассационную жалобу начальника 3 отдела Управления, в которых просит оставить кассационную жалобу должностного лица без удовлетворения, а апелляционное определение без изменения.
Определением судьи Московского окружного военного суда Романова В.С. от 6 февраля 2014 года кассационная жалоба начальника 3 отдела Управления с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы кассационной жалобы, президиум приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении заявления Дубинской, гарнизонный военный суд, сославшись на ст.ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 49 и ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, исходил из того, что заявитель была обеспечена по установленным нормам жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации в составе семьи супруга военнослужащего Дубинского В.В. Снявшись в июне 2011 года с регистрационного учёта в этом жилом помещении и не сдав его жилищным органам Министерства обороны Российской Федерации, Дубинская утратила право на повторное получение жилого помещения от Министерства обороны Российской Федерации.
В обоснование отмены решения суда первой инстанции, суд второй инстанции в определении сослался на п.п. 1 и 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и указал, что Дубинская как военнослужащая, переведённая в 2006 году к новому месту военной службы в город Воронеж, обоснованно в 2008 году была принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в составе семьи 2 человека (заявитель и её супруг), а после расторжения брака в 2010 году - в составе семьи из одного человека.
При этом суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что поскольку на момент снятия в 2011 году с регистрационного учёта по месту жительства в жилом помещении в городе Богучаре Воронежской области Дубинская находилась на жилищном учёте, то положения ст. 53 ЖК РФ на неё не распространяются.
Также суд второй инстанции указал, что вследствие обеспечения Дубинской квартирой от Министерства обороны Российской Федерации по предыдущему месту военной службы в составе семьи своего супруга и не получения жилья по новому месту военной службы, у заявителя отсутствует обязанность сдать это жилое помещение.
В то же время, суд апелляционной инстанции в определении указал о том, что действия заявителя о снятии её с регистрационного учёта по месту жительства в квартире бывшего супруга на основании ст. 57 ЖК РФ подлежат оценке при предоставлении ей жилого помещения.
Однако данные выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неверном применении норм материального права.
Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает как ряд государственных гарантий и компенсаций, так и ряд ограничений, в том числе в сфере реализации жилищных прав указанных лиц. Принятием указанного Федерального закона государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства и гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Формы и порядок реализации военнослужащими конституционного права на жилище установлены ст. 15 указанного Федерального закона.
Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 8 мая 2006 года N 66-ФЗ) предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 23 того же Федерального закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 данного Федерального закона.
Кроме того, пунктом 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах Российской Федерации определён Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция).
Пунктами 17 и 18 Инструкции (в редакции приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 509) установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка.
С военнослужащими не может быть заключён договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в п. 17 данной Инструкции.
Приведённые нормативные правовые акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (на дополнительную площадь и т.д.), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.
Из анализа названных правовых норм также следует, что реализация права на жильё военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путём предоставления за счёт Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с условием его сдачи для последующего обеспечения жильём по месту военной службы или по избранному при увольнении месту постоянного жительства.
В случае если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны Российской Федерации по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определённом ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильём возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Дубинская, проходящая военную службу по контракту с 1991 года, по прежнему месту военной службы в городе Богучаре Воронежской области в 1996 году была обеспечена по установленным нормам благоустроенной двухкомнатной квартирой в составе семьи военнослужащего Дубинского В.В. общей площадью 54,02 кв.м. Данное жилое помещение предоставлялось указанным лицам на состав семьи 3 человека (Дубинская, её супруг и дочь).
В мае 2006 года Дубинская была переведена к новому месту военной службы в войсковую часть N в город Воронеж, где в мае 2008 года вместе с супругом были признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В связи с расторжением брака в мае 2010 года Дубинская с июня 2010 года стала состоять на указанном учёте в составе семьи из одного человека.
В июне 2011 года Дубинская снялась с регистрационного учёта по месту жительства в указанной квартире в городе Богучаре и зарегистрировалась по адресу воинской части в городе Воронеже, а вступившим в законную силу решением Богучарского районного суда Воронежской области от 25 октября 2011 года она была признана утратившей право пользования этим жилым помещением.
Обеспеченность Дубинской и членов её семьи общей площадью до снятия её в июне 2011 года с регистрационного учёта по месту жительства в жилом помещении, расположенном в городе Богучаре Воронежской области, превышала установленную органами местного самоуправления учётную норму как по месту нахождения этого жилого помещения, так и по месту прохождения заявителем военной службы в городе Воронеже, которая в указанных населённых пунктах составляла 11 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Впоследствии вступившим в законную силу решением того же районного суда от 16 апреля 2013 года за бывшим супругом Дубинской - Дубинским В.В. и дочерью Черниковой В.В. признано право собственности вышеназванного жилого помещения в городе Богучаре Воронежской области по ? доли на каждого.
Поскольку Дубинская, имеющая на основании ст. 69 ЖК РФ право пользования жилым помещением и проживания в нём как член семьи нанимателя до мая 2010 года (дата расторжения брака), а с этой даты - как бывший член семьи нанимателя, снявшись в июне 2011 года с регистрационного учёта по месту жительства в этом жилом помещении и не приняв должных мер по выделению причитающейся ей доли жилого помещения в установленном законом порядке, в том числе, не совершив действий по его принудительному обмену, то добровольно утратила право пользования этим жилым помещением, вытекающим из договора социального найма, и лишила себя возможности сдать ранее предоставленное Министерством обороны Российской Федерации жилое помещение.
Данные действия Дубинской привели к состоянию, требующему участия со стороны Министерства обороны Российской Федерации в повторном обеспечении её жилым помещением.
Учитывая, что на Дубинскую, как военнослужащего, распространяется обязанность по сдаче ранее полученного от Министерства обороны Российской Федерации жилого помещения, независимо от обеспечения жилым помещением в составе семьи военнослужащего Дубинского В.В., то не имеется оснований для её повторного обеспечения жильём этим же органом федеральной исполнительной власти, а вывод суда апелляционной инстанции об обратном не основан на законе.
Кроме того, согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 этого Кодекса оснований снятия их с учета.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 56 того же Кодекса граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Поскольку Дубинская утратила возможность сдать ранее полученное ею от Министерства обороны Российской Федерации жилое помещение и как следствие право на повторное обеспечение жилым помещением от данного федерального органа исполнительной власти, то тем самым утратила основания, дающие ей право на получение жилого помещения по договору социального найма, и право состоять на жилищном учёте.
Данные обстоятельства, вопреки выводу суда апелляционной инстанции, позволили начальнику 3 отдела Управления принять решение о снятии Дубинской с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Вывод суда второй инстанции о том, что действия заявителя о снятии с регистрационного учёта по месту жительства в квартире бывшего супруга на основании ст. 57 ЖК РФ подлежат оценке только при предоставлении ей жилого помещения, сам по себе свидетельствует о том, что Дубинская, не сдав в установленном порядке ранее полученное от Министерства обороны Российской Федерации жилое помещение, тем самым утратила основания для повторного обеспечения жильём по договору социального найма от данного органа федеральной исполнительной власти, что согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ явилось основанием для снятия её с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таким образом, допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права президиум признаёт существенными, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов начальника 3 отдела Управления, и полагает необходимым отменить апелляционное определение суда второй инстанции и оставить в силе решение гарнизонного военного суда.
С учётом изложенного и руководствуясь ст.ст. 386, 387 и 388, п. 4 ч.1 ст. 390 ГПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционное определение судебной коллегии Московского окружного военного суда от 10 октября 2013 года по гражданскому делу по заявлению Дубинской "Л.Л." отменить.
Оставить в силе решение Воронежского гарнизонного военного суда от 23 июля 2013 года по заявлению Дубинской Л.Л.
Председательствующий А.В. Абабков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.