Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей областного суда Пересыпкиной Т.И., Федотовой Л.Б.,
при секретаре Бобылевой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Черномырдина С.А. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Оренбургского района Оренбургской области от 19 марта 2013 г. N 24/50
по апелляционной жалобе Черномырдина С.А.
на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 15 ноября 2013 г.
Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Черномырдин С.А. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что территориальная избирательная комиссия Оренбургского района решением от 19 марта 2013 года N 24/50 сформировала на территории Оренбургского района Оренбургской области 58 участковых избирательных комиссий, в том числе на территории муниципального образования Степановский сельсовет - участковую избирательную комиссию N 1163. При её формировании был грубо нарушен установленный законодательством порядок формирования участковых избирательных комиссий, вследствие чего они являются нелегитимными. Согласно п. 1 ст. 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. На избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с п. 2 ст. 19 закона, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями. Территориальной комиссией на территории муниципального образования Степановский сельсовет является избирательная комиссия муниципального образования Степановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области. Согласно п. 4 ст. 15 Закона Оренбургской области "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области" формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, указанных в части 1 ст. 10 настоящего Закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, месту работы, службы, учебы. Вышестоящей комиссией по отношению к участковой избирательной комиссии N 1163 является избирательная комиссия муниципального образования Степановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области с возложением полномочий окружных избирательных комиссий по одномандатным избирательным округам с N1 по N13. В силу указанных положений закона участковая избирательная комиссия могла быть сформирована только избирательной комиссией муниципального образования Степановский сельсовет. Оспариваемое решение территориальной избирательной комиссии также противоречит статье 130 Конституции Российской Федерации.
Черномырдин С.А. просил признать решение территориальной избирательной комиссии Оренбургского района Оренбургской области от 19 марта 2013 г. N 24/50 "О формировании участковых избирательных комиссий на избирательных участках, образованных на территории Оренбургского района" не соответствующим Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 15 ноября 2013 года в удовлетворении заявления Черномырдина С.А. отказано.
С решением суда от 15 ноября 2013 г. заявитель Черномырдин С.А. не согласился. В обоснование апелляционной жалобы указал, что судом ошибочно применен трехмесячный срок для оспаривания решения территориальной избирательной комиссии, установленный частью 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ. Полагает, что данное решение является нормативным правовым актом, и срок для его обжалования согласно нормам главы 24 Гражданского процессуального кодекса РФ не истек. Кроме того, судом при вынесении решения не принято во внимание, что оспариваемое решение противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству, а значит, должно быть признано судом недействующим. Поскольку судом допущено нарушение норм материального и процессуального права, то в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, оно подлежит отмене. Просил принять по делу новое решение об удовлетворении его заявления.
В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции заявитель Черномырдин С.А., его представитель по доверенности Дудник В.Н. поддержали апелляционную жалобу, просили её удовлетворить.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представитель избирательной комиссии Оренбургской области, председатель Нальвадов А.Ю., в письменном заявлении просил рассмотреть апелляционную жалобу Черномырдина С.А. в отсутствие их представителя.
Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Заслушав заявителя и его представителя, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. На избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с пунктом 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 15 Закона Оренбургской области от 06 июля 2006 г. N364/72-IV-ОЗ "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области".
Судом первой инстанции установлено, что решением территориальной избирательной комиссии Оренбургского района от 19 марта 2013 года N24/50 на территории Оренбургского района сформированы 58 участковых избирательных участков N 1150-1207 с правом решающего голоса. Определено общее число членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса в количестве 458 человек согласно приложению N1. Утвержден персональный состав участковых избирательных комиссий согласно приложению N 2.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку на территории Оренбургского района Оренбургской области имеется одна территориальная избирательная комиссия Оренбургского района, указанная территориальная избирательная комиссия правомерно приняла оспариваемое решения на основании частьи 1 статьи 27 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", части 1 статьи 15 Закона Оренбургской области от 06 июля 2006 г. "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области". Доводы заявителя о том, что формирование участковой избирательной комиссии относится к компетенции избирательной комиссии муниципального образования Степановский сельсовет Оренбургского района являются несостоятельными.
Судебная коллегия с данным выводом соглашается, поскольку он соответствует закону и обстоятельствам, установленным судом при рассмотрении гражданского дела.
Кроме того, в силу части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушение его прав и свобод.
Поскольку оспариваемое решение территориальной избирательной комиссии Оренбургского района Оренбургской области вынесено 19 марта 2013 г., а заявитель обратился в суд с заявлением о его оспаривании 18 октября 2013 г., доказательств наличия каких-либо уважительных причин пропуска срока не представил, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске Черномырдиным С.А. срока на обжалование решения территориальной избирательной комиссии Оренбургского района от 19 марта 2013 г.
Заявитель в апелляционной жалобе ссылается на то обстоятельство, что им обжалуется нормативный правовой акт по правилам главы 24 Гражданского процессуального кодекса РФ. Вследствие чего срок на обжалование нормативного правового акта не пропущен.
Указанный довод судебная коллегия не может признать обоснованным, поскольку решение территориальной избирательной комиссии Оренбургского района Оренбургской области не является нормативно-правовым актом, так как не содержит признаков, характеризующих его таковым, в том числе не содержит правовых норм, устанавливающих правила поведения для субъектов данных правоотношений. Факт его опубликования в средствах массовой информации также не свидетельствует о том, что оспариваемое решение является нормативным правовым актом, поскольку статьей 30 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены законом.
Таким образом, исходя из указанных положений закона следует, что законом предусмотрен альтернативный опубликованию способ обеспечения гласности в деятельности избирательных комиссий - доведение решений комиссий до сведения избирателей иным, кроме опубликования, способом, в объеме и в сроки, которые установлены законом, из чего следует, что момент вступления в силу решений комиссий не зависит от осуществления их опубликования, а отсутствие опубликования не может повлиять на законность принятых комиссией решений.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом применены верно.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 330 ГПК РФ не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 320-328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 15 ноября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Черномырдина С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.