Решение Пензенского областного суда от 31 марта 2014 г. по делу N 12-47/2014
Судья Пензенского областного суда Попов П.Г.,
При секретаре Юнусовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31.03.2014 года жалобу Суворовой Л.Л. на постановление судьи Шемышейского районного суда Пензенской области от 18.03.2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Шемышейского районного суда Пензенской области от 18 марта 2014 года Суворова Л.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение гражданки Республики "данные изъяты" Суворовой Л.Л. 13 "данные изъяты" года рождения осуществить путем самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации.
В жалобе Суворова Л.Л. просит об отмене постановления судьи районного суда, вынесенного в отношении нее, поскольку проживать в "данные изъяты" не может, так как не имеет там жилья, и нет родственников. В настоящее время у нее имеется несовершеннолетний ребенок, рожденный на территории России, отец которого является гражданином России "данные изъяты".
Из-за юридической неграмотности ребенок был зарегистрирован на ее имя.
Кроме данного ребенка она имеет еще двух несовершеннолетних детей, которые обучаются в школе.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснение, представителя Управления Миграционной службы по Пензенской области Желонкиной Н.В., прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 года N 115 - ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 18 марта 2014 года в "данные изъяты" минут в ходе проверки режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации в "данные изъяты" выявлена гражданка Республики "данные изъяты" Суворова Л.Л., прибывшая на территорию Российской Федерации 15.09.2010 года на срок до 19.12.2010 года, которая в нарушении п. 2 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" по истечению срока временного пребывания в Российской Федерации с 19.12.2010 года и до настоящего времени уклоняется от выезда из Российской Федерации, пребывая на ее территории незаконно.
Факт совершения Суворовой Л.Л. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 18 марта 2014 года (л.д. N 3), объяснением Суворовой Л.Л. от 18 марта 2014 года (л.д. N 10); копией паспорта гражданки "данные изъяты" (л.д. N 5), копией миграционной карты (л.д. 6) и иными собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Суворовой Л.Л. правильно квалифицированы по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, при назначении Суворовой Л.Л. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судьей не были в полной мере учтены обстоятельства, указанные в части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из материалов дела следует, что Суворова Л.Л. въехала на территорию Российской Федерации 15 сентября 2010 года и до настоящего времени проживает на территории Российской Федерации, проживает в гражданском браке с "данные изъяты" имеют совместного ребенка в возрасте четырех месяцев. Двое ее других детей учатся в школе. В настоящее время на территории республики "данные изъяты" Суворова Л.Л. не имеет жилья и близких родственников. При этом, выдворение Суворовой Л.Л. отразится на ее семье и несовершеннолетних детях.
Как следует из жалобы Суворовой Л.Л., она утратила какие-либо социальные связи с республикой "данные изъяты" откуда въехала, и имеет намерение проживать на территории Российской Федерации вместе с членами ее семьи, оформив разрешение на временное пребывание в Российской Федерации, а впоследствии приобрести гражданство Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Суворовой Л.Л. на уважение семейной жизни.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.).
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, учитывая, вышеизложенные обстоятельства, свидетельствующие о наличии семейных и социальных связей Суворовой Л.Л. с Российской Федерацией, а также то, что Суворова Л.Л. ранее не допускала административных правонарушений на территории Российской Федерации, в настоящее время намерена устранить нарушение миграционного законодательства, легализовав свое нахождение на территории Российской Федерации, прихожу к выводу, что назначение Суворовой Л.Л. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации является явно несоразмерным и противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 1-П и от 14 февраля 2013 г. N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи Шемышейского районного суда Пензенской области от 18 марта 2014 года подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Суворовой Л.Л. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда с территории Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Шемышейского районного суда Пензенской области от 18 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Суворовой Л.Л. изменить путем исключения из него указания на назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Жалобу Суворовой Л.Л. - удовлетворить частично.
Судья областного суда П.Г. Попов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.